Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассмотрение объектов как системСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы. Системный подход ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину» [50]. Потребность в таком направлении методологии научного познания следует из характера развития современной науки и техники. Действительно, философия в период до Ньютона и Ньютона охватывала широкий диапазон природы явлений. При этом разносторонность не препятствовала, а, наоборот, способствовала глубине мышления и питала неисчерпаемую жажду познаний, стремлений объяснить мир как целое. Однако по мере того, как наука делилась на отдельные новые дисциплины, между которыми становилось все меньше и меньше связей, все выше оказывалась вероятность замедления прогресса всей науки вследствие утраты необходимого общения. Распространение «глухоты узкой специализации» в науке и технике привело к тому, что те, кто не знает того, что знают другие, не в состоянии обнаружить необходимые знания в других областях из-за отсутствия «всеобщего слуха». Что же может и должно противостоять этому? Широта взглядов, эрудированность в различных областях, способность к анализу разносторонних явлений, ориентация в сложных ситуациях, основанных на взаимопонимании и взаимопроникновении наук. Интеграция наук в условиях их все возрастающей дифференциации —это диалектическое единство противоположностей. Это становится тенденцией времени, в которой прослеживается два подхода: первый —возникновение новых наук на стыках существующих; второй — разработка общего подхода к разнообразным объектам исследований — системного подхода.
Увидеть то, что не увидели другие, обнаружить общее в разном или разное в общем — вот цель первооткрывателя. Еще более важно установить главное, существенное, полезное, перспективное, обнаружить новую сущность. Непредвзятая точка зрения, неожиданный ракурс иногда дают больше, чем длительное скрупулезное углубление в уже известное. В одной забавной притче говорится о недальновидном генерале-инспекторе, посетившем древний «научно-исследовательский институт». Инспектор наградил «полшапкой серебра» талантливых селекционеров, которым удалось вывести волов с крепкими жилами, которые в перспективе предполагалось использовать для катапульт с большой дальностью метания. Такую же награду получил автор усовершенствованной астролябии. Одновременно инспектор повелел «сослать в наказание» двух нерадивых, один из которых смешивал уголь, селитру и серу, утверждая, что в этом будущее артиллерии, а другой — наблюдал за куском железной руды, подвешенном на нитке. Всякую новую идею можно отвергнуть, либо подавить, но можно и постараться понять. А последнее, несомненно, труднее. Известно, что Наполеон отверг предложение Р. Фултона о постройке паровых кораблей как ненужную выдумку. А ведь история развития Англии могла бы измениться! Президент Рузвельт отнесся с пониманием к большой озабоченности ученых-физиков о судьбах мира в связи с открытием атомной энергии. Многие трудности научно-технического характера, возрастающие до уровня экологических проблем, возникают в результате так называемых частных решений (Байкал, Ладога, Арал, Енисей и др.). Противостоять такого рода частным точкам зрения может и должен системный подход, который позволяет учитывать все существенные социальные и технические аспекты в разработке и проектировании новых технических объектов и их связи с окружающей средой. На этом фоне проявляются морально-этические аспекты инженерной деятельности, ответственность при определении общественной потребности в этом или ином техническом объекте с учетом всех технико-экономических характеристик, расхода природных ресурсов, влияния на окружающую среду и общество. Это требует от создателей новой техники широкого кругозора и гибкого мышления, основанных на расширении поля видения в противовес точке зрения, способной подчас свести задачу к нулю. Системный подход выполняет роль междисциплинарного языка, сущность которого заключается в рассмотрении объекта или проблемы с учетом всей полноты и сложности их внутреннего строения, целостности, взаимодействия всех составляющих элементов, связи между ними и средой, недопустимости рассмотрения объекта как некоторого континуума без учета всей сложности внутреннего строения, взаимодействия отдельных подсистем и элементов, органического единства функций и структуры. В еще большей степени противостоит системному подходу отрыв от внешней среды (окружения) и постоянному обмену между веществом, энергией и информацией. Без системного подхода невозможна разработка методов исследования и конструирования сложно организованных объектов: к ним надо отнести и ракетные космические системы и многие объекты 'капитального строительства. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследования и конструкторской деятельности. Он возник как ответ на усложнение технизированного мира, рожденного в значительной мере активностью субъекта. Системный подход и системный анализ чаще всего привлекаются к изучению объектов такой сложности, что для их описания недостаточно использовать знания одной научной дисциплины. Углубление и признание этого принципа состоит в том, что если традиционные дисциплины изучают предмет, как правило, исключая перекрестные связи с явлениями, входящими в прерогативу других дисциплин, то при системном подходе такая позиция принципиально неприемлема: возникает новое качество при совокупности факторов. Системный подход развивает и формирует у специалиста целостное диалектико-материалистическое мировоззрение и в этой связи полностью соответствует современным задачам общества и экономики страны. Системная теория основывается на том, что при изучении, казалось бы, внешне различных системных объектов могут оказаться полезными обобщающие взаимосвязанные оценки, подходы, понятия, перенос результатов из одной области в другую, желание разговаривать на одном языке. Иногда наряду с понятием «системный подход» можно встретить понятие «системный анализ», которое употребляется часто как синоним первого. В более строгом смысле «системный анализ» есть совокупность методологических средств, используемых для подготовки, обоснования и решения сложных проблем, в том числе и технических. В основе системного анализа лежит системный подход, а также ряд математических дисциплин и другие приемы, активизирующие и стимулирующие творческую деятельность в процессе принятия решений. Системный подход нельзя воспринимать как одноразовую процедуру, это обычно многоцикловый процесс познания и поиска причин и решений для достижения определенной цели, для которой создается (выделяется) некоторая искусственная система. Как правило, после первого цикла убеждаются, что данная система функционирует недостаточно эффективно. Что-то мешает. В поисках устранения этого «что-то» мы выходим на новый цикл спирального витка поиска (системного подхода), вновь анализируем прототипы (аналоги), рассматриваем системно функционирование каждого элемента (подсистемы), действенность связей, правомочность ограничений и т. д., т. е. сначала пытаемся найти рычаги внутри данной системы. Если не удается достигнуть желаемого эффекта, то часто целесообразно вернуться к выбору системы. Возможно, надо ее расширить, ввести в нее другие элементы, предусмотреть новые связи и т. д. В новой расширенной системе увеличивается возможность получения более широкого спектра решений (выходов), среди которых может оказаться желаемое. Таким многоцикловым надо представлять процесс (методологию) системного подхода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.132.71 (0.007 с.) |