Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение учителей и родителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Получается как-то так: учим педагогов всем мыслимым и немыслимым проблемам. Но для важнейшей проблемы в воспитании и социализации - преодоления закомплексованности, увы, времени и места пока не находится. Из-за этого образуется заколдованный круг: зажатый и закомплексованный учитель помимо своей воли и, не осознавая, способствует формированию аналогичных негативных состояний у предрасположенных к этому учеников. Часть из них потом становится учителями и, следуя примеру своих предшественников, передает напряженность от коммуникативных страхов новым поколениям. Результат, который отмечают социологические исследования, - прогрессирующее распространение закомплексованности и социофобии, причиной которых чаще всего становится школа. Яркий и интересный педагог! Он вызывает восхищение, вдохновляет знаниями, увлекает своим примером, ему с удовольствием подчиняются, подражают, у него доброжелательные и доверительные отношения с учащимися, его уважают родители и коллеги. Качество и эффективность обучения и воспитания, за которые мы так печемся, у него на высочайшем уровне. Именно такими мы хотим видеть большинство, если не всех педагогов. И они есть в каждой школе, но, к сожалению,…единицы. Единицы потому, что зажатость и закомплексованность делают все наоборот: педагог из-за них становится монотонным, неинтересным, напряженным и раздраженным, не располагает к себе… и в том же духе можно продолжать. У таких педагогов заметно сдерживается совершенствование педагогического мастерства со всеми вытекающими из этого последствиями. И хуже того, они не замечают, не чувствуют закомплексованность у учеников и не могут им помочь. Из этого вытекают два направления в обучении педагогов: - нужно помочь им осознать свою зажатость и побудить преодолеть ее на курсах или самостоятельно. И на этом фоне раскрыться эмоционально, стать ощутимо ярче и интереснее. Сразу напрашивается мысль: «Это касается в основном молодых учителей. Вот пусть они и учатся». С таким мнением постоянно сталкиваешься в школах. Но есть один тест, с которым справляются далеко не все опытные учителя и который успешно разрушает поверхностные суждения. Спрашиваю: «А можете выйти и спеть соло в классе или перед педагогическим коллективом?» Если ответят уверенно: «Конечно, смогу, какие проблемы», то и петь не нужно, сразу чувствуется раскрепощенность и непринужденность. Ну, а если начнут изыскивать причины для отказа или говорить: «Хорошо, хорошо! Только в другой раз» - значит, действует привычная зажатость. Для всех, у кого она есть, только на пользу курсы «Яркий и интересный учитель» (Приложение № 17). На них идет освобождение от зажатости, закомплексованности и одновременно раскрытие эмоционального потенциала учителей. Программу можно, конечно, корректировать, добавляя или изымая те или иные тренинги. Но, в моей практике, после обучения по ней ни один учитель не пожаловался на потерянное время. Наоборот, большинство говорило, что намного легче стали чувствовать себя при проведении уроков и преподавать заметно интереснее и эмоциональнее. Есть и примеры, когда учителя достигали успеха, занимаясь самостоятельно аутотренингом по моим книгам; - другое направление – научить педагогов помогать учащимся преодолевать закомплексованность. По моему мнению, такая учеба является составной частью педагогического мастерства и должна входить во все формы повышения квалификации. В основу учебной программы может быть положено данное или какое-либо другое методическое пособие с обязательным включением сообщений по обмену опытом. При обучении учителей желательно сделать акцент: - на быстрое распознавание или даже чувствование проявлений закомплексованности у учащихся; - на умения найти нужные слова, помогающие выводить ученика из этого состояния в любой коммуникативной ситуации. Вот тогда учитель сможет компетентно помочь закомплексованному в процессе урока, когда спрашивает его с места, вызывает для ответа у доски или побуждает более активно участвовать в диалоговых формах. При учебе классных руководителей желательно больше сосредоточиться: - на освоении психологических и социологических приемов выявления закомплексованных в классе; - на индивидуальной работе с сильно закомплексованными и изгоями; - и на умениях работать по этой проблеме с родителями. По моему мнению, оба этих направления должны реализовываться еще в высших педагогических учебных заведениях. Будущим учителям просто необходимо пройти своеобразный фильтр на преодоление закомплексованности, чтобы уже из стен института выйти яркими и интересными, свободными и раскрепощенными. И одновременно с этим научиться реально помогать ученикам, страдающим коммуникативными страхами. Направления в обучении родителей аналогичны: - если это возможно, то заинтересовать и побудить их преодолеть собственную зажатость и закомплексованность. Большинство из них на вопрос: «Есть ли закомплексованность?» - уверенно будут отрицать, а то и усмехаться. Вот тогда и нужно попросить их заполнить предложенные тесты. Для заинтересовавшихся необходимо в школе организовать курсы преодоления закомплексованности или рекомендовать самостоятельные занятия