Индивидуальная предрасположенность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная предрасположенность



Именно она, по моему мнению, являетсятем субстратом, на котором взращивается закомплексованность. При этом наблюдается следующая зависимость: чем сильнее индивидуальная предрасположенность, тем с большей вероятностью может сформироваться более негативный уровень закомплексованности. С другой стороны, ее наличие совсем не обязательно должно приводить к возникновению закомплексованности, поскольку многое здесь зависит от того, воздействию каких негативных коммуникативных ситуаций и как долго подвергается подросток. Представляется, что составляющими индивидуальной предрасположенности могут быть следующие:

- генетическая. По моим анкетным опросам практически все слушатели курсов имеют одного или обоих закомплексованных родителей. По более основательному исследованию Ф.Зимбардо примерно 70% отцов и матерей награждают застенчивостью своих детей. Исходя из этого, можно делать выводы о генетической предрасположенности к закомплексованности. Хотя справедливости ради следует отметить, что имеется также немало примеров незакомплексованных детей у закомплексованных родителей и наоборот;

- физиологическая. Она связана, прежде всего, с андреналиновой лабильностью. То есть, чем быстрее и мощнее у подростка вброс адреналина в ответ на вызовы негативной коммуникативной ситуации, тем сильнее его предрасположенность к испугу, страху и закомплексованности. От этого у многих сразу возникают сильнейшие нарушения сердцебиения, повышается давление, от которого уже может слабеть или заметно утрачиваться зрение, оперативная память и т.п. Кроме того, предрасполагающее действие может оказывать также какая-либо хроническая болезнь, создающая у подростка постоянное угнетенное состояние, ощущение собственной ущербности и неадекватность реагирования на коммуникативные ситуации;

- физическая. Чем слабее мышечный тонус, тем выше предрасположенность к закомплексованности. В этом случае подросток подсознательно ощущает, что не способен постоять за себя физически, от чего, по меньшей мере, робеет, а в худшем случае просто боится физически и морально более сильных. Кроме того, мышечная ослабленность почти обязательно приводит к согбенной позе, при которой голова опущена, плечи обвисают, взгляд устремлен вниз. Это, как я ее называю, - рабская униженная поза. Весь мой опыт работы на курсах убеждает, что, став привычной, она, с одной стороны, сильно предрасполагает к закомплексованности, а с другой является ее обязательным следствием. Какая-то есть между ними физическая и физиологическая зависимость, которую, возможно, смогут объяснить физиологи. Не случайно во все времена слуг и рабов приучали и заставляли постоянно кланяться, а также запрещали им смотреть прямо в глаза господину, воспитывая тем самым покорность и услужливость, граничащие с закомплексованностью.

Другая значимая физическая предрасположенность - обладание внешне выраженными свойствами, которые не располагают и, хуже того, вызывают отторжение или антипатию у окружающих. К примеру, косоглазие, хромота, кривой рот, неровные зубы, горб, непомерная полнота, чрезмерно высокий или низкий рост, слишком большая или маленькая грудь у женщин, заикание, картавость, шепелявость, гнусавость и т.п. Даже при нормальном отношении окружающих обладающий ими все равно чувствует себя в какой-то мере ущербным. По этой причине, например, многие инвалиды испытывают сильнейшую напряженность при нахождении в обществе, которая формирует неадекватность их поведения и побуждает к избеганию коммуникативных ситуаций. Аналогичное происходит также с некрасивыми девушками, да и ребятами, осознающими или уверовавшими в свою непривлекательность, а отсюда и неудачливость.

- психическая. Это – повышенная чувствительность или впечатлительность психики,существенно обостряющая восприятие воздействия других людей. Чем тоньше она, чем чувствительнее реагирует на вызовы коммуникативной ситуации, тем сильнее ее сигналы увеличивают адреналиновую лабильность, соответственно предрасполагая к закомплексованности. Причем, это свойство может быть, как врожденным, так и приобретенным в результате чрезмерных интеллектуальных нагрузок, существенно снижающих пороговую раздражительность психики. Несомненно, обладание такой психикой – достоинство. С его помощью можно стать творческой личностью, хорошим, а если повезет, то и известным, ученым, писателем, журналистом, художником, музыкантом, политиком и т.п. Или высокопрофессиональным учителем, инженером, адвокатом, менеджером, надежным сотрудником фирмы или учреждения. Помимо этого «тонкость и впечатлительность» позволяют эмоционально восприимчивее ощущать других людей и жизнь в целом. Однако, вот незадача, почти обязательный шлейф этого достоинства - закомплексованность. Как бы: «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств».

