Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как определить закомплексованныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Можно, конечно, ссылаясь на многочисленные причины, ограничиться помощью в преодолении закомплексованости только тем, кто обратился за ней или явно подверженным и страдающим. Однако, к великому сожалению, это означает упустить многих и многих…. Чтобы такого не произошло, очень желателен более основательный подход и, прежде всего, в определении закомплексованных школьников, при котором требуется: - первичная массовая диагностика, проводимая во всех классах достаточно простыми способами; - а для проблемных подростков - уже более основательная и детальная вторичная психодиагностика; - и очень желательна также несложная диагностика на зажатость и закомплексованность учителей, особенно, молодых, и родителей. По отношению к школьникам диагностика закомплексованности обременяется следующими условиями: - в большинстве случаев подростки не только не могут сами осознавать наличие у себя каких-либо комплексов, но и всячески противятся их выявлению, считая психической ненормальностью. То есть, ожидать от них какой-либо активности в этом направлении особо не приходится. Поэтому инициатива и основная работа по определению у них закомплексованности должна приходиться на психологов, педагогов и обязательно родителей. Даже если родители не смогут принять участие, то все равно необходимо их согласие на подобные опросы, анкетирование и тестирование учащихся; - подростки очень болезненно относятся к тому, что их называют «закомплексованными» и даже «застенчивыми» или «стеснительными. Поэтому принципиально, чтобы все диагностические действия носили предельно деликатный характер и в школе, и в семье. То есть, в соответствии с главным психологическим принципом: «Не навредили!» Это означает, что недопустимо в присутствии одноклассников, друзей персональное акцентирование на этом недостатке, упреки и «приклеивание ярлыка», излишнее внимание и чрезмерная опека. Сообщение даже самому диагностируемому о том, что он подвержен закомплексованности, особенно, тяжелым уровням, может сильно ранить его и усугубить проблему вместо мобилизации усилий на ее решение. Еще хуже действует неосторожное обнародование результатов диагностики в классе или группе, при котором вполне вероятны насмешки, а то и откровенные издевательства над сильно закомплексованными. По возможности лучше избегать слова «закомплексованность», а проводить диагностику, к примеру, как изучение проблем активности, уверенности, общения, успеваемости, успешности, и др.; - по этой же причине заполненные тесты и результаты диагностики не предназначены для огласки и неконтролируемого обсуждения, они должны храниться закрыто и с ограниченным доступом; Первичная диагностика Ее основную задачу по отношению к школьникам можно сформулировать, как определение объектов для последующей психолого-педагогической коррекции. А конкретнее необходимо: - выявить ребят, не подверженных закомплексованности или немного стесняющихся, которых можно обучать общению, если они того пожелают; - определить средне закомплексованных для обязательного группового обучения общению, сочетающегося в меру необходимости с психолого-педагогической коррекцией; - персонально выявить сильно закомплексованных и изгоев для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с ними; Для решения этих задач в нашей практике применялись следующие, достаточно простые способы, основные - под литерами «А» и «Б», а также дополнительные - «В» и «Г», которые, к примеру, могут лучше «пойти» в какой-либо ситуации или для определенного возраста, как уточняющие и т.