ГЛАВА 14. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 14. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ



 

Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Логический переход от отдельных явлений к знанию общего характера совершается в форме индуктивного умозаключения, или индукции (с лат. наведение). Основная функция индуктивных выводов в процессе познания получение общих суждений.

По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы.

История науки показывает, что многие открытия обязаны индуктивным обобщениям. Важное место принадлежит индуктивным выводам в судебно-следственной практике. На их основе формулируются обобщения, касающиеся обычных отношений между людьми, мотивов и целей совершения противоправных действий, способов совершения преступлений, типичных реакций виновников преступления на действия следственных органов и т.п.

В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполную индукцию.

Полная индукция

Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Индуктивные умозаключения такого типа применяются лишь в тех случаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элементов в которых является конечным и легко обозримым. Умозаключения полной индукции починяется схеме: S1 имеет признак Р, S2 имеет признак Р, … Sn имеет признак Р. S1, S2, .. S n составляют класс К. Следовательно, всем предметам класса К присущ признак Р

Выраженная в посылках индуктивного умозаключения информация о каждом элементе или каждой части класса служит показателем полноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Тем самым вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение в выводе будет необходимо истинным.

Например, аудиторской комиссией необходимо проверить состояние финансовой дисциплины в филиалах конкретного банковского объединения. Известно, что в его состав входят пять отдельных филиалов. Обычный способ проверки в таких случаях анализ деятельности каждого из пяти банков. Если окажется, что ни в одном из них не обнаружено финансовых нарушений, то тем самым можно сделать обобщающее заключение: все филиалы банковского объединения соблюдают финансовую дисциплину.

Познавательная роль умозаключения полной индукции проявляется в формировании нового знания о классе или роде явлений. Логический перенос признака с отдельных предметов на класс в целом не является простым суммированием. Знание о классе или роде это обобщение, представляющее собой новую ступень в развитии знания. Применимость полной индукции в рассуждениях определяется практическим перечислением множества явлений.

Если невозможно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.

Неполная индукция

Неполная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Неполнота индуктивного обобщения выражается в том, что исследуют не все, а лишь некоторые элементы или части класса. Логический переход в неполной индукции от некоторых ко всем элементам или частям класса не является произвольным. Он оправдывается эмпирическими основаниями — объективной зависимостью между всеобщим характером признаков и устойчивой их повторяемостью для определенного рода явлений. Отсюда широкое использование неполной индукции в практике.

Схема умозаключения неполной индукции: S1 имеет признак Р, S2 имеет признак Р, S3 имеет признак Р. S1, S2, S3 принадлежат классу К. Следовательно, классу К, по-видимому, присущ признак Р. Индукция не может претендовать на логическую необходимость, поскольку повторяемость признака может оказаться результатом простого совпадения. На этом основании неполную индукцию относят к правдоподобным (недемонстративным) умозаключениям. Здесь заключение следует с определенной степенью вероятности.

Существенное влияние на характер логического следования в выводах неполной индукции оказывает способ отбора исходного материала. Он проявляется в методичности или систематичности формирования посылок индуктивного умозаключения.

По способу отбора исходного материала различают два вида неполной индукции: индукцию путем перечисления, получившую название популярной индукции, индукцию путем отбора, которую называют научной индукцией.

Популярной индукцией называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.

В процессе многовековой деятельности люди наблюдают устойчивую повторяемость многих явлений. Такого рода обобщения бывают связаны с наблюдениями над погодой, влиянием климатических условий на урожай, причинами распространения болезней, поведением людей в определенных ситуациях, отношениями между людьми и т.п. Логический механизм большинства таких обобщений популярная индукция или индукция через простое перечисление.

Повторяемость признаков во многих случаях действительно отражает всеобщие свойства явлений. В процессе расследования преступлений часто используют эмпирические индуктивные обобщения, касающиеся поведения лиц, причастных к преступлению.

Например: лица, совершившие преступления, стремятся скрыться от суда и следствия; угроза убийством часто приводится в исполнение; обнаружение похищенных вещей свидетельствует о причастности к преступлению.

Ошибочные популярные индуктивные заключения о выводах популярной индукции могут появиться по причине несоблюдения требований об учете противоречащих случаев, которые делают обобщение несостоятельным. Ошибочные заключения могут появиться и при недобросовестном, и предвзятом обобщении, когда сознательно игнорируют или скрывают противоречащие случаи.

Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. В зависимости от способов исследования различают: индукцию методом отбора (селекции) и индукцию методом исключения (элиминации).

Индукция методом отбора, или селективная индукция, – это умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству) основывается на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.

Примером индукции методом отбора может служить рассуждение о сорте высеваемой озимой пшеницы в одном из регионов. Для исследования выбирают южные и северные, внутренние и периферийные, степные и лесостепные районы региона для установления повторяемости сорта.

На основе данных с большой вероятностью делается предположение о сорт озимой пшеницы. Достоверное заключение в данном случае вряд ли будет обоснованным, поскольку не исключается возможность использования другого сорта в районах, которые непосредственно не наблюдались.

Индукция методом исключения, или элиминативная индукция, – это система умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, неудовлетворяющих свойствам причинной связи.

Познавательная роль элиминативной индукции анализ причинных связей. Причинной называют такую связь между двумя явлениями, когда одно из них (причина) предшествует и вызывает другое (действие).

Важнейшими свойствами причинной связи выступают такие характеристики как: всеобщность (не существует беспричинных явлений), последовательность (причина всегда предшествует действию), необходимость (действие осуществляется лишь при наличии причины), однозначность (конкретная причина всегда вызывает определенное действие).

 

 

Методы научной индукции

Современная логика описывает пять методов установления причинных связей: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Метод сходства

По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Схема рассуждения по методу сходства:

АВС вызывает d

MBF вызывает d

МВС вызывает d

По-видимому, В является причиной d.

Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет в процессе познания важную эвристическую функцию, способствуя построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых знаний.

Однако достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известны все предшествующие обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных причин. Также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.

Метод различия

По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными.

Схема рассуждения по методу различия:

АВСМ вызывает d

ABC не вызывает d

По-видимому, М является причиной d.

Рассуждение по методу различия приобретает доказательное знание лишь в том случае, если имеется точное и полное знание предшествующих обстоятельств.Поскольку в условиях эмпирического познания трудно претендовать на исчерпывающую констатацию всех обстоятельств, выводы по методу различия в большинстве случаев дают лишь проблематичные заключения.

При этом полностью не исключается взаимодействие обстоятельства М с другими обстоятельствами. Как и в методе сходства, М может быть сложным явлением, включающим в качестве составной части действительную причину d.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.012 с.)