Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как подготовиться к проверке умения работать с текстом документа?

Поиск

Первой ступенькой к желаемому результату является умение работать с учебником, в котором текст адаптирован (облегчен, упрощен, написан доступно), т. е. приспособлен к возможностям ученика школы. Если оканчивающий школу не в состоянии правильно понимать текст учебника, то тем более он не справится с оригинальными источниками.
Опорой является и опыт работы с историческими документами. Ведь источники, привлекаемые в курсе истории, и документы, изучаемые в курсе обществознания, однотипны (при том что при изучении истории преобладают государственные документы, тексты личного характера – мемуары и пр., а для обществознания особенно важны материалы философского и научного плана). Однако требуются еще и специальные знания об особенностях работы с источниками.
Прежде всего заметим, что некоторые умственные операции, которые осуществляются при изучении источника одного вида, не применяются в работе с источником другого вида. Например, отношение автора документа к тому или иному явлению явно выражено в публицистическом тексте, авторская позиция также находит отражение в философском труде. Но строго научный текст, как правило, не содержит оценочных суждений, зато в нем главное – аргументация того или иного положения. Между тем тщетно было бы искать аргументацию в тексте закона или другого нормативного акта.
Точно так же метафоры, образные выражения, сравнения присущи публицистическому тексту, в то время как их нельзя найти в нормативном документе, да и в научных текстах они – редкость. А в научно-популярном тексте сравнения, примеры – в порядке вещей.

В чем заключаются интерпретация и анализ текста?

Интерпретация направлена на установление смысла, вложенного в произведение его автором. Учитывая, что в курсе обществознания используются тексты, авторы которых принадлежат к различным культурам (например, дореволюционной российской или советской, западной или восточной, современной или древней и т. п.), необходимо соотнесение источника с соответствующим типом культуры. Важно понимать и психологические аспекты авторской позиции (например, позиции философов, высланных из Советской России). Наконец, нужно учитывать особенности творчества данного автора (например, обращаясь к текстам Л. Толстого, А. Чехова и т. п.).
Ученые-исследователи на этапе интерпретации находятся как бы в потоке сознания автора произведения: стремятся понять ситуацию, в которой он находился, авторский замысел и, опираясь на это понимание, осознать смысл текста. Без этого трудно ответить на вопросы: что хотел сказать автор этого текста? Какой смысл он вкладывал в сказанное?
Анализ содержания документа позволяет взглянуть на источник с позиций нашего времени, в контексте проблем, стоящих перед нашим обществом. Здесь преобладают логические суждения и доказательства, сопоставление данных с другими, анализ их согласованности друг с другом. На этом пути раскрывается вся полнота социальной информации источника, он устанавливает связь с данными современной науки.

21. Какие документы используются в заданиях с текстовым фрагментом?

Интегральный характер обществоведческого курса, включающего философские, социологические, культурологические, социально-психологические, экономические, политологические, правовые знания, обусловил весьма широкий круг отобранных для ЕГЭ источников.
В числе авторов оригинальных текстовых фрагментов, вошедших в тестовые задания, государственные деятели, ученые, философы, юристы, экономисты, естествоиспытатели, писатели и др.
Среди источников есть и правовые документы, и отрывки из научных, научно-популярных, публицистических и художественных произведений современных авторов и мыслителей прошлого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.144 (0.008 с.)