ТОП 10:

Предотвращение разрушения торговли.



Помимо роста, генерируемого накоплением и сохранением капитала, страны могут иметь производственные издержки от неиспользованных сравнительных преимуществ. Если одна страна располагает значительными человеческими ресурсами, то для нее стоимость простого, но трудоемкого производства будет ниже по сравнению с более богатой страной. Для богатой страны высокая цена на рабочую силу может быть компенсирована развитой промышленностью и финансами. В результате торгового обмена обе стороны смогут реализовать преимущества в распределении ресурсов. Взаимное уменьшение производственных издержек позволит им увеличить объем сбережений для дальнейших инвестиций.[357] В современном мире главным способом увеличения объема торговли является ее либерализация. Благодаря глобализации все страны получают доступ к глобальному рынку и свободной торговле.[358] Помимо сравнительных преимуществ, участники торговли могут получать дополнительные выгоды от либерализации. Например, снятие торговых барьеров бедными странами Юга попутно с товарами привлекает и дополнительный зарубежный капитал. Приток капитала усиливает конкурентоспособность бедных экономик во внешнем мире.[359] Хотя либерализация торговли не может привести к выравниванию доходов между богатыми и бедными, рост среднего ВВП на душу населения значительно уменьшает уровень абсолютной бедности.[360] Упадок торговли во время войны может быть двояким. С одной стороны он может выражаться в изменении спроса, а с другой стороны в разрушением торговых связей.

Вступая в войну, страны увеличивают спрос на военные товары ценой уменьшения потребления мирных продуктов, в результате страны-экспортеры оказываются вынуждены подстраиваться под новые условия спроса. В масштабных международных конфликтах разрыв торговли между воюющими странами вынуждает их искать новых поставщиков вместо старых. Торговые пути во время войны становятся одной из главных военных целей, блокаде и перехвату могут подвергнуться грузы и нейтральных государств. Как минимум одно исследование предполагает, что глобализация мировой торговли, однако, может увеличить доходы нейтральных государств во время войны. Нейтральные государства могут начать торговлю военными товарами, спрос на которые увеличился, а цена перевозки осталась слишком низка.[361] Все же, напротив, большинство исследований предполагают, что конфликты разрушительны для стран, сосредоточенных на одном торговом партнере, а континентальные торговые пути зависят от транспортных сетей и очень уязвимы для атак.[362] Поэтому мы можем придти к выводу, что начало и ведение войн приводят к упадку торговли и разрушению торговых путей.

Правовые концепты ООН[363] не используют каких-либо дополнительных определений, кроме определения «военного объекта»,[364] для защиты торговых путей во время войны. Не попадая под определение военных объектов, маршруты торговли получают иммунитет от атак, так как они не участвуют в боевых действиях. Область применения военной необходимости текстами конвенций, однако, ограничена. Она включает сухопутные территории стран и не включает морские территории. Для заполнения пробела в 1913 году были разработаны Правила ведения морских войн. Правила содержались в «Оксфордском руководстве об отношениях воюющих сторон в сражениях на море». Но после создания ООН правила устарели.[365] В 1988-1994 годах группой международных юристов и морских экспертов было разработано новое «Руководство Сан Ремо».[366] Примерно в это же время в 1998 году комитетом Ассоциации международного права были разработаны «Хельсинские принципы нейтралитета на море». Оба руководства были необходимы для воссоздания права морского нейтралитета.[367] Они отличаются тем, что содержат более развитые правовые концепты, защищающие, как морскую, так и воздушную торговлю. В состав руководств входят положения о «вражеских и нейтральных торговых и воздушных судах» и условия их защиты.[368][369] Благодаря определениям, данным в руководствах, право войны имеет возможность обезопасить морские и воздушные перевозки. К тому же их безопасность не всегда была возможна ранее. По заключению Нюрнбергского трибунала о военных преступлениях, совершенных в ходе Второй мировой войны, вооружение Великобританией торговых судов не могло давать им правовой защиты от атак немецких субмарин.[370] В случае правового урегулирования вооружение торговых судов было бы невозможным, а нападение на них было бы преступлением. Сегодня другим пробелом в праве войны является защита сухопутного транспорта. Возможно, что выделение отдельных концептов для его защиты могло бы улучшить безопасность мирного населения.[371]

