В основе – психолого-педагогическая коррекция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В основе – психолого-педагогическая коррекция



Под психолого-педагогической коррекцией понимается исправление недостатков характера психологическими и педагогическими методами и средствами. К этому определению вполне можно отнести и коррекцию закомплексованности. В ней в отличие от психотерапии применяется преимущественно то, что является нормой учебно-воспитательной работы в любой школе, – подростков побуждают и учат правильно вести себя, интересно говорить, рассказывать анекдоты и смешные истории, выступать публично, петь, исполнять что-либо перед классом или на школьной сцене и т.п. То есть, прививают им умения и навыки активного и публичного общения. Сформированные в специфическую систему эти упражнения и тренинги реально помогают преодолеть закомплексованность.

Психолого-педагогическая коррекция соподчинена общим педагогическим целям для подрастающего поколения и ожидаемым результатам: воспитать всесторонне развитую личность, способную к дальнейшему самосовершенствованию, которая смогла бы успешно раскрыть свой личностный потенциал и найти достойное место в обществе. Возможны, конечно, и иные варианты этого определения, однако, несомненно, одно, в чем сходятся педагоги: важнейшей составной частью ожидаемого результата воспитания является формирование активного и развитого общения, без которого практически невозможно «раскрыть личностный потенциал» и, особенно, «найти достойное место в обществе». Это – ориентирование в различных коммуникативных ситуациях, осознание собственного социального статуса, способность устанавливать доброжелательные, конструктивные взаимоотношения, развитая речь и умение выступать публично. Жестким препятствием в достижении такого общения является закомплексованность. Чем сильнее она, тем медленнее развиваются умения и навыки активного общения, и, соответственно, тормозятся столь необходимое для подростка личностное развитие и реализация личностного потенциала, что уже рассматривалось выше.

Представление об активном и развитом общении и есть главный ориентир в психолого-педагогической коррекции закомплексованности. Исходя из него, ее основная задача может быть сформулирована следующим образом: научить подростка активно общаться и публично выступать, одновременно помогая ему преодолеть закомплексованность. Для ее достижения необходимо последовательно осуществить ряд конкретных задач:

- определить уровень и причины закомплексованности, создающие негативные отклонения в активном общении. Это может рассматриваться и как исходная позиция для коррекции, что предложено в данной книге, или же как ее составная часть;

- сформировать у подростка стойкое желание и стремление научиться активно общаться и публично выступать;

- научить его основным приемам общения, публичных выступлений и преодоления закомплексованности;

- довести их тренингами до уровня уверенных умений и навыков;

- помочь освоить умения и навыки активного общения в учебных коммуникативных ситуациях;

- помочь научиться применять их в жизненных коммуникативных ситуациях.

Так же, как при определении закомплексованности, инициатива и основная работа по решению этих задач возлагается на психологов, педагогов, родителей. Максимально возможно она должна вписываться в учебно-воспитательный процесс, чтобы избежать излишних нагрузок на школьников. И одно из главных требований - предельно деликатный характер, в соответствии с чем тренинги лучше проводить под такими названиями, как приобретение уверенности, этикет, риторика, ораторское мастерство и т.п.;

С годами практики на курсах удалось наработать и систематизировать ряд основных принципов, которые выступают в роли ориентиров в психолого-педагогической коррекции закомплексованности. Это примерно следующие:

- наиважнейший принцип - последовательных шагов или «step by step», как модно сейчас говорить. Поручите, к примеру, сильно закомплексованному ученику выступить со сцены и, скорее всего, столкнетесь с категоричным отказом. Но разделите это задание на ряд последовательных этапов, скажем: подготовить выступление – несколько раз отрепетировать его дома перед близкими до уверенного произнесения – один-два выступить перед учителем – выступить перед своим классом – а потом уже выходить на сцену. И в большинстве случаев получите нужный результат. То есть, коммуникативный страх, по моим наблюдениям, намного легче преодолевается последовательно и по частям;

- другой не менее важный принцип - пробудить, сформировать и развить у школьников интерес, а затем постепенно и внутреннюю волю к обучению общению и преодолению закомплексованности. Образование этих качеств у безинициативных и безвольных подростков, которых такими сделала закомплексованность, уже само по себе означает серьезный шаг от пассивного общения к активному. Более того, они становятся будоражащей основой дальнейшего самостоятельного самосовершенствования. Именно, такой путь, по моим наблюдениям, позволяет подросткам, а затем и взрослым, уже после обучения самим справляться с негативными эмоциональными состояниями и практически гарантирует не возврат закомплексованности.

