Теория как форма и система знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория как форма и система знания



Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Теория, наряду с понятиями и суждениями, представляет собой одну из форм отражения действительности в мышлении. Однако, в отличие них, теория не является отдельной мыслью. Она представляет собой некоторую систему знания, относящаяся к конкретной области действительности или аспектам той или иной области действительности. Как система знания теория включает в себя определенный круг понятий и высказываний, логически связанных между собой так, что одни понятия, или термины, определяются через другие.

Существенной характеристикой теорий являются ее основные функции. В синтетической функции теория объединяет, синтезирует отдельные достоверные знания в единую, целостную систему. В объяснительной функции, на основе познанных объективных законов, теория объясняет явления своей предметной области. В методологической функции теория является средством достижения нового знания во всех его формах, поскольку на ее базе формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. В предсказательной функции, на основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений, делаются выводы о существовании не известных фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. В практической функции теория выполняет свое конечное предназначение – быть «руководством к действию» по изменению реальности.

Теория имеет следующие основные особенности:

1.Теория – это не отдельно взятые научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится самим предметом исследования, его закономерностями.

2.Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно вскрыть причины, противоречия и закономерности явлений.

3.Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4.Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5.Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости, т.е. предпочтение отдается той теории, которая имеет более глубокое содержание и является логически более строгой.

Состав теорий

Научные данные, относящиеся к эмпирическому базису, составляют исходный материал для теоретических построений. Среди понятий теории различаются два основных типа. На два этих типа делятся как эмпирические, так и теоретические понятия теории. На теоретическом уровне познания мы, в частности, детализируем, углубляем эмпирические понятия. Основную роль в теориях играют высказывания. Они так же, как и понятия, могут относиться к эмпирическому базису и к собственно теоретическому уровню теории.

Среди них особо выделяются два вида: высказывания, в которых выражается знание законов изучаемой действительности и которые называются законами данной теории или науки (законы физики, химии, математики и т.д.); интерпретационные высказывания, выражающие связи между терминами, обозначающими нечто наблюдаемое, и теоретическими терминами. Например: «Теплота тела (наблюдаемое) – это кинетическая энергия хаотического движения частиц, составляющих это тело (теоретическое)».

Приведенное предложение соответствия – это утверждения, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений. С логической точки зрения это реальное определение соответствующего явления. В нем содержится объяснение наблюдаемого явления. Высказывания того и другого вида представляют собой утверждения необходимого характера. В отличие от утверждений фактического характера, каковыми являются утверждения, относящиеся к эмпирическому базису теории.

Истинность теорий

Важной характеристикой теории является степень ее обоснованности, ее практическая подтверждаемость. Основным и наиболее общим критерием истинности теорий является общественная практика, включающая производственную деятельность, эксперименты и применение теоретических знаний в той или иной деятельности людей.

При этом деятельность не обязательно должна быть материальной. Так, научная деятельность, в которой применяются результаты математики и логики, является сферой их практического применения, а тем самым и сферой проверки этих знаний.

Вместе с тем практика не является абсолютным критерием истинности наших знаний. Это верно в трех отношениях. Во-первых, он не всегда применим непосредственно для проверки высказываний. Во-вторых, практика может подтверждать некоторые ложные высказывания. В-третьих, практика лишь подтверждает, но не доказывает истинность утверждений теории.

Поэтому практика не обеспечивает логическую достоверность теорий. Логическим критерием истинности теорий является их непротиворечивость как взаимная согласованность утверждений теории между собой.

Виды теорий

Теории различаются по своемупредмету – характер изучаемой области или рассматриваемых объектов. Среди существующих теорий большой класс составляют теории, изучающие те или иные области реальной действительности (конкретные науки). Здесь выделяются естественно-научные и гуманитарные теории. Грань между ними провести вообще довольно трудно.

К другому классу относятся теории, имеющие дело с идеальными областями или вообще с явлениями ненаблюдаемого характера (абстрактные науки). Вторые связаны с человеком и с различными аспектами его жизнедеятельности. Среди наук, изучающих области идеальной действительности следует выделить теории, относящиеся к математике и логике. Это теории, изучающие абстрактные и идеальные объекты и методы научного познания.

