В. Согласование способов аргументации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Согласование способов аргументации



Способы аргументации, представляющие собой различные виды умозаключений, в форме которых протекают обоснование и критика, также согласовываются субъектами. В случае явного или неявного (молчаливого) согласия партнеров способы аргументации считаются принятыми и включаются в пересечения полей трех субъектов.

Несогласие со способами аргументации нередко выражается в том, что один из партнеров прибегает к таким рассуждениям как неполная индукция или аналогия. Процедура согласования полей аргументации является весьма ответственной задачей, где чаще допускаются просчеты, ошибки, уловки и ухищрения.

Г. Согласование фундаментальных позиций

Участники обычно специально подчеркивают совпадение фундаментальных позиций и тем самым косвенно заявляют, что разногласия между партнерами носят частный характер. По-особому протекает согласование полей аргументации, когда участники придерживаются различных, нередко несовместимых фундаментальных позиций.

Согласование полей в этом случае не может выражаться в формировании компромиссных или смешанных доктрин. Выход из положения в этом случае выражается в стремлении партнеров найти сходные позиции в области общечеловеческих, религиозных или общегосударственных принципов и интересов, либо в области здравого смысла.

Итак, важное условие эффективности процесса аргументации – соблюдение правил аргументации по отношению к его составным элементам: тезису, аргументам и демонстрации. Не менее важным процедурно-процессуальным условием аргументативного процесса является определение полей аргументации, решение вопроса о степени их совместимости.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каково соотношение убеждения и доказательства?

2. В чем специфика деструктивной и конструктивной критики?

3. В чем отличие прямого и косвенного доказательства?

4. В какой форме строится демонстрация?

5. Перечислите правила и ошибки в отношении тезиса доказательства.

6. Перечислите виды аргументов и ошибки по отношению к аргументам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Истина и логика – взаимосвязанные феномены общественной жизни. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Она также изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность.

Следование законам и принципам формальной логики – это безусловная предпосылка правильного и эффективного мышления. То, на чем настаивает формально-логическая теория, – это всего лишь элементарная дисциплина мышления. Логика учит человека мыслить четко, лаконично и правильно, помогает доказывать истинные суждения и опровергнуть ложные. Как и всякая деятельность, мышление имеет свои специфические приемы и методы. Для правильного понимания предмета и задач формальной логики важно четко представлять ее соотношение с диалектической логикой.

Диалектика как логика исследует становление и развитие понятий и представлений, их отношения, переходы, противоречия. Формальная логика главное внимание направляет на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов. Поэтому диалектическая и формальная логики – две разные науки, различающиеся как предметами своего исследования, так и методами.

Логика в целом есть наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Все эти теории объединяет стремление к каталогизации таких способов рассуждений, которые от истинных суждений-посылок приводят к истинным суждениям-следствиям. Особую роль в ускорении научно-технического прогресса играют приложения логики в вычислительной математике, теории автоматов, лингвистике, информатике и др.

Однако, независимо от того, на каком уровне логической культуры находится человек, искусство правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность. Она предусматривает и стремление к истине, творчество и интеллектуальную честность, критичность и самокритичность ума, умение выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументировано отстаивать свои собственные убеждения и т.д.

Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения определяется только его логической формой (или структурой) и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Различие между формой и содержанием может быть сделано явным с помощью особого символического языка. Главные темы логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе рассуждения.

 

При правильном рассуждении заключение вытекает из посылок с логической необходимостью. Общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно – значит рассуждать в соответствии с законами логики. Логика занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и иными проблемами. Это смысл и значение выражений языка, отношения между понятиями, операции определения и логического деления понятий, парадоксы и логические ошибки и т. д.

Современная логика слагается из большого числа логических систем, описывающих отдельные типы содержательных рассуждений. Их принято делить на классическую логику, включающую логику высказываний и предикатов, а также на неклассическую логику, в которую входят модальная, интуиционистская, многозначная логика и др. Следовательно, логика как наука слагается из множества более или менее частных систем. Ни одна из них не может претендовать на выявление логических характеристик мышления в целом.

