Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состав аргументации: субъекты, структура
Субъекты аргументации Обязательными субъектами (или участниками) процесса аргументации являются: пропонент, оппонент и аудитория. А.Пропонентом называют участника, выдвигающего и отстаивающего определенное положение. Без пропонента нет аргументативного процесса. Спорные вопросы не возникают сами по себе, они должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение. Пропонент может выражать свою личную позицию либо представлять коллективное мнение – научной школы, партии, трудового коллектива, обвинения. Б. Оппонентом называют участника, выражающего несогласие с позицией пропонента. Оппонент может присутствовать и лично участвовать в обсуждении, а может и не быть непосредственным участником аргументативного процесса. Бывают выступления, когда присутствующие не возражают пропоненту, однако в аудитории находится неявный оппонент, который впоследствии может выступить с возражениями. В. Аудитория –это коллективный субъект аргументативного процесса. Поскольку как пропонент, так и оппонент видят главную цель обсуждения не только и не столько в переубеждении друг друга, сколько в завоевании на свою сторону аудитории. Тем самым аудитория – это не пассивная масса, а имеющий свое лицо, свои взгляды и свои коллективные убеждения социум, выступающий основным объектом аргументативного воздействия. Структура аргументации Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрация. А. Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают? В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, которые складываются из одного, нескольких или целой системы взаимосвязанных суждений. В эмпирических исследованиях тезисом могут быть результаты обобщения конкретных фактических данных. Тезисом может быть суждение о свойствах или причинах возникновения единичного предмета или события. В судебно-следственной деятельности доказывают суждения об обстоятельствах преступного события – личность преступника, о соучастниках, о мотивах и целях преступления, о местонахождении похищенных вещей и т. п. В качестве обобщающего тезиса в обвинительном заключении следователя, как и в приговоре суда, выступает ряд взаимосвязанных суждений, в которых излагаются все существенные обстоятельства, характеризующие преступление.
Б. Аргументы, или доводы, – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Доводы, выполняющие роль логического фундамента аргументации, отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса? В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения: теоретические или эмпирические обобщения; утверждения о фактах; аксиомы; определения и конвенции. Теоретические или эмпирические обобщения не только служат целям объяснения известных или предсказания новых явлений, но выполняют также роль доводов в аргументации. Функцию аргументов могут выполнять общие правовые положения, нормы права и другие оценочные стандарты. Например, имея заключение экспертизы о совпадении пальцевых отпечатков обвиняемого с отпечатками пальцев, обнаруженными на месте совершения преступления, следователь приходит к выводу, что обвиняемый был на месте совершения преступления. Утверждения (суждения) о фактах исполняют роль аргументов. Особое значение имеют факты в судебном исследовании, где восстанавливается прошлое единичное событие по его следам, оставленным на материальных предметах и в сознании людей, наблюдавших это событие. Например, оставленные на месте совершения преступления следы; зафиксированные результаты осмотра места совершения преступления; изъятые при обыске вещи, ценности, документы и другие данные. Аксиомы могут быть аргументами. Например, очевидное положение о невозможности одновременного пребывания одного и того же лица в различных местах служит доводом в пользу утверждения о том, что данное лицо не принимало непосредственного участия в совершении преступления, так как в это время находилось в другом месте – алиби. Определения основных понятий конкретной области знаний могут исполнять роль аргументов. Уголовное законодательство и правовая теория установили содержание многих правовых понятий и зафиксировали достигнутые результаты в особых дефинициях, которые рассматриваются как правовые конвенции. Ссылки на такие определения означают использование их в качестве доводов в правовом рассуждении. Так, в судебном заседании при рассмотрении конкретного уголовного дела не обсуждается и не устанавливается содержание понятий «преступление», «прямой умысел», «отягчающие вину обстоятельства» и многие другие, которые «принимаются по определению».
В. Демонстрация –процессдоказательства, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений. Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще их цепочка. Посылками в выводе являются суждения, в которых выражена информация об аргументах, а заключением – суждение о тезисе. Особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом, является заключением вывода и формулируется заранее. Если обозначить аргументы символом a1, а2,..., ап (логическое основание), тезис – Т (логическое следствие), демонстрацию – знаком импликация (→), то операцию доказательства можно представить следующей схемой: (a1, а2,..., ап) → Т
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.006 с.) |