Как может происходить процесс работы с документом? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как может происходить процесс работы с документом?



Исследование структуры и содержания источника позволяет синтезировать выводы, полученные в процессе интерпретации и анализа его отдельных сторон, отдельных компонентов структуры и содержания. Рассмотрим процесс работы с документом на примере текста о воспитании И. Канта.

«Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком – людьми, точно так же получившими воспитание. В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.
В человечестве заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путем воспитания развивать все природные способности человека.
Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».
Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанности человека. Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете».

(И. Кант «О педагогике»)

На предлагаемый вопрос: какую цель ставил перед собой автор? – ответ может быть получен путем рассуждения «от противного»: «Ставил ли автор перед собою цель определить нормы поведения людей? Хотел ли он сообщить о каком-либо событии?» и т. п. Наиболее вероятным ответом будет: автор хотел изложить свои размышления о становлении человеческого в человеке.
Таким образом, мы подошли к интерпретации этого текста. Естественно, ученый-исследователь осуществляет ее на значительно более широкой базе сведений, чем выпускник школы, да и работать он будет не с фрагментом, а с целым произведением. Однако уловить суть философских размышлений Канта ему под силу: становление человеческого в человеке происходит в результате воспитания – таков смысл этого текста.
Логично было бы поставить к этому документу вопросы о значимости изложенных в нем идей Канта для современной российской культуры, т. е. осуществить анализ текста в соотнесении с проблемами наших дней. Это направление анализа дает простор для творчества испытуемого. Очевидно, что документ можно разделить на два смысловых блока: первый – о воспитании (первые два абзаца), а второй – о самовоспитании (следующие два абзаца).
Проблема воспитания сегодня, когда многими людьми утеряны духовно-нравственные ориентиры, стала особенно актуальной. Обращает на себя внимание мысль И. Канта, что человек может быть воспитан только человеком, точно так же получившим воспитание. Это подводит к вопросу: хорошо ли воспитаны сегодняшние воспитатели – родители и учителя? Что нужно делать, чтобы воспитатель сам был хорошо воспитан?
Еще одна мысль Канта привлечет внимание при анализе текста: о задатках и раскрытии природных свойств человека, о развитии всех его способностей. Эта идея важна для понимания в наши дни значения общего образования, являющегося предпосылкой для последующей профессиональной подготовки, относительно узкой специализации.
Второй блок – о самовоспитании – может быть рассмотрен с точки зрения ключевой мысли: «Твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого». Это ответ тем, кто свои неудачи, свою неприспособленность к взаимодействию с другими людьми всегда пытается списать на внешние обстоятельства. Не отвергая возможности влияния на судьбу человека неблагоприятных внешних факторов, все же нельзя на этом ставить точку. Все же во многом «счастье и несчастье» человека зависит от развития его способностей, его образования. Изменения, произошедшие за 10–15 лет в российском обществе, лишь усиливают ответственность человека за то, как он живет в этом мире. В этом контексте самообразование и самовоспитание приобретают особую значимость. Самостоятельно строить себя как человека, способного к добру, самостоятельно преодолевать в себе склонность к злу, самостоятельно устраивать свою жизнь среди людей – таков вывод из размышлений И. Канта.

23. Что проверяют задания, включающие оригинальные тексты?

Каждый вариант экзаменационной работы включает документы общим объемом авторского текста до 250–300 слов. К нему поставлены четыре вопроса-задания, которые в совокупности с документом образуют составное задание, своего рода мини-тест.
Вопросы и задания, включаемые в мини-тест, проверяют целый ряд умений. К ним относятся следующие умения:
– владеть лексикой, соответствующей той содержательной области курса обществознания, которую представляет задание;
– соотносить значения отдельных авторских слов и фраз с изученным обществоведческим материалом;
– правильно использовать обществоведческие понятия и термины при анализе и интерпретации текста;
– определять логические связи в тексте;
– связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом;
– понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию;
– применять теоретические положения документа к фактам, не содержащимся в тексте;
– соотносить содержание документа с реалиями современности;
– определять личное отношение к идеям, содержащимся в документе;
– обоснованно высказывать и аргументировать свою точку зрения по затронутой в документе проблеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.153 (0.004 с.)