Глядя на школьников, танцующих, поющих или декламирующих со сцены, иногда трудно подумать, что они как-то закомплексованы или сильно зажаты. Еще меньше такие мысли приходят, когда видишь выступления известных эстрадных артистов или, скажем, политиков. И тогда, конечно, зарождаются серьезные сомнения в том, что творческие личности обязательно должны быть подвержены этому недостатку. Но целенаправленно поспрашивайте их. И совершенно неожиданно выяснится, что почти все из них или сильно страдали закомплексованностью, когда еще только начинали выходить на сцену, но со временем и накоплением опыта преодолели свои страхи. Или мучаются до сих пор, научившись умело скрывать их. По крайней мере, творческие личности, приходящие на мои курсы, уверенно подтверждают это. Галя К., виолончелистка, рассказала, что на концертах в музыкальной школе, где училась, она выходила в зал и не видела публики, такой туман в глазах стоял от страха. Единственная мысль билась: «Сыграть правильно и быстрее закончить, чтобы спрятаться за кулисами». Ирина К. – учительница пения в детском садике и школе смогла раскрыться в сольном исполнении только после курсов. По ее же признанию до них у нее руки тряслись, когда она аккомпанировала детям на утренниках. Татьяна Д., закончила Академию театрального искусства, ее три раза приглашали сниматься в кино, но каждый раз она со слезами на глазах отказывалась из-за закомплексованности.

Наряду с повышенной впечатлительностью психическую предрасположенность создает также врожденная или приобретенная интраверсия, которая, замыкая психику на внутренних переживаниях, повышает эмоциональную напряженность и препятствует ее внешнему выходу.

- личностная. Суть этой предрасположенности – в обладании школьником личностными качествами или совершение проступков, которые не располагают к нему или вызывают явное отторжение, антипатию у сверстников. К примеру, ябедничество, предательство, зазнайство, корыстолюбие, конфликтность, чванливость, плаксивость и др. Из-за этого отношение к нему становится натянутым, холодным, пренебрежительным. Это вызывает напряженность в его психике, излишнюю раздражительность, приводящих, в свою очередь, к обособленности, замкнутости или, наоборот, агрессивности, а в ряде случаев к заискиванию, поддакиванию и т.п.

Сильную личностную предрасположенность создают также слабо развитые речевые и коммуникативные умения и навыки, которые с одной стороны препятствуют нормальному общению и подталкивают к уединению, замкнутости, а с другой – отталкивают окружающих. Как-то одна из молодых учительниц поступила со мной не очень правильно. Ничего страшного не произошло, казалось бы, извинись, и инцидент полностью исчерпан. Она понимала это, ей было, действительно, неудобно и извинение недвусмысленно выражал весь ее облик, в широко раскрытых глазах читалась виноватость. Но…слово: «Извините» - она, как ни старалась, так и не смогла произнести. Думаю, представляете сами, насколько распространено это явление среди школьников. Они виноватятся, стараются загладить свой проступок различными словами и ласковыми интонациями, заметно подлизываются, но сказать положенные слова: «Извините, пожалуйста» - явно выше их сил. Какое-то внутреннее состояние блокирует. В последние годы это усугубляется также компьютерной зависимостью, заменяющей реальное общение на виртуальное, что сильно сдерживает формирование реальных коммуникативных умений и навыков.

Еще одна значимая предрасположенность – длительная личностная неуспешность, порождающая общую угнетенность как негативный фон для формирования отчуждения, замкнутости, неуверенности и, соответственно, закомплексованности. Особенно – хроническая бедность, отставание в физическом и интеллектуальном развитии, профессиональная несостоятельность, гнетущая семейная атмосфера и т.п. Школьники могут стесняться отставания в учебе, некомпетентности в живо обсуждаемых всеми темах, запущенной неграмотности и т.п.

