Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучали ли вас методам принятия решенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Известно, что инженеров не обучают методам принятия решения, если не считать некоторых методов математического программирования, пригодных для решения ряда задач, поддающихся формализации. Но многие и многие задачи формализовать не удается. Не обучают инженеров и системному подходу. Так что говорить о системном подходе к принятию решений не приходится. А ведь становление творческой личности проявляется в конечном счете в умении принять эффективное решение. Какую информацию надо собрать? Как действовать в условиях противоречивой избыточной или недостаточной информации? У многих осталось со школьных лет представление, что если не все данные использованы при решении задачи, то полученное решение, видимо, неверно. Такая шаблонная постановка господствует, увы, и в большинстве вузовских задачников и учебников. Учебной литературы по методам принятия решений практически нет, особенно для строительных специальностей. Мудрость решений приходится постигать «своим умом». Многие принимают решения интуитивно, по чутью, без должного обоснования, без сознательного системного анализа. Не потому ли так и длителен путь становления молодого специалиста после окончания вуза? По мере усложнения решаемых технических задач все большее значение приобретает методология научного и инженерного творчества, значение которого трудно переоценить. Блуждание в потемках в ожидании озарения в условиях НТР, интуитивная деятельность — это недопустимая роскошь, разорительное благодушие. Отсутствие ясности в направлении движения инженерной и исследовательской мысли при решении технических задач ставит специалиста в заранее неконкурентноспособную роль по сравнению с тем, кто такой методологией владеет. Известны многие факты, когда принятие решений и в социальной сфере, и в технике осуществлялось волевыми, командными методами, без системного анализа, что приводило к пагубным последствиям. Централизованный диктат долгое время приводил к тому, что в Якутию поставлялись такие же машины, что и в Сочи, т. е. признание техники в северном исполнении проходило трудную дорогу. [Подобное пренебрежение региональными условиями применительно к жилым домам, школам и другим зданиям не изжито и сейчас. Например, проекты «сибирского дома» пока еще не созданы, и дома на Енисее мало чем отличаются от своих собратьев из других регионов страны]. «Проекты века», гигантомания в строительстве гидростанций — это ли не примеры несистемного подхода к принятию решений? Системный подход (см. гл. 1, выражает мировоззрение, исходящее из диалектико-материалистических позиций. [В этом смысле системный подход к принятию решений вполне согласуется с ленинской теорией познания. В методологии процесса принятия решений усматриваются все положения диалектического материализма]. Как думать и над чем думать Для принятия хорошего решения надо лучше думать — такую рекомендацию можно нередко услышать в повседневной жизни. Бесспорно, надо учиться мыслить, овладевать приемами активизации мыслительного процесса. Но одно это редко приводит к желаемым результатам, если не пользоваться системным подходом. Действительно, прежде чем решить, как думать, надо определить, над чем думать, т. е. правильно выделить проблемную ситуацию и поставить для неё задачу, определить основное противоречие системы и искать средство его преодоления, не забывая о связях системы, учете ограничений. Чтобы выявить проблемную ситуацию, целесообразно провести анализ (поиск) надсистемы, в которую входит данная система. Нужен системный мыслительный процесс, системный подход к принятию решений! Только тогда на каждом этапе этого алгоритма активизация мышления принесет наибольшую пользу. Необходимость думать возникает из новой потребности, обнаружения противоречий и несоответствий решения проблемы. Думать — значит, совершать трудную, часто мучительную, работу, осуществлять настойчивый поиск. Но что может сравниться с красотой мысли, с совершенством удачного решения? Как много непознанного в творчестве мыслителя! Человек не был бы человеком, если бы он не пытался активизировать процесс своих раздумий. Рассмотрим методы принятия решений, которые весьма условно можно разделить на две группы: общие, охватывающие неограниченно широкий круг проблем, выходящих далеко за рамки инженерной и научно-технической деятельности (но также и к ней), и более частные, относящиеся к синтезу новых технических объектов, т. е. непосредственно к инженерной деятельности, и, прежде всего, к проектированию, конструированию, изобретательству.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.006 с.) |