- но, когда названных качеств нет или они еще слабоваты, что особенно заметно в начале обучения, активно должен срабатывать другой принцип – побуждение и стимулирование. То есть, необходимо компенсирующее внешнее воздействие. Побуждение – это постоянно звучащие с интонационным нажимом фразы, типа: «Так, Таня, давай выходи!», «Ну, кто следующий? Валера?», «Саша, вперед!», «Аня, ты сможешь сделать это. Даже не сомневайся!», «Преодолей себя и ты справишься!», «Если не сделаешь, потом будет очень стыдно, что спасовал» и т.п. Зачастую чуть-чуть не хватает решимости закомплексованным подросткам, чтобы что-то сделать в центре внимания, и эти побуждения как раз ее и добавляют. Как бы, своеобразный допинг! Очень важная специфическая деталь: не добьетесь выхода закомплексованного школьника на тренинг перед группой или для ответа у доски, отступитесь, дадите послабление, - в следующий раз он будет отказываться намного увереннее и категоричнее, а может и вообще не выйти, становясь негативным примером для остальных.

Усильте побуждение стимулированием, и задача станет решаться заметно проще. По практике, сколько бы ни убеждали, что нужно преодолеть закомплексованность для того, чтобы свободно общаться и чувствовать себя достойно, это действует незначительно, даже, можно сказать, никак. Главное – для каждого найти свой стимул и довести его до осознания так, чтобы он подогревал интерес и энтузиазм в обучении общению и преодолении закомплексованности. Для ориентира: в зависимости от возраста, например, могут впечатлять представления о том, что школьники смогут лучше учиться или развить артистические способности, станут авторитетными в классе, выпускники благополучно поступят в институт и будут успешными бизнесменами во взрослой жизни, и т.п.;

- опора на положительное – известный педагогический принцип, который в коррекции закомплексованности приобретает особое значение. Как уже отмечалось, у подверженных этому недостатку ребят сильно развиваются заниженная самооценка и комплекс неполноценности. Даже то, что у них получается хорошо, они не могут оценить объективно и никак не хотят верить редким положительным и восхищенным отзывам окружающих. Поэтому очень важно последовательно настаивать, чтобы они при первой возможности выполняли на людях то, что могут сделать интересно или демонстрировали свои достижения. Чем быстрее они привыкнут, что их искренне хвалят в глаза, отзываются доброжелательно и уважительно, тем активнее вытесняется закомплексованность и приобретается уверенность;

- еще один известный педагогический принцип – учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков. Как ни старайся, все равно предлагаемые коррекционные методики и тренинги будут обобщенными и типовыми. Но чтобы не потерять их эффективность, они должны быть приработаны к конкретному школьному возрасту. Причем, на практике возможны как одновозрастные, так и разновозрастные группы. Учет индивидуальных особенностей, конечно, необходим в отношении каждого школьника, но особую актуальность этот принцип приобретает при работе с сильно закомплексованными и изгоями. По сути, необходимо уметь психологически «войти» в обучаемого, понять его эмоциональные состояния и обусловленные ими последствия, а затем уже в соответствии с этим применять общую методику и приемы коррекции;

- закомплексованные подростки не переносят подавляющего, жесткого и грубого отношения. Они сразу обижаются, замыкаются или ответно срываются, часто прерывают разговор и стараются избежать дальнейшего общения. О какой-либо коррекции в таких случаях говорить не приходится. Поэтому на уровне непреложного принципа в отношениях с ними – обязательная искренняя доброжелательность, точнее, доброжелательная требовательность, а также величайшее терпение, чтобы не сорваться на капризную или истеричную выходку. Кстати, очень часто достойно выйти из таких ситуаций помогает юмор;

