Индивидуальная работа с сильно закомплексованными и изгоями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная работа с сильно закомплексованными и изгоями



Она поистине ювелирная, насколько это слово применимо к психологам и педагогам. Приходится преодолевать китайскую стену отчуждения и притеснений, образовавшуюся между классом и не воспринимаемым учеником или ученицей. Какие бы воспитательные предложения не изобретались для этих ребят, в большинстве случаев они отвечают прямыми отказами: «Да, не мое это…. Не хочу…. Не буду, и все…. Скоро меня родители вообще в другую школу переведут…» Или находят различные предлоги и причины, чтобы уклониться. В конце концов, эти инертность и безучастность начинают раздражать, бесплодные попытки прекращаются и на них попросту махнут рукой. Это самое страшное, что можно придумать.

Отсюда вывод – акцент должен быть сделан на индивидуальную и компетентную работу с ними. Вот здесь уже в полной мере требуются педагогическое мастерство и творчество. Думается, целесообразно еще раз рассмотреть и систематизировать предложенное в отношении этого выше. Первое, что необходимо, – составление психолого-педагогической характеристики такого школьника. Ее основные разделы или ориентиры примерно следующие:

- результаты изучения активности, уверенности и успешности, методика и инструментарий получения которых уже рассматривались в предыдущих разделах. Можно добавить, что очень важная деталь в них – уяснить, что стало первопричиной неприятия изгоя: непосредственно закомплексованность или нечто другое, что уже впоследствии привело к отчуждению и закомплексованности. К примеру, невзлюбили за постоянное ябедничество, или неопрятность, какие-либо физические недостатки и др. А уже от этой не любви возникли проблемы во взаимоотношениях. Однажды мама привела на консультацию сына Сашу К., пятиклассника. Сверстники в школе дали ему нелицеприятную кличку, которой он сильно стеснялся и поэтому постоянно дрался, чтобы его так не называли. Напряженность в отношениях достигла такого накала, что его пришлось со временем перевести в спецшколу.

- интересы и предрасположенности. Чем он по настоящему увлечен или к чему проявляет интерес? Каких результатов достиг? Можно ли их продемонстрировать в классе или школе? В большинстве случаев закомплексованные таят это от одноклассников, стесняются. Одиннадцатиклассница Валя Р. на моих курсах продемонстрировала великолепные рисунки и работы из бисера. Все пришли в восхищение. Но на вопрос: «Показывала ли в школе» - ответила: «А зачем? Они все равно высмеивать будут?» Но эти увлечения и, особенно, впечатляющие достижения бывают иногда единственным, на чем можно помочь такому ребенку поднять авторитет среди одноклассников.

- каким видом спорта предпочел бы заниматься? Очень часто ответ получаете: «Никаким» или «Уже занимался и бросил». В этом случае необходимо выяснять уже причины такого негативного отношения к спортивным занятиям, чтобы впоследствии, преодолевая их, все таки заинтересовать и побудить подростка к систематическим физическим упражнениям. Аналогично надо бы выявить отношение к утренней зарядке, прогулкам на природе или в городе, пешеходному туризму и т.п.

с кем предпочитал бы подружиться в классе? При выяснении этого очень желательно лобовые вопросы по возможности, заменить косвенными, типа: «Какие личностные качества в дружбе цените более всего, а какие считаете не приемлемыми?», «С кем хотели бы и, наоборот, не хотели бы дружить в своем классе?», «Считаете ли дружным или не дружным свой класс и почему?» и т.п. Кстати, анкет подобного рода психологами разработано уже предостаточно, надо только воспользоваться ими. Но успешными могут оказаться также сочинение на эти темы или какие-либо другие формы, соответствующие возрастным особенностям учеников.

- какова готовность учиться на курсах по формированию уверенности или риторических? На этот вопрос получить ответ достаточно просто, но необходимо, поскольку отрицание будет предполагать еще и формирование такой готовности и интереса к курсам.

- результаты изучения закомплексованности его родителей и возможности оказания помощи ему в преодолении коммуникативного страха в семье. Важнейшие ориентиры – оба или один из родителей закомплексован, под чьим влиянием больше находится подросток, какова атмосфера взаимоотношений в семье, насколько свободно ребенок чувствует себя дома, уверен ли в поддержке в тяжелой ситуации, делится ли своими впечатлениями и т.п.

- другие, необходимые на Ваш взгляд, результаты изучения личности подростка.

Подобная характеристика является основой для разработки основных направлений по оказанию помощи сильно закомплексованым и изгоям и индивидуального плана работы с каждым из них. Ориентирами в этом могут быть следующие:

- вовлечение на курсы «Тренинг уверенности» или «Как стать уверенным», а по их окончании и на риторические;

- если такие курсы в школе не организованы, то индивидуальное применение тренингов по преодолению закомплексованности;

- научить, как лучше отвечать у доски и получать более высокие оценки, просить помощи в этом учителей;

- постепенное вовлечение в классные и общешкольные мероприятия с доведением до основных ролей или ведущего;

- научить выступать публично с рассказами, сказками, стихами, принимать участие в дискуссиях, ораторских выступлениях и конкурсах, школьных олимпиадах и т.п.;

- формирование интереса и побуждение к занятиям физической культурой и спортом с обязательным постоянным участием в соревнованиях;

- помощь в преодолении личностных недостатков, вызывающих неприятие в классе;

- помощь в достижении высоких результатов в своем увлечении и демонстрировании их публично в классе, школе и за ее пределами;

- научить, как вести себя, чтобы одноклассники и сверстники относились с большим уважением, для чего проработать типичные коммуникативные ситуации и вытренировать достойные ответы на упреки и придирки;

- посодействовать в установлении хороших отношений и дружбы в одной из микрогрупп класса;

- попытаться установить шефство авторитетного ученика над сильно закомплексованным или изгоем, в том числе, из старших классов;

- научить и поручить организовать какое-либо общественное дело, связанное с привлечением к нему одноклассников;

- провести консультации с родителями, по возможности привлечь их самих преодолеть закомплексованность на курсах для взрослых или с помощью аутотренинга, научить как помочь своему ребенку в семье;

- и только в крайнем случае рассмотреть возможность перевода сильно закомплексованного или изгоя в другой класс.

Успешность реализации индивидуального плана можно отследить по следующим критериям: хорошее настроение у подопечного, большая уверенность при ответах у доски и улучшение оценок, активное участие в общественных мероприятиях, занятиях спортом, нормализация взаимоотношений в классе и семье и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.006 с.)