Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика сильно закомплексованных и изгоев

Поиск

Для успешности психолого-педагогической коррекции сильно закомплексованным подросткам и изгоям необходима дальнейшая, более основательная, вторичная диагностика. При ее осуществлении постоянно приходится сталкиваться с тем, что школьники не осознают свои проблемы в учебе, взаимоотношениях и общении, как создаваемые закомплексованностью. Это не понимание, усиливаемое присущей возрасту легкомысленностью, желанием соригинальничать заметно искажают достоверность их ответов при самостоятельном заполнении тестов и анкет. Из этого вытекает следующее:

- школьный психолог или опытный педагог, достаточно компетентный в проблеме, при необходимости интервьюируя или расспрашивая подростка о его трудностях, сами заполняют анкеты и тесты с активным участием классного руководителя и родителей;

- для большей достоверности этому процессу некоторое время должно предшествовать целенаправленное наблюдение за подопечным в классе и семье, ориентированное на основные пункты анкет и тестов;

- в особо сложных случаях к диагностике могут быть подключены опытные психологи и психотерапевты за пределами учебного заведения.

Положения о сущности закомплексованности, изложенные в предыдущей главе, дают понимание того, что должно диагностироваться. Это:

- уровень закомплексованности и его негативные последствия. Речь идет об определении наиболее тяжелых состояний - коммуникативного страха, сильной зажатости, закомплексованности и, возможно, социофобии. А уже по выявленному уровню составляется представление о негативных последствиях, с которыми сталкивается подросток в учебе, общении и жизни;

- коммуникативные ситуации, вызывающие сильную боязнь или страх. То есть, однимогут бояться любой коммуникативной ситуации, что по терминологии означает генерализованную закомплексованность. Однако, у многих боязнь проявляется очерченная, то есть только в определенных ситуациях общения, знать которые необходимо для коррекции;

- причины и индивидуальная предрасположенность. С их выявлением создается уже достаточно полное представление о возникновении и развитии закомплексованности у конкретного ученика.

Для выявления этих параметров закомплексованности предлагается несколько тестов, в начале апробированных на взрослых, а затем адаптированных и применявшихся к школьникам (Приложения №№ 1, 2, 3, 4). Они ориентированы на получение информации по следующим критериям и показателям:

- по трудностям или нарушениям в учебе, общении и действиях, вызываемых закомплексованностью;

- по наблюдаемым ее внешним проявлениям в речи, интонации, мимике, жестикуляции, позе и др.;

- по внутренним ощущениям самого закомплексованного;

- по индивидуальной предрасположенности, причинам и ситуациям, вызывающим сильный дискомфорт и страх.

Их суть заключается в следующем: внешние и внутренние проявления закомплексованности очень четко разграничиваются. Внутренние – самим закомплексованным ощущаются более сильно и именно они «искажают или полностью блокируют поведение, речь и действия человека». Внешние признаки и затруднения в действиях он почти не осознает, да и неопытному взгляду они мало заметны. Соответственно, определения могут быть следующие:

- внутренние проявления – это ощущаемые специфические психические и физиологические изменения, нарушающие нормальное функционирование тех или иных систем организма. Внешние – это проявления внутренних изменений во внешнем облике и нарушениях действий. Например, от страха перед выступлением у учителя повысилось кровяное давление, а внешне это выразилось в покраснении лица.

Внутренние и внешние проявления тесно взаимосвязаны и образуют у каждого ученика, учителя, взрослого свой, индивидуальный, набор признаков. По-другому, комплекс! Откуда и сам термин «закомплексованность». Комплексы разных людей различаются примерно так же, как их отпечатки пальцев. Различна и степень их психо-физиологического воздействия.

В каждом тесте выделено по нескольку характерных показателей, скомпонованных в уровни. В каждом последующем уровне их негативность усиливается, свидетельствуя о более тяжелой закомплексованности (см. тесты). При заполнении тестов обычно отмечаются показатели не только одного, как можно было бы ожидать, а разных уровней. Психологически это объясняется тем, что проявления легких уровней закомплексованности входят составной частью в более негативные. Уровень закомплексованности подростка определяется по скученности подчеркнутых положений и самому нижнему из них. В соответствии с вышеприведенным условием в тестах и обобщенных результатах по ним по возможности не употребляется термин «закомплексованность» и др. Тесты названы примерными, чтобы оставить возможность их некоторой корректировки с учетом практики и опыта. Поскольку каждый из тестов имеет свои преимущества и слабые места, целесообразно их комплексное использование с последующим сведением обобщенных результатов примерно в следующую схему:

 

«Результаты изучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.145.167 (0.008 с.)