В соотнесении с целями и принципами практика очертила и основные методы психолого-педагогической коррекции закомплексованности. Ведущая роль в них отводится тренированию или тренингам. В педагогике общепринято, что результатом обучения являются «знания – умения - навыки», пресловутые ЗУНы. На мой взгляд, в этом необходимы некоторые уточнения, способствующие лучшему пониманию учебной сущности тренингов и, следовательно, более целенаправленному их применению в коррекции закомплексованности. Представляется, что в качестве основного результата обучения целесообразнее принять формулу «знания – приемы». То есть, обучаемые усваивают знания, на основе которых вырабатываются приемы, способствующие установлению взаимоотношений с окружающей средой. При таком понимании «умения и навыки» представляются различными уровнями или степенями личностного освоения приемов, что в определениях может быть зафиксировано следующим образом:

- прием – действие или совокупность действий, качественное исполнение которых в определенной ситуации гарантированно приводит к намеченному результату;

- умение – осознаваемое исполнение приема, то есть под контролем сознания. Обучаемый в начале детально представляет себе предстоящие действия, а потом уже исполняет их и корректирует;

- навык – автоматическое исполнение приема, то есть без контроля сознанием;

- тренинг – многократное повторение какого-либо действия с целью доведения его до навыка, то есть уверенного автоматического применения.

Правомерен вывод: чем большим количеством приемов на уровне навыков владеет человек, тем лучше он приспособлен к окружающей обстановке и успешнее может воздействовать на нее. Это в полной мере относится и к процессу общения. В связи с чем, один из важнейших выводов, подтвержденный практикой моих курсов: чем большее количество приемов общения на уровне навыков освоит подросток или взрослый, тем меньше у него остается страхов и гарантированнее уходит закомплексованность. Поэтому и смещается акцент в разрешении этой проблемы с привычных классно-урочных методов и форм на тренинговую работу.

В процессе многолетних занятий с закомплексованными удалось сформировать целостную и достаточно эффективную систему тренингов, которая включает в себя:

- для обучения общению – тренинги-требования, основные, речевые, песенные;

- по количеству участников - индивидуальные, парные, групповые;

- по месту проведения - в учебной ситуации; в ситуации максимально приближенной к жизненным обстоятельствам; тренинги в семье, учебном коллективе, общественных местах и т.п.

Соподчинен тренингам метод устного воздействия повышенной впечатляемости и убедительности. Как часто, например, приходится слышать от учителей о нерадивом ученике: «Я ему уже сделала замечание, поговорила с ним или провела беседу о том, чтобы изменил свое поведение». При этом подросток покивал головой или поддакнул, пообещал исправиться и … тут же забыл. С закомплексованными так работать практически бесполезно. Присущий им комплекс «отсутствия интереса, пугливости и серости», въедаясь в сознание, стал привычной нормой поведения. Ученик уже осознанно не хочет и не мыслит вести себя как-то иначе. «Мне это неинтересно», «А я вот такая!» или: «Мне и так хорошо», - такие высказывания приходится слышать постоянно. И чтобы помочь подростку, нужно прорваться через эту, формируемую устоявшимися стереотипами, предубежденность. Проще говоря, достучаться до сознания, чтобы побудить работать над собой и достичь желаемого результата. К сожалению, привычное школьное перед этим отступает.

Нужен более высокий уровень устного воздействия. Он достигается задействием всего диапазона речевых приемов при их качественном исполнении. То есть, при объяснении нового материала необходимо не просто сообщить информацию, а по настоящему впечатлить и заинтересовать. Настолько, чтобы зародить сомнения в незыблемости привычных состояний неуверенности и закомплексованного поведения. При инструктаже перед тренингом – добиваться четкого, «прозрачного» понимания предстоящих действий и напористо побуждать к их активному исполнению. А при малейших затруднениях и возражениях – суметь уверенно убедить и переубедить.

Подняться на уровень такого воздействия помогают занятия педагогическом мастерством, но, в основном, специально подбираемый и накапливающийся с опытом набор наиболее отшлифованных и психологически воздействующих слов, фраз, сравнений, примеров, выводов, требований и т.п. Очень желательно, чтобы со временем его объем заметно превышал необходимое для занятий. Тогда появляется возможность вариативного выбора для усиления устного воздействия в каждой конкретной ситуации и на каждого обучающегося с учетом его личностных особенностей.