аутотренингом; - и, конечно, нужно учить родителей приемам оказания помощи ребенку в преодолении закомплексованности в семье. Формы известны – консультации, беседы, лекции, краткосрочные курсы, рекомендация соответствующей методической литературы. Такое обучение создает компетентную основу для совместной плодотворной работы и обеспечивает ее успешность. Поддержка в семье Если подросток закомплексован, то у родителей, озабоченных этим и желающих помочь, большого выбора нет: - или поддерживать усилия школы при условии, что в ней эта работа проводится компетентно и эффективно; - или заниматься с ним самостоятельно. В обоих случаях лучше начинать с повышения собственной компетентности. Довести ее до уверенного ориентирования в проблеме и овладеть несложными приемами и тренингами – вот цель, достижение которой обеспечивает оказание достаточно квалифицированной помощи подростку. Формы известны – самостоятельное изучение литературы, консультации у психолога, в том числе, школьного, посещение лекций, курсов. Другое условие – с помощью предлагаемых для самодиагностики тестов выявить собственную закомплексованность, и насколько она сильна. Если страдали ею в школьные годы, а потом смогли преодолеть, то вспомнить, каким образом это удалось сделать. Вот тогда довольно четко можно очертить направления последующих действий. Закомплексованы сами - очень желательно предварительно преодолеть это состояние на соответствующих курсах или заняться аутотренингом по предложенным в книге упражнениям. Считаете – нет комплексов, сразу начинайте заниматься с ребенком. На этой основе алгоритм совместных усилий со школой примерно следующий: - постоянно координировать действия с классным руководителем или школьным педагогом-психологом, социальным педагогом; - проанализировать, насколько внутрисемейные отношения позволяют ребенку развиваться свободно и не угнетают, порождая коммуникативные страхи; - предпринять усилия по «нормализации» угнетающей атмосферы в семье или, если это сложно, то найти способы нейтрализовать действие негативных факторов. Возможно, например, чаще отправлять ребенка к благожелательным родственникам, посещать с ним развлекательные мероприятия, активно участвовать в различных конкурсах, соревнованиях и др. То есть, находить возможности дарить подростку радость самостоятельности и свободного общения; - постоянно интересоваться у ребенка, как складываются его взаимоотношения со сверстниками и учителями, каким коммуникативным умениям и навыкам научился, и как они ему помогают общаться; - подсказывать приемы и способы общения из собственного опыта; - практиковать проведение с ним рекомендованных жизненных тренингов; - по возможности вводить его в те или иные жизненные коммуникативные ситуации и давать возможность самому вырабатывать наиболее эффективные действия; - побуждать произносить поздравления с семейными и официальными торжествами в присутствии гостей; - побуждать к занятиям в школе и внешкольных учреждениях, связанных с развитием уверенности, освоению коммуникативных умений и навыков, особенно, публичных выступлений; - побуждать к активному участию в классных и общешкольных мероприятиях; - побуждать или совместно заниматься укреплением физического развития: делать утреннюю зарядку, практиковать пешие прогулки, участвовать в спортивных соревнованиях; - рекомендовать для чтения литературу по риторике и ораторскому мастерству. Ну, а если школа не занимается проблемой преодоления закомплексованности? Тогда нужно планомерно и последовательно осуществлять с подростком предложенные тренинги и рекомендации в полном объеме: - прежде, с помощью тестов выявить степень и причины его закомплексованности, коммуникативные ситуации в которых он теряется; - затем составить примерный план реализации намеченных тренингов: этикетные фразы, основные, речевые, песенные тренинги. Процесс выполнения желательно снимать на видео и вместе просматривать с комментированием. По мере достижения заметных успехов подключать жизненные тренинги; - постоянно отслеживать достижения и закреплять их, не оставлять без внимания неудачи, обязательно доискиваться до их причин и находить приемы успешного преодоления; А главное – верить в успех и планомерно добиваться его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Творческое это дело – помогать преодолевать закомплексованность. Все, с кем приходится заниматься – школьники, учителя, взрослые, приходящие на курсы, - обязательно привносят какой-либо свой штрих, нюанс в разработанные тренинги и методику их применения. Из-за этого процесс совершенствования не останавливается…. Но и читателю хотелось бы порекомендовать аналогично отнестись к применению изложенных в книге положений и тренингов. Никто ведь лучше вас не знает своего ребенка или ученика. Вот и прирабатывайте методику к их индивидуальности. От этого ее эффективность только возрастет. Если же будет необходима моя помощь, то, пожалуйста: отклики, консультации, курсы, дистанционное обучение, подготовка преподавателей: тел. (812) 378 90 68, E-mail – kasatkin-sf@mail.ru, 196211, Санкт-Петербург, проспект Юрия Гагарина 20-6-35, Касаткин Сергей Федорович.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Примерный тест
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.142 (0.011 с.) |