Свою лепту вносят нелепые фамилии, имена, отчества, клички, гарантированно вызывающие смех и заведомо ироническое отношение. Один школьник сможет юмористически отнестись к ним и посмеяться вместе с ребятами. Но вот другой…, наверняка, будет стесняться и комплексовать. Ведь дети не могут сами поменять свою фамилию, имя, а тем более отчество. Поразительно, что усугублять ситуацию даже неосознанно могут и учителя. Так, изыскания ученых-именоведов в штатах Калифорния и Джорджия выявили, что преподаватели упорно ставят заниженные отметки школьникам с именами Хьюберт и Эльмар и завышенные Майклам и Дэвидам. Узнав про это, одна из учительниц английского в нашей школе, нимало не смущаясь, призналась, что мальчишкам с нелюбимыми ею именами Валерий, Александр, Сергей и Николай ее так и тянет снизить отметку, ну а Игорям и Владиславам с удовольствием может поставить на балл выше. Какое же тогда отношение возможно к носителям причудливых имен и фамилий?

И еще – «психический нарыв», как стойкие гнетущие напоминания о какой-либо тяжелой психической травме, замыкающие сознание на собственных переживаниях и не способствующие эмоциональному раскрытию. У школьников, это возможные, – ужасный конфликт с одноклассниками или учителем, неразделенная любовь, развод родителей, сексуальное насилие, тяжелая болезнь, потеря близких и др.

- возрастная. Большинство исследователейс легкой рукиФ.Зимбардо придерживается мнения, что застенчивость начинает формироваться с детского возраста. В известном докладе «Социофобия – Проблемная группа по социальной фобии Всемирной Ассоциации Психиатрии, под ред. С.А.Монтгомери», опубликованном в России Научным центром психического здоровья Российской академии медицинских наук приводятся следующие цифры: «Социальная фобия имеет тенденцию начинаться в очень раннем возрасте, нередко в подростковом. Около 40% случаев социальной фобии начинаются до десятилетнего возраста, а 95% - до возраста 20 лет. Такое раннее начало заболевания может привести к серьезным нарушениям нормального развития».

Сам Ф.Зимбардо пишет: «Некоторые данные свидетельствуют о том, что в юности застенчивость более свойственна девочкам, нежели мальчикам. Судя по выборочному опросу учеников четвертого, пятого и шестого классов начальной школы, доля застенчивых на момент опроса составляет 42%, что примерно соответствует результатам эксперимента в целом. Эти мальчики и девочки в равной степени склонны считать себя застенчивыми. Но если мы посмотрим на результаты опроса учеников седьмого и восьмого классов, мы заметим, что, во-первых, доля застенчивых возрастает в среднем до 54% и, во-вторых, этот рост приходится за счет девочек-подростков». (Там же стр.23).

Однако, по моим наблюдениям и опросам слушателей курсов, в этом вопросе возможны и, даже, необходимы некоторые уточнения:

- при нормальном развитии ребенка застенчивость и закомплексованность могут начать проявляться у него в основном в период полового созревания и формирующимся отношением к противоположному полу;

- до полового созревания очень часто за них принимается врожденная интраверсия, которая формирует стремление к уединению и некоторую замкнутость в поведении детей, которые, однако, не сопровождаются страхом;

- настоящая закомплексованность с элементами страха может возникнуть в этом возрасте, как следствие испуга, нервного срыва или постоянной угнетенности, причиненных старшими детьми или взрослыми;

- другой реальной причиной стеснения до полового созревания могут оказаться трудности в общении, вызванные не выговариванием отдельных букв и слов, отставанием в развитии речи, заиканием и т.п.;

В самом процессе полового созревания психика становится неустойчивой, особо ранимой и именно в этот период большинство подростков начинает чувствовать себя неуверенно и стесненно в большинстве коммуникативных ситуаций, особенно, в присутствии противоположного пола. Очень остро воспринимаются упреки и насмешки над явными физическими недостатками, незавидным материальным положением, а также проступками, не соответствующими ценностным ориентациям данной возрастной группы. В результате индивидуальная предрасположенность к закомплексованности быстро разделяет школьные классы на группы уверенных, способных постоять себя в подобных коммуникативных ситуациях, и стеснительных, застенчивых, уступающих в речевом и физическом противоборстве. Из последних выделяются также те, кто научился самостоятельно справляться с различными состояниями закомплексованности, остальные же становятся на путь все большей отчужденности, замкнутости и вынужденной приспосабливаемости к коммуникативным ситуациям, в большинстве случаев вырабатывая защитные поведенческие реакции. Очень часто из них практически сразу обособляются «изгои». То есть, из моих наблюдений и опросов можно сделать вывод, что в период полового созревания психика наиболее предрасположена к формированию различных состояний закомплексованности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.008 с.)