Другой, также соподчиненный тренингам, метод – постоянный анализ учебных и жизненных ситуаций. И преподавателем, и обучающимися, как индивидуально, так и в группе. Это сильно помогает преодолеть барьер предубеждения и сделать решительный шаг от абстрактных представлений и теоретических познаний об общении и закомплексованности к непосредственному применению их на практике. Бывает, полностью согласен ученик, что «надо и пора уже», хорошо знает, как и что делать, но…. будто пропасть перед ним какая-то, не может переступить через себя и все. Вот тогда эффективно могут сработать наглядные примеры: отрицательные, от которых надо оттолкнуться, и положительные, которым желательно подражать. Их, как раз, и должен находить ученик в процессе анализа каких-либо ситуаций в данной учебной группе, классе, семье, спортивной секции и т.п. Хорошим подспорьем в этом могут послужить также телепередачи и фильмы.

Самоанализ собственных действий при выполнении тренингов – очень эффективный метод, но доступный при видеосъемках и демонстрации на монитор, что в последнее время не так уж сложно. Интерес к этому – всегда потрясающий, не оторвать. Обычно закомплексованному ученику кажется, что он все делает плохо и разубедить его в этом невероятно трудно. «Да, у меня никогда не получается!» или «Вы специально подхваливаете, как преподаватель» - вот типичные ответы. И только увидев себя, как бы со стороны, и с помощью комментариев педагога, он начинает постепенно выправлять свое неверное представление, явно продиктованное закомплексованостью. Шаг за шагом это закрепляется в сознании и тогда увереннее можно двигаться дальше.

Обсуждение группой. Выполняя индивидуальный тренинг перед обучающимися, закомплексованный ученик панически боится их осуждения и насмешек. Однако, «разбор полетов», направляемый преподавателем, позволяет увидеть собственные действия глазами других, свериться с их оценками и соответственно что-то подкорректировать. А если одобряют, хвалят, да еще, вдруг, аплодируют…! В подобных случаях мнение группы способно придавать немалые дополнительные силы.

Оценивание. На моих курсах оно прижилось и стало одним из интереснейших стимулов в преодолении закомплексованности. С одной стороны, у учеников хорошо срабатывает укоренившаяся в школе привычка тянуться за отличными оценками и нежелание получать плохие. С другой – становится возможным количественно определять положительные изменения в освоении умений и навыков общения и формировании уверенности, создавая тем самым ощущение успеха. Но это не совсем обычные школьные оценки! Их ставит не учитель, а каждый слушатель группы, исходя из высшей – 10 баллов. Затем они суммируются на калькуляторе и выводится средняя, которая из занятия в занятие записывается в тетрадях или на доске. В результате каждому наглядно видно, как постепенно, но уверенно растут оценки и, следовательно, успешно осваивается общение и преодолевается закомплексованность.

Помимо осознания этих ориентирующих положений для осуществления успешной коррекции закомплексованности необходимо вникнуть в суть и уверенно освоить все или большинство психолого-педагогических тренингов. Владение каждым на уровне навыка создает возможность применять их, как по отдельности, импровизированно, скажем, в процессе урока, во внеклассной работе, в семейных взаимоотношениях, так и системно на курсах уверенности, общения, риторики, а также при индивидуальном оказании помощи и др.

Основные тренинги

Голосовые связки, руки, туловище, глаза, лицо – основные инструменты внешнего проявления интеллектуальных, эмоциональных и физических состояний человека. Они являются основными выразителями словесной или вербальной речи и наших действий во всем их разнообразии. Они, по психологической терминологии, создают также невербальную речь, состоящую из выражений лица, взглядов, интонации, жестикуляции, осанки, походки. А теперь представьте, что какой-то инструмент или все вместе не могут нормально функционировать. Сразу возникают затруднения в реализации внутренних состояний, и мы получаем искажение или блокирование поведения, речи и действий. К примеру, взгляд становится блуждающим, лицо – напряженным, голос – монотонным, руки мешают, туловище закрепощается. Из-за этого также нарастает внутреннее напряжение, что, свою очередь, вызывает раздражение, капризность, обидчивость, истерики, замкнутость и т.п. Но… именно так действует закомплексованность. Она сковывает или зажимает основные инструменты внешнего выражения и нарушает их нормальное функционирование, что и приводит к негативным последствиям.

