Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как оцениваются экзаменационные эссе по обществознанию. Какие критерии используются.

Поиск

И опыт работы учителей-практиков, и результаты, полученные на ЕГЭ, показывают, что при написании эссе и при его оценивании возникает известное противоречие между формой и содержанием.
Форма, как уже было сказано, дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности, художественной изобретательности.
Содержание ориентирует автора на демонстрацию высокого уровня овладения терминами, понятиями, умениями, навыками, формируемыми в процессе изучения обществоведческого курса.
Как же решить эту проблему? Предлагаются различные подходы.
С точки зрения формы «объектом оценки является не правильность, а красота мысли – и изящество ее изложения» (В. Шубинский). Применительно к оценке экзаменационного эссе такой расплывчатый и в высшей степени субъективный критерий, естественно, не срабатывает.
По мнению разработчиков заданий всероссийских олимпиад по истории и обществознанию, критериями оценки эссе могут быть: самостоятельность, проявление индивидуальности; дискуссионность и диалогичность; композиционная свобода, способствующая раскрытию темы; образность и (или) глубина раскрытия проблемы; внутреннее смысловое единство; оригинальность решения проблемы, аргументации. Предполагается, что большинство требований, предъявляемых к эссе как к таковому, распространяется и на эссе по обществознанию.
Разделяя этот подход в принципе, отметим, что предложенные критерии устанавливают «планку» требований очень высоко, что вполне оправданно при оценке творческих работ финалистов всероссийских олимпиад, но едва ли применимо в практике проведения единого государственного экзамена. Здесь необходимы особая строгость, точность, взвешенность, объективность, скрупулезность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок.
Подход, который в настоящее время является руководящим при подготовке к написанию эссе, воплощен в критериях, применявшихся на едином государственном экзамене по обществознанию.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл смысл высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По всем остальным критериям (К2-К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

1 Окончательные формулировки критериев оценивания эссе см. в демонстационном варианте ЕГЭ 2011 года (www.fipi.ru).
Обратим внимание: решающее значение придается содержательной стороне – владению обществоведческой терминологией, знанию теоретических обобщений, представленных в содержании учебного курса, умению видеть проблему в соответствующем контексте и др.
Однако – подчеркнем это особо – целый ряд требований, предъявляемых к данному заданию на государственном экзамене по обществознанию, вытекает из жанровых особенностей эссе как такового.
Акцент делается на изложении и обосновании собственной позиции экзаменуемого (право автора на субъективность, индивидуальность, высказывание личного отношения к проблеме).
Темы сформулированы в виде афоризмов, ярких высказываний, парадоксальных утверждений философов, ученых, писателей. Они обладают тем качеством конкретности, которое считается одной из жанровых особенностей эссе, и ориентируют автора на композиционную свободу, открытость, непринужденность повествования. Высокая оценка может быть выставлена только за эссе, обладающее внутренним смысловым единством, целостностью заявленной в нем позиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.005 с.)