Тем не менее, единство логики проявляется в том, что входящие в нее «отдельные» логики пользуются при описании логических процессов одними и теми же методами исследования. Все они отвлекаются от конкретного содержания высказываний и умозаключений и оперируют только их формальным, структурным содержанием. В каждой применяется язык символов и формул, строящийся в соответствии с общими для всех систем принципами. Единство проявляется также в том, что разные взгляды на логику не противоречат друг другу.

В данном пособии, кроме изложения основных форм правильного мышления: понятий, суждений и умозаключений, даются виды доказательства и опровержения, типы логических ошибок, разновидности форм гипотез и другой логический материал. В ходе дальнейшего самообразования логика поможет студентам отделить главное от второстепенного, критически воспринять данные в различных книгах определения и классификации разнообразных понятий, подобрать формы доказательства своих истинных суждений и формы опровержения ложных.

И это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение логики как науки о законах и формах правильного мышления. Отличительная особенность правильного рассуждения состоит в том, что новые истины получаются с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т. п. Настоящее пособие рассчитано на представителей юридических и психологических специальностей. Поэтому особое внимание уделяется как естественному, так и специфическому языкам, а также логическим ошибкам, которые допускаются при их употреблении.

Цель учебного пособия «Введение в логику» – сформировать целостное понимание сущности логики как учебной дисциплины. Для более глубокого изучения логического мышления необходимо воспользоваться перечнем рекомендуемой литературы. Без переработки дополнительного материала вряд ли возможно достичь высокого уровня логической культуры. Для этого надо систематически развивать абстрактно-логическое мышление студента.


ГЛОССАРИЙ

 

Алетическая модальность – выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической обусловленности суждения.

Аргументация – логическая операция, в процессе которой обосновывается какое-либо суждение.

Аргументации поле – занимаемая субъектами позиция, включающая компоненты: суждений, способов аргументации, фундаментальных принципов.

Версия – одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных значимых обстоятельств или преступления в целом.

Версии прямое доказывание – выведение из предположений данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

Версии косвенное доказывание – опровержение и исключение всех ложных версий, утверждение достоверности оставшегося предположения.

Вопрос – выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.

Гипотеза – форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Делитьпонятие – значит провести логическую операцию по раскрытию объема понятия.

Дедуктивными называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Деонтическая модальность – выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.

Деструктивной называется критика, направленная на разрушение аргументативного процесса критикой тезиса, аргументов, демонстрации.

Доказательство – логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Доводы – исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис.

Закон тождества гласит, что каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное и устойчивое содержание, сколько раз бы ни повторялась.

Закон непротиворечия (противоречия) гласит, что в процессе рассуждения не могут быть истинными две мысли, одна из которых отрицает другую.

Закон исключенного третьего гласит, что из двух противоречивых суждений одно должно быть истинным, другое ложным, третьего не дано.

Закон достаточного основания гласит, что всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана.

Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Индукция полная – умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Индукция неполная – умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Индукция научная – умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.

Индукция методом отбора, или селективная индукция, – умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.

Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, – система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, неудовлетворяющих свойствам причинной связи.

Критика – логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

Конструктивной критикой называется обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения.

Логика – наука о формах и принципах абстрактного мышления, составляют основу правильных методов познания.

Логическая форма – способ связи элементов мысли и ее строение, благодаря чему содержание мышления существует и отражает действительность.

Логический закон – необходимая и существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

Модальность – явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

Мышление – высшая ступень человеческого познания, позволяющее получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира.

Непосредственным называется умозаключения, построенные посредством преобразования исходного суждения.

Обоснование – это логическая операция, направленная на подтверждение ранее состоявшегося процесса аргументации.

Обобщитьпонятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к новому понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Ограничитьпонятие – значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к новому понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Определить понятие – значит провести логическую операцию по раскрытию содержание понятия.

Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.

Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Разделительным, или дизъюнктивным, называют сложное суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или».

Разделительно-категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок – разделительное, а другая посылка и заключение – категорические суждения.

Силлогизм с пропущенной посылкой или заключением называется сокращенным силлогизмом, или энтимемой.

Соединительным, или конъюнктивным называют сложное суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и».

Статистическое обобщение – умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится в заключении на все множество явлений этого рода.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета.

Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Тезис – выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение, в котором одна посылка условное, а другая – разделительное суждения, называется условно-разделительным, или лемматическим

Умозаключение, посылки и заключение которого являются суждениями с отношениями, называется умозаключением с отношениями.

Умозаключение по аналогии – вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту на основе его сходства в существенных чертах с другим известным единичным объектом.

Условным, или импликативным, называют сложное суждение, состоящее из двух простых суждений, связанных логической связкой «если.., то...».

Условно-категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок – условное, а другая посылка и заключение – категорические суждения.

Чисто условным называется умозаключение, обе посылки которого являются условными суждениями.

Эквивалентным, или с двойной импликацией, называют сложное суждение, состоящее из двух простых суждений, связанных логической связкой «если и только если..., то...».

Эпистемическая модальность – выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.

Язык – знаковая система с функцией формирования, хранения и передачи информации в процессе познания и общения между людьми.


ТЕСТЫ

 

1. Логическая форма, или форма мышления – способ ………………..….. мысли и ее строение, благодаря чему содержание мышления существует и отражает действительность.

а) связи элементов в) построения элементов

б) связи частей г) выстраивания частей

 

2. В форме понятия отражается совокупность связанных друг с другом ………………. признаков предмета.

а) несущественных в) главных

б) важных г) существенных

 

3. В форме суждений отражаются …… между предметами и их свойствами, которые утверждаются или отрицаются.

а) интересы в) потребности

б) связи г) желания

 

4. В форме умозаключения из одного или нескольких суждений (посылки) ….……. новое суждение (заключение).

а) подводится в) выводится

б) запрашивается г) предоставляется

 

5. Логический закон, или закон мышления – необходимая и существенная ………… ………… в процессе рассуждения.

а) связь мыслей в) связь потребностей

б) запрос мыслей г) запрос потребностей

 

6. Закон тождества гласит, что каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь …………….. и устойчивое содержание, сколько раз бы ни повторялась.

а) качественное в) основательное

б) достаточное г) определенное

 

7. Закон непротиворечия (противоречия) гласит, что не могут быть истинными две мысли, одна из которых ……………… другую.

а) не отрицает в) не подтверждает

б) отрицает г) подтверждает

 

8. Закон исключенного третьего гласит: из двух противоречивых суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а ………………… не дано.

а) первого в) третьего

б) второго г) четвертого

 

9.Закон достаточного основания гласит, что всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже ………………..

а) доказана в) показана

б) выявлена г) установлена

10. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков ………., которая мыслится в данном понятии.

а) явления в) объекта

б) вещи г) предмета

11. Объемом понятия называется совокупность тех ……………, которые обладают признаками, водящими в содержание понятия.

а) явлений в) объектов

б) предметов г) вещей

 

12. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию нового понятия с ………….. объемом.

а) большим в) меньшим

б) таким же г) аналогичным

 

13. Существуют три вида отношений совместимости: ………………………………., пересечение (перекрещивание), подчинение (субординация).

а) равнообъемность (равнозначность) в) разнообъемность (разнозначность)

б) тождественность (равнозначность) г) аналогичность (разнозначность)

 

14. Существуют три вида отношений несовместимости: соподчинение (координация), …………………………………….., противоречие (контрадикторность).

а) анологичность (контрарность) в) разнообъемность (разнозначность)

б) тождественность (контрарность) г) противоположность (контрарность)

 

15. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется ………….... понятия.

а) делением в) вычитанием

б) определением г) сложением

 

16. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют …………………….

а) определением в) дефиницией

б) простым г) сложным

 

17. Определение через род и видовое отличие выражается символически: А... Вс, где А – определяемое понятие, Вс – определяющее понятие (В – род, с – видовое отличие).

а) А = Вс в) А → Вс

б) А ┐Вс г) А \/ Вс

 

18. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется ……….. понятия.

а) сложением в) вычитанием

б) определением г) делением

 

19. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется ……………….

а) нужным в) простым

б) сложным г) важным

 

20. Атрибутивное (категорическое) суждение ……………………………………связь между предметом и его признаком.

а) утверждает или признает в) утверждает или отрицает

б) признает или отрицает г) вычитает или отрицает

 

21. Атрибутивные (или категорические) суждения делятся по качеству, по количеству, по ………………………………………...