Вывод напрашивается следующий: нужно добиться расслабления основных инструментов и их нормального, привычного функционирования. Эту задачу и призваны решать основные тренинги.

Прямая осанка. На курсах и выступлениях в школах обычно провожу такой эксперимент, кстати, можете повторить его сами. Выбираю среди слушателей человека, который отводит взгляд и старательно прячется за спины впереди сидящих, и приглашаю выйти перед аудиторией. Всем дается задание: полная тишина и слушать интонацию. Прошу вышедшего повернуться ко мне лицом, несколько ссутулиться, опустить взгляд, склонить голову и ладошкой вверх протянуть просящую руку. Вот теперь ему предлагается сказать: «Помогите, пожалуйста, мне избавиться от закомплексованности». Говорит! Следующее задание: распрямиться, голову держать гордо и смотреть мне прямо в глаза. Сказать то же самое. Говорит! Спрашиваю слушателей: «Есть разница в интонации?» Почти всегда слышу в ответ: «Да, мы почувствовали».

Тогда объясняю суть эксперимента. Когда человек согбенный, с поникшим взглядом – это поза покорности или раба, как я ее называю. Соответственно, и интонация звучит просяще, унизительно. Но стоит только распрямиться, посмотреть прямо в глаза – и в голосе сразу проявляются ощутимые нотки твердости и уверенности. Зависимость следующая: закомплексованность сгибает человека в позу рабской покорности и напрочь лишает чувства собственного достоинства. И наоборот: поникшая поза почти обязательно ведет к закомплексованности.

Отсюда, цель тренингов – выработать прямую осанку. Ее значение трудно переоценить. Именно с нее у любого человека начинается формирование чувства собственного достоинства, как физиологической и психической основы преодоления закомплексованности, что особенного важно для школьного возраста. Проверьте на себе: если голова расположена на одной прямой линии с туловищем, то явно ощущается прилив уверенности и достоинства. Более того, человек при этом даже внешне смотрится красивее. Любое отклонение, хоть на сантиметр, несет в себе негативные последствия. Опустите голову – так и тянет к покорности, непротивлению, задерете – хочется быть высокомерным, зазнаваться. «Задирает нос» и «Чего нос повесил?» - так простонародно характеризуются подобные состояния.

Исходя из этого, возможен термин, необходимый для дальнейших уяснений, - линия чувства собственного достоинства. То есть, придерживаясь которой, получаете прямую осанку. Ее действие известно издавна. Вспомните историю. Духовным лидерам, власть имущим, богатым с детства прививалась прямая осанка и обостренное чувство собственного достоинства. Остальных же, кого было возможно, осознанно принуждали кланяться, унижаться, а фактически комплексовать, чтобы и мысли не возникало ощутить себя человеком. Древнегреческие и африканские женщины могли прочувствовать эту линию и приобрести стройность, нося на голове амфоры и различные предметы, а европейские и русские времен императрицы Екатерины - высокие прически.

Осознание, что для осанки нужно голову держать на прямой линии с туловищем помогает и школьникам, и учителям успешнее выполнять тренинги. Простейшее упражнение – ходить с книгой на голове. Секрет в том, чтобы она лежала строго на темечке, а не на затылке. Тогда голова точнее занимает нужное положение относительно туловища и книга не падает. Ходить желательно до тех пор, пока позиция головы основательно не прочувствуется и достаточно закрепится. Так, чтобы держали прямую осанку привычно, не прилагая особых усилий. Для большего интереса школьникам можно предложить вместо книги поупражняться с какими-либо другими неразбивающимися предметами, например, пластмассовыми тарелками, сосудами и т.п. А ребятишки помладше с удовольствием и, важничая, носят корону, представляя себя значимыми особами, и азартно включаются в любую, связанную с этим, игру.

Однако, в повседневной жизни ребята зачастую забывают об осанке и снова привычно сутулятся. Кстати, к этому сильно располагают карманы-листики в молодежных куртках, как будто специально придуманные для закомплексованных. Не предложишь же, чтобы избежать этого, ходить с книгой на голове по улицам? Тогда достаточно эффективно помогает другой тренинг – держать взгляд параллельно земле. Он тоже позволяет выработать правильную позицию головы и прямую осанку. Нужно только добиться, чтобы ребенок или учитель постоянно помнили об этом и исполняли. Такой результат достигается, если отработали упражнение в учебной ситуации, дали установку на его постоянное выполнение в повседневной жизни и периодически интересуетесь, реализуется ли.

Не так уж редко школьники, и, особенно, учителя жалуются на то, что не могут полностью разогнуться и держать спину прямо, чувствуют как что-то мешает. Одна из учительниц даже жаловалась, что с прямой осанкой может пройти всего метров десять, а потом голова начинает кружиться. Причина – наросты между шейными позвонками, которые образуются при привычной сутулости. Вдобавок из-за них у закомплексованного подсознательно формируется убеждение, что, согнувшись, ходить ощутимо удобнее, которое преодолеть не так уж просто. Для этого предназначено известное упражнение – поза ящерицы. Нужно лечь на живот на подстеленный коврик, затем, упираясь руками в пол, приподнять голову и верхнюю часть туловища насколько возможно. При этом представить, что во рту вода, которая не должна вылиться и не попасть в горло. В этом положении нужно повращать головой влево-вправо. Точно так же, как делает ящерица, высматривая добычу или потенциальных врагов. Но в отличие от нее желательно осознавать и ощущать, как разрабатывается межпозвонковое пространство. Упражнение продолжается до тех пор, пока не почувствуется, что прямая осанка принимается с достаточной легкостью.

И еще могут мешать впалая грудь и обвисшие плечи. С этим просто настоящая беда. Пока делаешь замечание – распрямляются, только отвернешься – вновь в прежнем положении. Очень хорошо помогает упражнение – руки назад и вниз. То есть, руки завести за спину, сцепить их ладонями вниз и потянуть, как можно сильнее, к полу. Сразу грудь и плечи выдвигаются в нормальное положение, четко вписываясь в прямую осанку. Повторять постоянно, особенно перед выходом в центр внимания, до тех пор, пока не проявится ощутимый результат. Попрактикуйте также балетное упражнение – голову, среднюю часть тела, пятки надо прижать к стенке и приседать по нескольку раз. От осанки сильно зависит и походка. Если человек сутулится, комплексует, то она может быть семенящая, разболтанная, крутая и т.п. Поэтому обязательно пронаблюдайте, чтобы по мере приобретения прямой осанки походка тоже выправлялась и становилась естественной, пружинистой, летящей.

Представляете же, бусы. На ниточке-основе нанизаны бусинки. Так вот, по моей практике, прямая осанка - это основа всей последующей работы по преодолению закомплексованности. На нее, словно бусинки, нанизываются все остальные приемы, помогающие преодолеть коммуникативные страхи. Очень желательно постоянно держать это в памяти во время тренингов.

Взгляд и мимика. Но, все-таки, почему многие школьники склоняют голову и сутулятся? Ведь, прямая осанка – это, казалось бы, естественное и наиболее удобное положение. Ответ: потому что не выдерживают прямого взгляда. Опускают глаза, а за ними склоняется и голова, тянется верхняя часть туловища, со временем становясь привычной позой. Самое интересное, у некоторых это заложено с детства: наши наблюдения за младшими школьниками во время тренингов показали, что часть из них постоянно старается избежать прямого взгляда, хотя, по моему мнению, связывать это с проявлениями закомплексованности еще рановато.

