ТОП 10:

Уменьшение инвестиционных рисков.



На прибыль от инвестиций оказывает влияние не только их эффективность, но и длительность эффекта, который они оказывают на экономику. Долгосрочные проекты, зачастую, не только реализуют более сложные идеи, но и служат росту производительности труда.[391] Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе мы можем добиться экономического роста увеличением доли потребления,[392] долгосрочный экономический рост можно заполучить, лишь инвестируя в средства производства, в строительство фабрик, дорог, повышение качества образования и обучения, увеличение числа научных исследований. Вложение в средства производства требует значительных временных затрат: строительство жилья или фабрик длится не один год, а для получения среднего образования требуется не меньше десяти лет. Долгосрочные инвестиции всегда подвергаются рискам. Политические или социальные кризисы могут перерасти в макроэкономические. Любые изменения в макроэкономических показателях, инфляции, безработице, уровне роста, могут привести к разрушению долгосрочных проектов или отмене будущих вложений. Согласно модели рационального ожидания (rational expectation model) вероятность и интенсивность будущей войны напрямую влияет на активность рыночных игроков.[393] Интенсивные и кровопролитные войны неизбежно будут вести к разрушению собственности или национализации производства. Разрушение торговли может привести к удорожанию товаров, социальные кризисы могут разрушить систему образования и обучения.[394] Увеличившиеся риски международных сегодня конфликтов[395] оказывают серьезное давление на оптимизм инвесторов.[396]

Право войны, его принципы и положения, оказывают стабилизирующий эффект на экономические риски. К началу войны экономический кризис возникает из-за инвестиционной неуверенности в будущей политической стабильности. Примером неуверенности может быть забастовка рабочих в США в 1952 году, вызванная решением президента о национализации сталелитейных компаний для военных нужд. Забастовка стоила экономике страны сотни миллионов долларов и миллионы рабочих мест. Право войны не может предотвратить подобные политические решения, однако оно может создать чувство уверенности у инвесторов. В отличие от реальной политики (realpolitik) Устав ООН и международные соглашения предполагают общие правила сотрудничества. Правила легко могут быть включены в экономические прогнозы, например, инвестиционные обзоры Всемирного банка (World investments and political risk), и служить экономической стабильности. К сожалению, право войны не предполагает концептов, которые могли бы гарантировать долгосрочную стабильность. Принципы права на войне (jus in bello, международное гуманитарное право) не оказывают сколь либо обнадеживающего эффекта на настроения инвесторов. Защищая гуманитарные ценности, право на войне не может компенсировать фундаментальные изменения спроса (изменения правительственного спроса на военные товары и частного спроса на еду и лекарства). Оно не может оказать влияние также на другие микроэкономические показатели.

Стабилизирующее влияние права войны на настроения инвесторов может быть проиллюстрировано через изменение индексов фондовых бирж во время эскалации вооруженных конфликтов.[397] Существующие данные, однако, не позволяют полностью доказать реальность эффекта. Проводимые исследования сосредотачиваются на главных событиях, объявлении ультиматумов, начале или прекращении войны.[398] Но они не принимают во внимание правовых событий - резолюции Совбеза, правовые мнения или выражения приверженности праву войны. Отсутствие исследований в этой области не позволяет строго доказать влияние права войны на инвестиционные настроения. Помимо этого существуют и противоположные свидетельства. Они указывают на отрицательное влияние правовых заявлений. Как указывает коллектив итальянских исследователей, перед началом войны в Ираке резолюция Совбеза ООН о необходимости восстановления контроля над оружием массового поражения (резолюция 1441) привела к падению индексов американских и европейских бирж, а начало вторжения американских войск в залив, наоборот, сопровождалось подъемом фондовых индексов.[399] Однако здесь возможны возражения. Мы можем указать, что повышение экономической активности в общем виде оказывается связанным с известным эффектом сплочения или мобилизации общества. Негативное влияние резолюции, в свою очередь, может быть связано только с нехваткой ее эффективности.

