Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активности, уверенности и успешности

Поиск

Фамилия и имя ученика___________________________ класс___

Общие данные:

- семейное положение (родители, отчим-мачеха, братья-сестры, дедушка-бабушка);

- условия проживания (коммуналка, одно-двух-трехкомнатная квартира, отдельный дом);

Уровень проблемности (оставить выявленное):

- неуверенность, тревога ожидания, мнительность, застенчивость, коммуникативный страх, зажатость, закомплексованность, социофобия;

Индивидуальный комплекс:

- затруднения в учебе, общении и действиях;

- внешние проявления в интонациях, мимике, жестикуляции, позе и др.;

- внутренние негативные ощущения;

- коммуникативные ситуации, вызывающие боязнь и страх;

- болезни, производные от данной проблемы;

- компьютерная зависимость;

- замечены в употреблении психотропных средств, алкоголя, наркотиков (для старшеклассников);

Индивидуальная предрасположенность:

- генетическая (кто из родителей подвержен);

- отклонения в физическом развитии;

- психическая;

- личностная;

Причины:

- возраст, с которого появились признаки проблемности;

- причины ее возникновения в этом возрасте;

- причины, усиливающие или поддерживающие ее в настоящее время;

Позитивные последствия (если они есть):

Попытки преодоления:

- самостоятельно, с помощью родителей, друзей, психолога и результаты».

 

Исходя из моей практики в процессе диагностики неизменно приходится сталкиваться с рядом ситуаций, из которых можно сделать неверные выводы. Следующие представления об этом, мне кажется, помогут избежать некоторых ошибок:

- нередко родители после беседы о закомплексованности начинают в присутствии педагога спрашивать своего ребенка: «Ты, что, действительно, стесняешься выходить отвечать домашнее задание к доске?» или «Ты, что, боишься участвовать в каком-либо классном или общешкольном мероприятии?» В большинстве случаев подросток, особенно, мальчик скажет: «Да, нет. Просто я...» и тотчас изобретет какие-нибудь другие причины. Естественно, родители займут поддерживающую позицию: «Ну, вот, видите в чем, оказывается, причина...» Не торопитесь верить этим ответам. Подростки часто стесняются честно признаться, полагая, что их сочтут трусами или психически ненормальными. Латентность или скрытность – один из характерных признаков закомплексованности. Только большой педагогический опыт и тщательная диагностика помогают правильно определить ее наличие и уровень;

- не считайте чрезмерную активность, разговорчивость и некоторую развязность в центре внимания признаками отсутствия закомплексованности у подростка. В большинстве случаев это проявления защитной реакции, наоборот, свидетельствующие о ее наличии. Подобные признаки заметно отличаются своей нарочитостью от естественности и непосредственности, характерных при действительном отсутствии коммуникативного напряжения и страхов;

- не принимайте за закомплексованность врожденную интроверсию, выражающуюся в сдержанности, молчаливости, стремлению к уединенности, которых ребята часто придерживаются намеренно, считая их признаками настоящего мужчины. Если они не сопровождаются постоянной тревогой ожидания, напряженностью, боязнью и страхом в коммуникативных ситуациях - это черта характера или особенности поведения. Обладающий ею ученик не стремится, но при необходимости может свободно выступить перед классом, достаточно уверенно и вполне естественно чувствует себя в общении, в том числе, в непривычной обстановке, не избегает противостояния, конфликтов и т.п.;

- аналогично ведет себя школьник, у которого трудности в общении связаны с физическими или интеллектуальными недостатками. Например, заикается, картавит, недостаточно компетентен, чтобы поддержать разговор и др. Но в отличие от первого случая он старается придерживаться такого поведения в большинстве коммуникативных ситуаций и не особо меняется в зависимости от обстоятельств, побуждающих к активному общению и публичному выступлению. Однако, при отсутствии излишней напряженности и страха оснований считать его закомплексованным также нет;

- не относите к закомплексованности естественные опасения и страхи подростков. Например, перед агрессивными людьми, особенно, в состоянии алкогольного опьянения, перед незнакомцами, не внушающими доверия, человеком, о котором известно, что он долгое время находился в местах лишения свободы за совершенное тяжкое преступление или лечился от психического заболевания, а также не сдержанными, придирчивыми и грубыми. Характерно, что, признаваясь в подобных страхах и несколько меняясь под их влиянием, школьник все равно не теряет своей непосредственности и живости в общении с другими;

- не принимайте за признак закомплексованности у подростка избегание общения с неприятными людьми и компаниями. В этом случае регулятором выступает не страх, а возникающая по какой-либо причине антипатия, может быть, тот человек - грубый, неумный, необразованный, наглый, а компания слишком шумная, скучная или увлекающаяся алкоголем, наркотиками и т.п. Если встречи с другими людьми проходят живо и непосредственно, а иные компании посещаются достаточно охотно, это тоже не относится к закомплексованности;

- и, наконец, очень внимательно необходимо анализировать другие фобии, например, боязнь темноты, летать на самолете, замкнутого или, наоборот, открытого пространства и др. Они могут быть самостоятельными, в этом случае подростки свободно делятся своими страхами с окружающими и не испытывают затруднений в общении. Но и не исключено, что они производны от закомплексованности или сопутствуют ей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.151.90 (0.005 с.)