В общем, вывод такой: хотим иметь прямую осанку - вытренировываем прямой взгляд. Что же это принесет полезного, давайте, разберемся. Знаете, что такое «паранджа»? В восточных странах ею закрывают лицо замужние женщины. Так вот опущенный взгляд и поникшая голова – то же своеобразная паранджа. Они не дают окружающим рассмотреть лицо и вчитаться во внутренний мир ребенка или взрослого, раскрыть его лучшие качества. Кроме того, психологи раструбили на весь мир, что потупленный или отведенный взгляд является одним из основных признаков лжи и лукавства, совершенно не принимая во внимание, что с таким же успехом это может быть проявлением закомплексованности. Еще неприятнее воспринимаются темные очки, помогающие смотреть прямо исподтишка и поэтому беззастенчиво. Но… подняли голову и устремили на собеседника взгляд. Сразу он подсознательно воспринимает вас, как открытого человека и с положительными намерениями, начинает относиться с большим доверием и располагается сам. Эффективность общения возрастает неоднократно, можете проанализировать на собственных ощущениях. Согласитесь, это дорогого стоит. А для учителя открытый прямой взгляд является профессиональным.

Другой пример. Представьте: разговор накаляется, голоса все громче, напряжение растет, вот-вот вспыхнет скандал. Понаблюдайте в жизни: в этот момент и школьники, и учителя ведут себя по-разному. Одни выдерживают напряжение, отстаивают свою позицию и стараются выйти победителем. Другие – ищут компромисс, уступают и сглаживают разногласия. Третьи – вообще избегают подобных ситуаций. Так вот, к сдающим позиции и избегающим, в большинстве случаев, относятся те, кто не владеет сильным взглядом и не выдерживает его. Духом слабые! Причем это далеко не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Такие ребята и взрослые не могут выдержанно, с достоинством отстоять свое мнение, защитить свою правоту, особенно, в конфликтной ситуации. И уступают, уступают, уступают…. Еще ситуация: если учитель или родитель владеет сильным взглядом, то часто достаточно строго посмотреть на расшалившегося ученика или ребенка, и он сразу присмиреет. Сделаете замечание словами – будет оговариваться, слово за слово – и вот он конфликт, а то и скандал. Думаю, сами сможете найти еще немало жизненных ситуаций, в которых владение сильным взглядом становится серьезным преимуществом.

Скажете: «Как быть тогда с потупленным взором у девушек, признаком так высоко ценимых застенчивости и скромности?» Или: «Как общаться со школьником, который не мигающе уставится тебе в глаза?» А к этому никто и не призывает. Цель тренингов – научиться выдерживать прямой взгляд, чтобы свободнее общаться, сохраняя чувство собственного достоинства и прямую осанку. Однако, в ее реализации не все так просто. Дело в том, что «окрашенность» взгляду придает мимика, совокупно создавая то или иное выражение лица. А в их основе - соответствующее эмоциональное состояние. Если попытаться в отрыве от него придать лицу то или иное выражение, сразу теряется искренность, столь располагающая окружающих. Взамен отразится и будет считана фальшь, сильно разрушающая любые взаимоотношения. Поэтому взгляды можно вытренировывать только вместе с мимикой, а путь к этому в немалой степени лежит через умение владеть эмоциями. Тогда для тренингов нужно ставить дополнительные цели – научиться свободно выражать эмоции взглядом и мимикой. По практике для этого достаточно вытренировать сильный-жесткий и доброжелательный-мягкий виды взглядов и выражения лица. Все остальные находятся в диапазоне между ними и вполне возможно освоить их уже самостоятельно.

Тренинг проводится в парах. Очень желательно, чтобы в начале школьники обладали примерно одинаковым по силе взглядом. При большой разнице слабый не выдерживает, начинает смеяться, сразу отводит глаза и упражнение рушится. Как бы потом ни призывали его держать взгляд, ничего не выходит. Но вот первичные навыки освоены, тогда лучше партнеров менять и делать это на каждом занятии. В результате закомплексованный подросток учится выдерживать взгляды разных ребят.

Предварительно проводится инструктаж. Ставится задача – пересмотреть партнера, волевым усилием заставить его отвести взгляд. Для этого нужно сконцентрировать волю, настроиться жестко, даже агрессивно. Руки у всех на столе или на коленях, ими не нужно закрывать лицо, протирать глаза или подпирать подбородок. Кулаки сильно сжаты, мышцы верхней части тела напряжены, туловище подано вперед. Глаза чуть прищурены, их кольцевые мышцы напряжены, лицо – волевое. Но при этом его нижняя часть расслаблена, иначе проявляется зверское выражение и из-за зажатости цедятся слова. Смотреть нужно, переводя взгляд с одного глаза партнера на другой, но только не в переносицу. Во время тренинга не разговаривать, не улыбаться, не смеяться и не менять позу. Как только это произойдет, упражнение прерывается и начинается заново. Поначалу можно моргать, потом это само проходит. У некоторых на первых тренингах от напряжения слезятся глаза – для облегчения достаточно поморгать в перерыве между упражнениями.