В итоге, влияние права войны на снижение инвестиционных рисков потенциально может привести к существенному экономическому росту. Снижение инвестиционных рисков особенно актуально в нестабильных регионах, где слишком сильные и непредсказуемые угрозы отталкивают инвестиции в долгосрочные проекты. Можно также отметить, что долгосрочные проекты могут носить гуманитарный характер. К ним относятся, например, школы, университеты. В таком случае они будут требовать не только времени на постройку для получения экономического эффекта, но и на обучение в их стенах. К сожалению, стабилизирующий эффект права войны проявляется лишь косвенным образом. Подход реальной политики зависит от скрытых личных мотивов политиков и «национальных интересов», поэтому его влияние может быть непредсказуемо.[400] Принципы права войны, наоборот, предсказуемы и прозрачны. Их действия укрепляют настроение инвесторов и увеличивают стабильность инвестиций.

В итоге, мы определили функции права войны в отношении экономической сферы жизни общества. Актуальность влияния права войны на экономику мы подтвердили прямым отношением между военной целью и потребностью в ресурсах ради ее достижения. А также ценой материальных разрушений, потерями людских жизней во время войны. Для того, чтобы определить функции права войны, нам было необходимо определить главные принципы экономической сферы общества. Цель экономики мы определили в достижении процветания. Процветание со своей стороны требует все большего количества ресурсов. Ответом на потребность в ресурсах является экономический рост. Его логика укладывается в два этапа. Первым этапом является накопление ресурсов. Вторым этапом является их инвестирование. Ни национальная, ни региональная экономики не могут при этом быть независимы от мирового хозяйства - изменения в отдельной экономике будут неизбежно сказываться на мировой экономике. Право войны способствует экономическому росту через сохранение ресурсов, препятствие разрушению торговли, сокращение неоправданных расходов и создание предсказуемых условий для инвестиций. Сохранение ресурсов обеспечивается с помощью концептов «военной необходимости» и «запрещенных видов вооружений». Концепт «военной необходимости» может быть найден в Уставе ООН, а также гаагских и женевских конвенциях о правилах ведения войны. «Военная необходимость» налагает обязательства атаковать только военные цели и защищает мирных жителей и инфраструктуру. Концепт «запрещенных видов вооружений» налагает запрет на использование разрушительного оружия, ОМП, оружия, причиняющее излишние страдания. В последнее время запрещенным признается оружия, которое остается опасным и после войны. Действия данных концептов позволяют сохранить жизни невинных людей и защитить гражданскую инфраструктуру от разрушений. «Военная необходимость» позволяет защитить торговые пути от нападений во время войны, хотя и не выделяет их в отдельную категорию, ограничиваясь категорией «мирных целей». Руководства по ведению морской войны, напротив, содержат определения «мирных торговых судов», подчеркивающие необходимость в охране торговли. В результате, формирование определений сухопутной торговли могло бы создать условия для безопасности людей в зонах конфликта. Дополнительно право войны может привести к сокращению военных расходов и увеличению трат на гуманитарные и мирные нужды. С многочисленными призывами ООН сократить военные расходы согласны многие страны, однако политику их сокращения преследуют только западные страны. Возможно, сокращение ими расходов вызвано другими причинами. Помимо сокращения расходов запрет правом войны на определенные виды оружия ведет к негативным эффектам. Он требует увеличивать траты на военные технологий, что раздувает военный бюджет и доступно не всем странам. Данное «удорожание войны», вероятно, приводит к невозможности глобальных конфликтов, которые были бы крахом мировой экономики. С подобным явлением мы встречались во время Холодной войны, когда цена конфликта оставалась ниже цены гонки вооружений. Право войны, наконец, помогает инвестировать средства в наиболее долгосрочные и прибыльные проекты. Проекты образования и обучения, например, требуют долгих периодов стабильности и предсказуемости. Уверенность, даруемая международным правом, дает возможность инвестициям внести дополнительные средства в экономику и улучшить качество жизни. Несмотря на широкое влияние, концепты права войны могут бороться только с краткосрочными последствиями войны, реагируя на наиболее острые потребности человека. Праву войны в то же время не хватает возможностей для борьбы с долгосрочным влиянием войны. Борьба с ним могла бы сформировать его устойчивую экономическую функцию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.108 (0.005 с.)