а) объединенной классификации в) объединенной систематизации

б) классификации г) систематизации

22. Общеутвердительное суждение – это суждение, общее по количеству и…………… по качеству.

а) отрицательное в) вычитаемое

б) нарицательное г) утвердительное

 

23. Общеотрицательное суждение – суждение, общее по количеству и……………….. по качеству.

а) утвердительное в) нарицательное

б) отрицательное г) вычитаемое

 

24. Частноутвердительное суждение – суждение, …………………….. по количеству и утвердительное по качеству.

а) общее в) частное

б) единичное г) любое

 

25. Частноотрцательное суждение – суждение, частное по количеству и отрицательное по качеству.

а) частное в) единичное

б) общее г) любое

 

26. Соединительным, или конъюнктивным называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «…».

а) «если и только если..., то...» в) «или»

б) «если, то» г) «и»

 

27. Разделительным, или дизъюнктивным, называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «…».

а) «и» в) «если…, то…»

б) «или» г) «если и только если..., то...»

 

28. Условным, или импликативным, называют суждение, состоящее из двух простых суждений, связанных логической связкой «...».

а) «и» в) «если…, то…»

б) «или» г) «если и только если..., то...»

 

29. Эквивалентным, или с двойной импликацией, называют суждение, состоящее из двух простых суждений, связанных логической связкой «...».

а) «если и только если..., то...» в) «если..., то...»

б) «или» г) «и»

 

30. Вопрос – это выраженные в вопросительном предложении ………, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.

а) предмет в) явление

б) объект г) мысль

 

31. Ответ – ……. суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.

а) простое в) сложное

б) новое г) старое

 

32. Дедуктивными называется умозаключение, в котором переход от общего знания к …………….. является логически необходимым.

а) простому в) частному

б) новому г) общему

 

33. Умозаключения, построенные посредством преобразования исходного суждения, называются ……………………..

а) непосредственными в) сложными

б) посредственными г) простыми

 

34. В отличие от терминов суждения – субъекта (S) и предиката (Р) – понятия, входящие в состав силлогизма, называют меньший, больший и …………… термины.

а) простой в) сложный

б) новый г) средний

 

35. Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок, называются ………….. простого категорического силлогизма.

а) пандусами в) модами

б) модусами г) медусами

 

36. Умозаключение, посылки и заключение которого являются суждениями..……..., называется умозаключением с отношениями.

а) с взаимоотношениями в) с отношениями

б) с взаимодействиями г) с пересечениями

 

37. Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака …………………………… или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

а) отдельным предметам в) всем предметам

б) не всем предметам г) некоторым предметам

 

38. Полная индукция – это …………….., в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.

а) простое суждение в) суждение

б) заключение г) умозаключение

 

39. Неполная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака …………….. элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

а) всем в) не всем

б) некоторым г) всяким

 

40. Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем …………… необходимых и исключения случайных обстоятельств.

а) выбора в) отбора

б) забора г) набора

 

41. Умозаключение по аналогии – это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту на основе его ……………. в существенных чертах с другим известным единичным объектом.

 

а) сходства в) не сходства

б) схожести г) не схожести

 

42. Гипотеза – это форма развития знаний, представляющая собою обоснованное …………………, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

а) осматривание в) всматривание

б) положение г) предположение

 

43. Версия в судопроизводстве – одна из возможных …………, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.

а) вариантов в) инвариантов

б) гипотез г) версий

 

44. Теория – ……… научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

а) метод в) форма

б) способ г) совокупность

 

45. Аргументация – логическая операция ………………… каких-либо суждений.

а) обоснования в) сложения

б) основания г) вычитания

 

46. Доказательство – это логическая операция обоснования …………… какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

а) простоты в) ложности

б) новизны г) истинности

 

47. Тезис – это выдвинутое ………………….. суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.

а) опонентом в) аудиторией

б) пропонентом г) всеми

 

48. Доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают …………..

а) простой довод в) тезис

б ) новый довод г) тезарус

 

49. Обоснование – это ………………………, направленная на подтверждение ранее состоявшегося процесса аргументации.

а) логическая операция в) фактическая операция

б) правильная операция г) новая операция

 

50. Критика – это логическая операция, направленная на ……… ранее состоявшегося процесса аргументации.