Исполнение тренинга начинается с напоминания о прямой осанке и ее соблюдения. Для этого нужно, также сидя, положить книгу или тетрадь на темечко и повращать головой, чтобы прочувствовать и занять нужную позицию. Затем, не снимая книги, сконцентрировать волевые усилия, в соответствии с инструктажем напрячь мышцы, и по команде начать пересматривать своего партнера. Одновременно преподаватель, а в последующих упражнениях каждый тренируемый по очереди, громко ведет отсчет до пятнадцати-двадцати. Это позволяет имитировать разговор и научиться говорить достаточно свободно при сильном напряжении. От занятия к занятию и по мере того, как возрастает тренированность взгляда, отсчет увеличивается до тридцати-сорока. Причем, всякий раз каждой паре желательно запоминать, до какой цифры им удалось выдержать взгляд, и лучший показатель за занятие записывать. По опыту знаю, что результаты будут расти изо дня в день, и это постоянно будет подбодрять. Обычно все выдерживают прямой жесткий взгляд достаточно долго уже на пятом-седьмом повторении тренинга.

Доброжелательный, мягкий взгляд - основной в общении и для большинства школьников, учителей, родителей наиболее привычный. Он - прямая противоположность сильному. Заметьте, он не несет в себе вызова, агрессии, не провоцирует конфронтацию. Если в жестком взгляде ваша энергия и сила воли воздействуют на кого-то, то здесь, наоборот, – сами впитываете их, выражением лица демонстрируя полную расположенность к собеседнику. Если и он также расположен, то образуется, как я называю, высшее общение, при котором с удовольствием воспринимаете друг друга, можете подолгу разговаривать и полностью доверяете высказываемой информации. Так обычно общаются с близкими и друзьями. Но если достаточно вытренируете этот взгляд, то осознанно сможете применять его со всеми, в том числе и незнакомыми людьми. Сразу тогда повышается эффективность общения и воздействия на окружающих, намного улучшаются взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями.

Так же, как и в предыдущем тренинге, прежде нужен соответствующий настрой. Только теперь это – доброжелательность и расположенность. Попробуйте представить, что партнер сделал что-то хорошее, например, вручил желанный подарок. В ответ сразу заискрились, залучились глаза, засияла улыбка. Вот и получили нужный настрой, выражение лица и окрашенность взгляда. В этом основной секрет тренинга, чтобы полуулыбка и внешняя расположенность исходили от души. И дети, и взрослые очень чувствительны к искренности и обычно сразу ответно располагаются. Но как только попытаетесь принять подобное выражение лица без соответствующего настроя, так улыбка получается фальшивой, служебной, дежурной, «голливудской» и т.п. Лицо непроизвольно настораживает и создает как бы «пленочку» между беседующими, ощутимо препятствующую доверию и высшему общению.

Исходя из этого, инструктаж следующий: помня про осанку и не снимая книги с головы, полностью расслабиться, откинуться немного назад, руки свободно на столе или на коленях, на лице искренняя полуулыбка и расположенность. Смотреть прямо в глаза, впитывать взгляд партнера и постараться понять его настроение, о чем он сейчас думает. Далее все, как в тренинге жесткого взгляда – команда, отсчет, записывание лучших результатов, смена партнеров.

Обычно ребята с удовольствием тренируют жесткий взгляд, им кажется, что он придает силы и мужественности. Большинству девочек, наоборот, импонирует доброжелательный, сказывается женская и материнская природная основа. На самом же деле, для свободного и естественного общения необходимо владеть и тем, и другим, чтобы не теряться в различных ситуациях. Вот тогда закомплексованность начинает сильно отступать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.035 с.)