Другим основанием деления теорий является способ их построения. Наиболее четко выделяются по своему строению аксиоматические теории. Это совокупность высказываний, которые принимаются за истинные. Наряду с аксиомами в них первоначально выделяются некоторые понятия, необходимые для точной формулировки аксиом.

Аксиомы иногда определяют как очевидно истинные утверждения, не требующие доказательств. Однако в науке дело обстоит не так. Аксиомы бывают далеко не очевидными и более того, они сами в большей или меньшей степени обосновываются, но не внутри самой теории.

Большинство теорий не являются аксиоматизированными, хотя в них тоже есть некоторые исходные утверждения. Эти теории называют гипотетико-дедуктивными, что указывает на способ, методы их формирования и развития.

Гипотетико-дедуктивный метод познания состоит в том, что, исходя из какого-то множества наблюдаемых явлений, вначале строим некоторые гипотезы, объясняющие эти явления. В ряде случаев, когда речь идет об установлении законов между явлениями, эти гипотезы получаются посредством индуктивных обобщений.

Объяснительные гипотезы обычно являются результатами мыслительной творческой деятельности человека, где основную роль грает интуиция, изобретательность. Далее идет проверка, обоснование выдвинутых гипотез. Основную роль в этом процессе обоснования гипотез играют дедуктивные «извлечения» из них следствий, которые проверяемы путем наблюдения. Особую надежность теории придает реализация каких-то ее следствий в практической деятельности и получение ожидаемых результатов.

Такой процесс дедукции и проверки ее результатов расширяет круг известных нам явлений. При этом зачастую открываются явления, не объясняемые данными гипотезами и даже противоречащие им. В таких случаях происходит корректировка гипотез, их уточнение, обобщение и т.д., а иногда, конечно, и просто отбрасывание их как ложных.

Следовательно, гипотетико-дедуктивный метод – это форма постоянного взаимодействия теоретического и эмпирического исследования.

Научное объяснение

Объяснение законов науки есть объяснение повторяемости явлений, фиксируемая в формировках законов науки. Сходным при таком объяснении обычно является некоторое индуктивное обобщение. Результат такого обобщения – вида Все S суть Р – указывает на наличие повторяемости: везде, где есть S, имеется Р. Результат объяснения этой повторяемости может быть двояким: устанавливается, что указанная повторяемость является случайной; выясняется, что повторяемость имеет место в силу наличия некоторой связи между S и Р.

В последнем случае (если эта связь установлена) индуктивное обобщение приобретает статус закона науки. Связь между явлениями или признаками S и Р означает детерминированность (обусловленность) одного другим. Смысл объяснение состоит в том, чтобы показать, почему всегда Р сопровождает S. Иначе говоря, должен быть показан механизм взаимосвязи («сцепления») S и Р. Для этого необходимо выяснение сущности как S, так и Р, ибо связь, которую выражает закон, выявляется именно на уровне сущности соответствующих признаков или явлений.

Объяснение связано с определенными типами вопросов: «Что?» (что представляет собой явление или предметы некоторого класса?); «Почему?» (какова причина тех или иных явлений или каких-то особенностей у предметов некоторого класса?); «Каким образом?» (каков механизм действия причины, каков механизм обусловленности, взаимосвязи явлений?).

Если при объяснении явления указывается не просто его сущность, но и причина и механизм ее действия, то имеем ответ на вопросы всех указанных типов. При объяснении законов выясняются ответы на вопросы «почему?» и «каким образом?».

В логической литературе теорию принято определять как множество (совокупность) высказываний, замкнутое относительно логической выводимости. Это значит, что в ту или иную теорию включаются не только уже известные высказывания, но и те, которые могут быть выведены из известных теорий.

Такое определение выделяет важную ее характеристику, но не отражает другие, существенные познавательные характеристики как формы знания. И в особенности то, что теория представляет собой некоторую систему, в большей или меньшей степени обоснованного знания. Объяснить явления некоторого класса – это значит построить теорию этих явлений. Можно сказать и наоборот. Когда говорят построить теорию – это значит объяснить какие-то явления.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое гипотеза и версия?

2. Каков логический механизм построения гипотезы?

3. Раскройте способы доказательства гипотез.

4. Что такое «непосредственное обнаружение искомых предметов»?

5. Из каких этапов складывается проверка гипотезы?

6. Как строится подтверждение гипотезы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.011 с.)