Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Косвенным называют обоснования тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих тезисов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкурирующими с тезисом (Т) допущениями могут быть две их разновидности. – противоречащее тезису суждение, называемое антитезисом ( ┐ Т) и разделительное суждение, в котором тезис является одним из членов этой дизъюнкции: Т \/ A \/ В. Различие в структуре конкурирующих допущений определяет два вида косвенного обоснования: апагогическое и разделительное. Апагогическим называют обоснование тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения – антитезиса. Апагогический – от греческого «отводящий», «уводящий». Апагогический вид косвенного обоснования применяется лишь в том случае, если тезис и антитезис находятся в отношении противоречия, когда по закону исключенного третьего действует принцип: либо одно – либо другое, а третьего не дано. Например, из ложности высказывания о том, что данный поступок является неправомерным, следует, что он вполне правомерен. Разделительным называют косвенное обоснование тезиса, выступающего членом дизъюнкции, путем установления ложности и исключения всех других конкурирующих членов дизъюнкции. В разделительном обосновании фигурируют несколько положений, каждое из которых претендует на роль тезиса. Обоснование тезиса строится в этом случае методом исключения. В процессе аргументации показывают несостоятельность всех членов дизъюнкции, кроме одного оставшегося тезиса. Разделительная аргументация, включая и доказательство, часто применяется в судебно-следственной практике, например, при проверке версий относительно лиц, виновных в совершении того или иного преступления. Критика тезиса Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументации предполагает также овладение рациональными приемами критики. Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации. По форме выражения критика бывает явной и неявной. Неявная критика – это скептическая оценка позиции пропонента без анализа недостатков и точного указания на слабые места аргументации. Сомнение выражают в форме: «Ваши идеи мне представляются сомнительными», «Я отношусь к Вашим утверждениям весьма скептически» и т.п. Явная критика – указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента. По направленности явная критика может быть трех видов: деструктивная, конструктивная, смешанная. А. Деструктивная критика направлена на разрушение аргументативного процесса путем опровержения тезиса, аргументов, демонстрации. Критика тезиса эффективна по разрушительной силе операции, цель которой – показать несостоятельность тезиса. Тезис расценивают как заведомо ложный, если пропонент знал об этом, но отстаивал его, создавая видимость аргументации. Прямое опровержение тезиса, получившего название «сведение к абсурду», строится в форме: выведенное из тезиса (Т) следствие (С) находится в противоречии с фактом (F). Тем самым следствие признается ложным (┐ С), на основе чего опровергается допущенный тезис (┐ T). Критика аргументов. Поскольку аргументация – это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента. Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент, и т.д. Критика демонстрации показывает, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным, вне логической связи друг с другом. Для создания видимости логической связи между аргументами и тезисом прибегают к языковым уловкам: «Со всей определенностью можно сказать...», «В данной ситуации можно сделать лишь один вывод...», «Факты убедительно подтверждают идею о том, что...» и др. Успешная критика демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений: дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса. Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию, показывая необоснованность тезиса. В этом случае можно сказать, что тезис не опирается на доводы или опирается на недоброкачественные доводы. В итоге это потребует нового обоснования тезиса. Б. Конструктивная критика – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения. Конструктивной критики выражается в четком, развернутом представлении тезиса своего выступления; в показе, что представленный тезис противоречит утверждениям пропонента как альтернативный; в усилии по подбору аргументов в пользу выставленного тезиса, чтобы максимально воздействовать на пропонента и аудиторию. Конструктивная критика позволяет оппоненту использовать тактику выбора: аудитории и экспертам предлагается самим сделать выбор из двух представленных предложений – тезиса пропонента и антитезиса оппонента. Такой подход отличается объективностью и корректностью в отношениях между субъектами аргументативного процесса. Использование конструктивной критики в дискуссиях означает переход оппонирующей стороны в конструктивную оппозицию. В. Смешанная критика сочетает конструктивный и деструктивный подходы. Этот вид критики по своим эвристическим характеристикам считается наиболее основательным и убедительным, что объясняется сочетанием в нем позитивного и негативного подходов. В смешанной критике, наряду с обоснованием собственного тезиса, оппонент подвергает критике рассуждение пропонента в целом. В зависимости от последовательности выполняемых операций смешанная критика строится двумя способами. Оппонент вначале обосновывает свой тезис и противопоставляет его утверждению пропонента, затем подвергает критическому анализу и вскрывает недостатки в аргументации пропонента – конструктивно-деструктивная композиция (КДК). Оппонент вначале подвергает критике рассуждения оппонента, а затем обосновывает собственный тезис, альтернативный утверждениям пропонента –деструктивно-конструктивная композиция (ДКК). Целесообразность выбора оппонентом способов смешанной критики зависит от конкретных условий развертывания дискуссии: убедительности аргументации пропонента; наличия слабых мест в его рассуждениях; отношения аудитории к высказанным предложениям и других условий. Убеждающая сила аргументации во многом определяется рациональным сочетанием в полемике операций обоснования и критики, способствующим достижению в каждом конкретном случае истинных результатов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.009 с.) |