Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика учителей и родителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Звонит как-то завуч одной из санкт-петербургских школ, приглашает прочитать лекцию и просит уточнить тему. Услышав, что она про закомплексованность, выразительно замолкает... и затем с саркастическим смешком: «Это у учителей закомплексованность? У нас занятия в ресурсном центре и мы собираем лучших педагогов района». С трудом убедил, что эта тема именно для них и необходима. Читаю лекцию и после разъяснения основных положений говорю: «Пожалуйста, поднимите руки, кто считает, что у него есть закомплексованность». Подняли... все. Но самое удивительное, что потянула вверх руку и та завуч, которая звонила мне. Это – очень характерный пример. Спросите напрямую – и редко кто из учителей признается в своих страхах, да еще оскорбятся, но разъясните – и получите необходимый результат. Отсюда, простейший и неоднократно проверенный способ продиагностировать учителей: расскажите им о сущности, уровнях, причинах закомплексованности, акцентируясь на характерной для педагогов зажатости, и попросите поднять руки, кто ощущает ее в себе. Думаю, многие удивятся такому количеству положительно отреагировавших. Но это не только первичное представление о состоянии закомплексованности в педагогическом коллективе, но и уже определенная заинтересованность и мотивация для дальнейшей диагностики. Следующий шаг – предложите заполнить анкету, адаптированную для педагогов (Приложение 5). Анализ ее результатов позволит выявить средне- и сильно закомплексованных или зажатых и составить соответствующие списки. А уже для последних - таких обычно пять-семь в каждом педагогическом коллективе - нужна более основательная диагностика, для которой вполне подойдут тесты, рекомендованные ниже родителям. В основном на этом диагностика учителей завершается и может возобновляться только для вновь принятых на работу. Еще сложнее побудить к диагностике закомплексованности вечно занятых родителей. Главный аргумент, убеждающий их, – возможность помочь ребенку справиться с этим состоянием не только в школьном возрасте, но и избежать нежелательных последствий во взрослой жизни. Обычно если родители сами испытывают их, то на сотрудничество идут заметно охотнее. Персональный подход следующий: для родителей тех школьников, которые отнесены по первому списку к слабо закомплексованным, диагностика желательна. А для родителей сильно закомплексованных детей и изгоев, на мой взгляд, - просто обязательна, поскольку без нее успешная психолого-педагогическая коррекция школьника практически невозможна. Вариантов побудить заполнить тесты (Приложения 6, 7, 8, 9) несколько: - по аналогии с учителями, если возможно, то разъяснить сущность закомплексованности и ее последствия после родительского собрания или на занятиях для родителей, предложить литературу для более глубокого вникания в проблему, затем раздать тесты и попросить вернуть заполненными; - то же самое можно сделать в индивидуальных беседах. Если не приходится надеяться, что тесты заполнят дома и возвратят, то лучше попросить сделать это в классе; - как можно активнее задействовать в этих целях электронную почту; - при этом не забыть предупредить родителей о нежелательности посвящать ребенка в результаты его диагностики и объяснять ему, что из-за этого и нас заставляют в школе заполнять «кучу тестов». Итоги анкетирования родителей сильно закомплексованных детей и изгоев желательно обобщенно отразить по такой же вышеприведенной схеме. Их анализ и сопоставление с результатами диагностики школьников помогут выявить генетическую предрасположенность, условия для развития закомплексованности в семье и представить ее последствия для ребенка во взрослой жизни по аналогии с родителями. Полученные выводы позволяют проводить работу по преодолению закомплексованности более целенаправленно и успешно.
ОСВОИМ ПРИЕМЫ И ТРЕНИНГИ На практике приходится сталкиваться с различным отношением к закомплексованным детям. Одни родители не обращают никакого внимания на некоторые странности в общении ребенка, вспоминают свои молодые годы и считают, что это возрастное и со временем пройдет. Другие, наоборот, начитавшись психологической литературы, проявляют чрезмерное беспокойство по поводу его замкнутости и боязливости людей. Проявляя гиперопеку, начинают водить ребенка по психологам и психотерапевтам. Одна из матерей, задыхаясь от волнения, рассказала на консультации, что еще с начальной школы пытается избавить ребенка от социофобии, и подчинила этому всю свою жизнь. В результате теперь уже взрослый парень, выполняя множество рекомендаций, основательно подсел на медикаменты и обходиться без них совершенно не может. Но и это уже не очень помогает, и он из-за проблем в общении вынужден был уйти со второго курса института. В ответ на мое жесткое замечание, что это вы сами угробили ребенка, по сути, залечили его, она заплакала и сказала, что слишком поздно все поняла. Ряд опытных педагогов наработал некоторые методы преодоления застенчивости и закомплексованности, однако результаты, достигаемые ими, обычно далеки от полного разрешения проблемы. Большинство же учителей ничего не предпринимает в этом направлении и обычно замечает закомплексованных учеников, потому что с ними возникают проблемы в активных формах обучения, ответах у доски, участии в публичных мероприятиях и т.п. Никого не хочу обидеть, но слушатели, приходящие на курсы, часто жалуются, что и психологи, к которым они обращались, также не смогли оказать действенной помощи. Из всего этого, хотелось бы порекомендовать следующее: - не игнорируйте странности и проблемы в общении ребенка или ученика. У кого-то, это, действительно, пройдет с возрастом, а кого-то упустите, и он потом не сможет справиться с нарастающей закомплексованностью, что почти обязательно означает исковерканную судьбу. Поэтому чем раньше будут замечены признаки закомплексованности, тем легче ее преодолеть; - не впадайте из-за этих проблем в панику и не спешите с медикаментозным лечением. Попытайтесь в начале помочь ребенку совместными усилиями педагогов, психологов и родителей; - для этого освойте успешно зарекомендовавший себя на практике не такой уж сложный метод психолого-педагогической коррекции закомплексованности. Это под силу каждому педагогу, психологу и большинству родителей. Дополняйте его своими испытанными приемами, а также рекомендациями других специалистов по закомплексованности. И помогите школьникам! Помогите своему ребенку!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.124 (0.006 с.) |