п.: А) Целенаправленное наблюдение в классах разбирающихся в проблеме закомплексованности учителей, классных руководителей и психологов. Основные ориентиры – неуверенность, стеснение, страх при устных ответах у доски, сниженная активность на занятиях и переменах, избегание неформального общения с педагогом и сверстниками, отказ от участия в общественной деятельности и др. По сути, опытные педагоги, ведущие занятия в классе хотя бы три-четыре месяца, могут сразу предоставить результаты такого наблюдения, нужно только опросить их персонально по каждому ученику. Причем, чем выше компетентность педагогов по данной проблеме, тем точнее результаты; Б) Более точные результаты дает опрос по несложной анкете примерно со следующим текстом: «Уважаемые ребята (старшеклассники, выпускники)! Мы изучаем проблему активности, уверенности и успешности школьников. Помогите, пожалуйста, нам своими ответами по следующим вопросам (обведите кружочком цифру варианта ответа, соответствующего вашему состоянию): 1. Вы хорошо подготовили домашнее задание и уверены, что сможете ответить достойно. Что чувствуете, когда вышли к доске и отвечаете? 1.1. Чувствую себя нормально, свободно говорю и отвечаю на вопросы учителя; 1.2. Волнуюсь, мысли путаются, сбиваюсь в речи, теряюсь от вопросов; 1.3. Сильно боюсь, чувствую страх, руки и ноги трясутся, с трудом довожу ответ до конца, вопросы учителя иногда не понимаю и не знаю что сказать на них; 1.4. Вообще не выхожу отвечать к доске; 2. Как общаетесь со своими одноклассниками и сверстниками? 2.1. Свободно и с удовольствием общаюсь; 2.2. Стесняюсь общаться, чувствую себя скованно, лишний раз не могу спросить или высказать свое мнение; 2.3. Общаюсь вынужденно, при этом сильно стесняюсь, не могу возразить или отказать в просьбе, больше молчу; 2.4. Стараюсь вообще не общаться и по возможности не выхожу из дому; 3. Как относитесь к общешкольным праздникам, утренникам, дискотекам? 3.1. С удовольствием и интересом участвую, могу без проблем выступить на сцене или в ток-шоу и др.; 3.2. Стесняюсь участвовать в таких мероприятиях, чувствую себя скованно, с трудом нахожусь в центре внимания, стараюсь не выступать на сцене; 3.3. Всячески избегаю центра внимания, не проявляю активности, обычно нахожусь в тени и больше наблюдаю, наотрез отказываюсь выступать на сцене или в ток-шоу и др.; 3.4. Вообще не участвую в таких мероприятиях.
Фамилия, имя _____________ класс _______________ дата заполнения ___»
Анкетирование можно проводить, как в классе, так и индивидуально, сочетая с разъяснением каждого вопроса и совместным нахождением наиболее точных ответов. Заполнение такой анкеты вполне по силам подростку дома по инициативе родителей. В) Дополнительный способ, который срабатывает при достаточной заинтересованности класса. После предварительной беседы о пользе и преимуществах активного общения попросить поднять руки в ответ на вопрос или опросить индивидуально: «Ребята! Мы хотим ввести (продолжить) в школе обучение активному общению (риторике, ораторскому мастерству, уверенности в себе и т.п.) и проводим предварительный опрос. В зависимости от его результатов планируем создать три разные группы. Первая – для тех, кто не испытывает особого стеснения в общении, при ответах у доски и участии в школьных праздниках. Вторая – для стесняющихся и желающих преодолеть это состояние. И третья – для сильно стесняющихся, с которыми будем работать и в группе, и индивидуально. Поднимите руки (запишитесь), в какой группе вы хотели бы заниматься, если такое обучение будет организовано?» Такой опрос обычно дает не очень точные результаты. Кто-то из ребят вообще не захочет учиться общению, кто-то уже занят другими дополнительными занятиями, сильно закомплексованные постесняются признаться и запишутся в среднюю группу. Однако, примерные, ориентировочные данные получить возможно. Попытайтесь…. Г) Еще один способ первичного определения закомплексованности - шутливый тест, применявшийся нами в 5-8 классах, но более успешно в небольших группах и индивидуально. Его суть – мысленно или реально поставить школьника в неловкое, смешное положение и посмотреть, как он будет себя вести. Один из вариантов использования: раздать распечатанный тест и предложить заполнить, следуя инструкции. Однако, в большинстве случаев, это вызывает слишком бурную реакцию, которая заметно нарушает правильность ответов. Поэтому лучше другой способ – надиктовать тест по пунктам, попросить записать на листочке и сделать отметки согласно инструкции. Примерно так: надиктовывается и записывается первый пункт – можно продемонстрировать содержащиеся в нем действия - затем просьба к классу, группе поднять руки, кто не может выполнить их без излишнего стеснения и ненужных кривляний, - поднявшие руки могут дальше не записывать. Аналогично и по другим пунктам. Если вдруг возникли сомнения в правильности чьих-то ответов, то можно попросить ученика прямо сейчас исполнить эти действия перед классом, группой. Очень желательно в начале проверить эффективность теста на себе, а затем уже применять его на практике. Тест «Что вы можете?» Инструкция: представьте, что класс, группа ждет начала урока. Какие из ниже перечисленных действий вы смогли бы без излишнего стеснения и ненужных кривляний выполнить в этот момент? Номер действия, первым вызвавшим вашу улыбку или смущение, обведите кружком: 1. Пройти перед первыми рядами и в проходах, пристально посмотрев в глаза каждому. Затем встать перед классом, группой и неестественно громко крикнуть: «Здравствуйте, друзья!»; 2. Приветственно помахивая рукой (президент), также пройти перед первыми рядами и в проходах, пристально посмотрев в глаза каждому. Затем встать перед классом, группой и громко, властно крикнуть: «А вы зачем сюда пришли? Ну-ка все уходите отсюда!»; 3. Приветственно и радостно помахивая двумя поднятыми вверх руками (футболист), также пройти перед первыми рядами и в проходах, пристально посмотрев в глаза каждому. Затем встать перед классом, группой и горячо, громко сказать: «Дорогие друзья! Вы даже не представляете, как я вас всех люблю!»; 4. Сжав кулаки на уровне груди и напряженно всматриваясь в глаза каждому, пройти перед первыми рядами и в проходах. Затем встать перед классом, группой и с презрением громко сказать: «Терпеть вас не могу! Убирайтесь немедленно!»; 5. Постоять перед первыми рядами пять-десять секунд, пристально посмотрев в глаза каждому из сидящих непосредственно перед вами. Затем громко сказать: «А сейчас я вам станцую! Или спою!» И молча, сосредоточенно исполнить какой-либо танец или спеть; 6. Постоять перед первыми рядами пять-десять секунд, пристально посмотрев в глаза каждому из сидящих непосредственно перед вами. После чего два-три раза присесть, повернуться кругом на одной ноге и громко пропеть: «Ку-ка-ре-ку!» или «Я сошел с ума! Фамилия, имя______________ Класс ______________ Дата заполнения___». Внутренний барьер не даст диагностируемому даже мысленно исполнить действия, соответствующие уровню его закомплексованности и обязательно вызовет смущение, улыбку, смех или эмоциональные возражения. Нужно проследить, чтобы именно этот пункт был отмечен. При анализе анкет он является точкой отсчета: - если не может выполнить самые первые действия, значит закомплексованность очень сильная и, чтобы ее преодолеть, предстоит серьезно работать в группе и индивидуально с помощью психологов и педагогов; - споткнулся на третьем-четвертом пункте - закомплексованность средняя, она есть и мешает по жизни, но при обучении общению в группе с нею можно справиться достаточно успешно; - если препятствием стали только последние действия, то закомплексованность слабая, и ученик, в принципе, может справиться с нею самостоятельно; - может исполнить все действия и не только мысленно, но и непосредственно перед классом, группой, тогда комплексы совсем незначительные. Обобщенными результатами первичной диагностики должны стать: - списки учащихся для группового обучения общению с акцентом на коррекцию закомплексованности; - списки проблемных, сильно закомплексованных учеников и изгоев для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с ними в школе и семье. Очень желательно обновлять списки ежегодно или один раз в два года, чтобы отслеживать результативность коррекционной работы, не упустить новых учеников и вовремя заметить тех, у кого закомплексованность вдруг появилась или усилилась.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.012 с.) |