а) постройку в) нарушение

б) утверждение г) разрушение

 

51. Кто не является обязательным субъектом (или участником) процесса аргументации?

а) пропонент в) оппонент

б) посетитель г) аудитория

52. Пропонентом называют участника, выдвигающего и отстаивающего определенное ………………..

а) выдумку в) положение

б) утверждение г) разрушение

 

53. Оппонентом называют участника, выражающего ………. с позицией пропонента.

а) несогласие в) нарушение

б) утверждение г) согласие

 

54. Аудитория – это коллективный ……………. аргументативного процесса.

а) орган в) объект

б) тезис г) субъект

 

55. Родоначальником логики как самостоятельной науки, стал древнегреческий философ …………………….. (384 - 322 гг. до н.э.).

а) Платон в) Пифагор

б) Аристотель г) Сократ

 

56. Что означает общее название «Органон»?

а) оружие познания в) орудие познания

б) орудие утверждение г) труд познания

 

57. Термин «логика» ввел в научный оборот в III в. до н.э. древнегреческий философ …………………….

а) Аристотель в) Платон

б) Сократ г) Зенон

 

58. В эпоху Нового времени английский ученый и философ Ф. Бекон опубликовал свое исследование под названием «………………………………..».

а) Новейший Органон в) Старый Органон

б) Обновленный Органон г) Новый Органон

 

59. Основной причиной человеческих заблуждений Ф. Бекон считал засоренность сознания людей так называемыми ………………...

а) чудищами в) лешими

б) идолами г) юдищами

 

60. Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире в виде ………………… вещей.

а) антропофизации в) антропоморфизации

б) антропофизации г) морфизации

 

61. Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные ……………………….. восприятия окружающего мира.

а) субъективностью в) независимостью

б) объективностью г) зависимостью

 

62. Идолы рынка (или площади) порождаются вследствие того, что люди в одни и те же слова часто вкладывают …………….. смысл.

а) никакой в) одинаковый

б) всякий г) различный

 

63. Идолы театра вбирают в себя …………………….. заимствованные людьми знания из различных мировоззренческих систем и ссылки на них в своих рассуждениях.

а) критически в) негативно

б) некритически г) позитивно

 

64. Диалектическую логику окончательно сформулировал с точки зрения объективного идеализма ………….

а) Кант в) Гегель

б) Фихте г) Шеллинг

 

65. Логику Аристотеля и Бэкона – Милля принято называть традиционной или …………

а) формальной в) приемлемой

б) нормальной г) разрешенной

 

66. Чувственное познание не протекает в форме …………………….

а) представление в) ощущений

б) восприятий г) мышления

 

67. Осознание человека с помощью языка называют ……………. ступенью познания, или ступенью абстрактного мышления.

а) простой в) сложной

б) рациональной г) иррациональной

 

68. Мышление – это высшая ступень человеческого ………....., позволяющий получать знание об объектах, свойствах и отношениях реального мира.

а) постройки в) познания

б) утверждения г) знания

 

69. Предмет формальной логики – логические формы и принципы ………………. мышления .

а) правильного в) неправильного

б) утверждающего г) разрушающего

 

70. Основная …............ формальной логики – отделение правильных способов рассуждения от неправильных.

а) передача в) функция

б) дисфункция г) задача

 

 

Ключи к тестам

1-а, 2-г, 3-б,4-в, 5-а, 6-г, 7-б, 8-в, 9-а, 10-г, 11-б, 12-в, 13-а, 14-г, 15-б, 16-в, 17-а,18-г, 19-б,

20-в, 21-а, 22-г, 23-б, 24-в, 25-а, 26-г, 27-б, 28-в, 29-а, 30-г, 31-б, 32-в, 33-а, 34-г, 35-б, 36-в,

37-а, 38-г, 39-б, 40-в, 41-а, 42-г, 43-б, 44-в, 45-а, 46-г, 47-б, 48-в, 49-а, 50-г, 51-б, 52-в, 53-а,

54-г, 55-б, 56-в, 57-а, 58-г, 59-б, 60-в, 61-а, 62-г, 63-б, 64-в, 65-а, 66-г, 67-б, 68-в, 69-а, 70-г.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (1.095 с.)