Можно ли экзаменуемому выражать несогласие с точкой зрения автора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли экзаменуемому выражать несогласие с точкой зрения автора.



Как уже было сказано ранее, в числе других умений задания с текстовыми фрагментами проверяют умения определять личное отношение к идеям, содержащимся в документе, а также обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по поставленной в документе проблеме. Если к документу, который оказался в предложенном варианте, имеются вопросы, проверяющие эти умения, вы высказываете и аргументируете вашу собственную точку зрения. А она может совпасть, а может и не совпасть с авторской.
Приведем пример задания, обращенного к двум текстовым фрагментам, касающимся духовной жизни общества.

Задание.

«Какое огромное наслаждение познания скрывается в книгах! Как легко и откровенно доверяем мы книге тайну своего невежества! Книги – учителя, наставляющие без розог и линейки, без брани и гнева, без уплаты жалованья натурой или наличными. Пойдешь к ним – они не дремлют, спросишь у них о чем-нибудь – они не убегают, ошибешься – они не насмехаются. Вот почему сокровищница мудрости дороже любых сокровищ. И тот, кто считает себя приверженцем истины, счастья или даже веры, неизбежно должен быть приверженцем книг».

(Ричард де Бери, ХV век)

«У меня есть друзья, чье общество мне необычайно дорого: они принадлежат к разным векам и разным странам. Нет ничего проще для меня, чем встретиться с ними, ибо они всегда к нашим услугам – я могу призвать их к себе и отправить прочь, когда только пожелаю. Одни повествуют мне о делах минувших, другие открывают мне тайны природы. Одни учат меня, как надо жить, другие – тому, как надо умирать. Одни занимательностью своею гонят тоску и оживляют мои душевные силы; другие укрепляют мой разум, советуют мне, как обуздывать страсти и надеяться только на себя самого. Словом, они отпирают передо мною замки ко всем наукам и ко всем искусствам и благодаря их заботам я готов к любой случайности».

(Ф. Петрарка, XIV век)

Последнее из четырех предложенных к этим текстам заданий дает экзаменуемому возможность высказать и аргументировать собственную точку зрения. Вот это задание.

Задание. «Вы – человек XXI века. Добавьте новые аргументы к «гимну книге», сочиненному Франческо Петраркой и Ричардом де Бери, или докажите, что оценка роли книги в образовании и самообразовании, данная мыслителями XIV и XV веков, устарела. Приведите три аргумента или доказательства».
Комментарий. Очевидно, что задание предполагает возможность как согласия, так и несогласия с заявленными в текстах авторскими точками зрения. Проверяется умение формулировать и обосновать собственную позицию, которая может быть отличной от позиции авторов. Среди аргументов против высказанных оценок могут быть, например, указания на особенности современного этапа общественного развития как информационной эры. Господство компьютеров, возможности Интернета существенно снижают значение книги, лишают ее статуса основного источника знаний. Если же вы разделяете мнение авторов, то среди дополнительных аргументов в защиту «гимна книге» можно, к примеру, отметить рост значения и престижности образования в нынешнем обществе, а образование по-прежнему во многом базируется на учебной и справочной литературе.
А вот задание к другому тексту. (Цитировать текст нет необходимости, т. к. само задание содержит нужную нам информацию.)

Задание. «Автор считает, что игра имеет общие черты с научным, техническим, художественным творчеством. Что по этому поводу думаете вы? Обоснуйте свою точку зрения».
Комментарий. Это задание, как и предыдущее, проверяет умение выражать свою точку зрения по поводу социальных фактов, соотносить ее с авторской позицией, аргументировать свои умозаключения. При выполнении этого задания можно лишь отчасти согласиться с автором в том, что игра имеет общие черты с научным, техническим, художественным творчеством. Далеко не все игры носят творческий характер, есть игры, отупляющие сознание, мешающие интеллектуальному развитию личности, провоцирующие негативные формы отклоняющегося поведения. С другой стороны, защищая мнение автора, можно вспомнить о радости открытий и побед, о становлении настойчивости и воли, о воспитании привычки действовать по правилам, о «примерке» различных социальных ролей и о многом другом, что действительно роднит игру с другими видами творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.003 с.)