Не все войны могут приводить к систематическим атакам на торговые пути. Зачастую разрушение торговли является побочным результатом боевых действий. Однако, в случае продолжительных конфликтов, когда стороны теряют возможность быстрой победы, они могут обратить вооруженные силы на подрыв вражеского экономического потенциала. Одним из наиболее уязвимых мест для атак при этом становится международная торговля. В отличие от внутренних торговых маршрутов, международные располагаются вне национальных территорий и могут подвергаться опасности на всем протяжении. Наибольший ущерб от атак при этом может быть нанесен морским торговым путям, чья доля в мировой торговле превышает 70 процентов.[372] Примером систематических нападений на торговлю по морю может служить семилетняя Танкерная война между Ираком и Ираном, происходившая на фоне сухопутной войны двух стран.[373] Надеявшийся на успех внезапной атаки Ирак столкнулся с упорным сопротивлением и в результате контратаки Ирана потерял часть собственных территорий. После взаимных истощающих атак к 1984 году боевые действия зашли в тупик, а страны все и чаще стали прибегать к нападениям на вражеские суда. Жертвами атак чаще всего становились танкеры, экспортирующие сырую нефть, бывшую главным источником дохода для обеих стран. Всего за годы войны в Персидском заливе было произведено 451 нападение на торговые суда, из которых большая часть пришлась на суда, плывущие под нейтральным флагом. Атаки проводились с помощью подводных мин и противокорабельных ракет. Ракеты запускались с больших расстояний, без предварительного задержания и досмотра, что полностью нарушало принципы международного права. Использовавшиеся для наведения ракет радары не могли точно определить тип судна, не говоря уже о его вражеском или нейтральном характере, морские мины целенаправленно ставились в судоходных местах. С 1985 года все основные события войны происходили в водах Персидского залива. В ответ на повторяющиеся нападения Совбез ООН выпустил резолюцию под номером 552, осуждающую нарушение права войны и призывающую соблюдать свободу международной навигации. Для защиты собственных судов Франция отправила в залив военный корабль, результатом чего стало значительное падение частоты атак на французские корабли.[374] Вслед за Францией к 1987 году к охране нейтральных торговых судов присоединились эскадры Великобритании, США и Советского Союза.[375] Для получения большей защиты компании нейтральных стран стали активно пользоваться флагами держав, охраняющих залив. В результате за все время было зафиксировано только одно нападение на судно, плывущее под американским флагом и единичные случаи нападений на британские и французские суда.[376] Хотя пример и не демонстрирует надлежащего соблюдения права войны (ввиду военного вмешательства нейтральных стран), он все же показывает, что нейтральные страны в своих действиях преследовали главным образом соблюдение правовых принципов, и лишь, возможно, затем реализацию собственных интересов.[377]

В результате, торговля предоставляет возможность всем странам занять место в международном разделении труда. Благодаря специализации труд получает большую производительность и увеличивает общее богатство. Открытость торговому обмену может привлечь иностранных предпринимателей с новыми технологиями. Открытость для развивающихся стран позволяет им выйти из-за черты бедности и улучшить производительность труда. Возрастающая степень глобализации при этом делает вопрос об охране торговых путей все более насущным: даже самые богатые государства сегодня зависят от внешней торговли и ее нарушение может оказаться губительным для них. В женевских конвенциях о законах и обычаях войны торговля не получает дополнительной защиты помимо принципов общей защиты гражданских объектов. Но в руководствах по ведению морской войны, таких как руководство Сан-Ремо и Хельсинских принципах морской торговли, торговые пути получают дополнительную защиту. Определения вражеских и нейтральных торговых и воздушных судов дающих последним дополнительные права и безопасность на море. Введение в конвенции ООН аналогичных определений для наземной торговли могло бы снизить общую конфликтов и сделать торговлю более безопасной.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.76.39 (0.004 с.)