Как формируется закомплексованность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как формируется закомплексованность



Практический смысл вопроса в том, чтобы замечать закомплексованность еще на ранних стадиях формирования, и тогда легче будет принять профилактирующие или корректирующие меры, что особенно важно для школьного возраста. Для этого нужно иметь представление – каким бы хотелось видеть ребенка, подростка при незакомплексованном поведении и общении. Чтобы у родителей и учителей, как говорится, душа радовалась, глядя на него. Этакий эталон или идеал, к которому нужно стремиться. Согласитесь или нет, но его можно было бы сформулировать примерно так: это - непринужденность и естественность безо всякой напряженности в повседневном общении, в том числе, в непривычных и непредсказуемых коммуникативных ситуациях, и легкое волнение в выступлениях перед классом или аудиторией. На мой взгляд, такое определение вполне может служить ориентиром не только для школьников, но и учителей, а также взрослых.

При этом внешне наблюдается раскрытость эмоций, в результате чего ученик или учитель воспринимается уверенным, непосредственным, искренним, активным, напористым, жизнерадостным, эмоционально ярким и интересным, что располагает и привлекает к нему окружающих. Сам он стремится к коммуникативным ситуациям, с удовольствием общается, склонен к коллективным действиям и лидерству. Присмотритесь внимательно к ученическому и учительскому коллективу и обязательно найдете таких школьников практически в каждом классе и среди своих коллег. По сложившейся терминологии психологи называют их экстравертами. Но, пожалуйста, - не путать. Очень похожа на подлинное естественное, непринужденное поведение и общение ложная раскованность или ложная экстраверсия, при которой школьник, чтобы скрыть свои страхи, ведет себя нарочито раскованно, демонстративно громко разговаривает, картинно разводит руками, грубит, совершает экстравагантные действия, выстраивая тем самым своеобразную защиту.

Отклонения от приведенного эталонного ориентира позволяют проследить процесс формирования закомплексованности и сформулировать ее уровни. Все они в соответствии с выше приведенным определением вызывают соответствующее психо-физиологическое состояние, а также «… искажают или блокируют поведение, речь и действия человека, когда он находится в центре внимания в непривычной обстановке». И, следовательно, подпадают под общее понятие «закомплексованность», как уровни ее негативного развития. В тоже время каждый из них имеет свою специфику, качественное отличие от других и соответственно название и определение.

Первый – неуверенность, как ощутимая напряженность, проявляющаяся в заметной робости, явной замедленности речи, поведения и действий в непривычной коммуникативной ситуации и, заметно усиливающаяся при выступлении перед классом или в аудитории. Самое интересное, что, наверное, нет такого человека который не испытывал бы подобное состояние в каких-либо ситуациях. Незакомплексованный ученик плохо подготовил домашнее задание и отвечает как? Неуверенно! Опытный учитель осваивает новую учебную тему и преподносит ее классу тоже не очень уверенно. Непривычная коммуникативная ситуация … и даже взрослый человек несколько теряется. Однако, это еще никак не связано с закомплексованностью. Подготовились лучше, освоили материал, справились с ситуацией … все проходит. Но вот когда состояние неуверенности укрепляется и становится привычным – это уже первый шаг к комплексам. Такое случается если оно повторяется довольно часто и периодически не сменяется уверенностью в связи с освоенностью очередной коммуникативной ситуации. Тогда обычно слышим: «Да, у меня не получится! Я не умею хорошо общаться! Никогда не выступала!» В этом состоянии еще нет сковывающего страха, благодаря чему, как бы ученик ни смущался, он все равно будет говорить, выступать и действовать в окружении людей.

Но вовремя не преодоленное оно способно переходить в следующую стадию – тревога ожидания. Ее можно сформулировать, как волнение, переживания и напряженность по поводу воображаемых неприятностей и неудач в предстоящих непривычных коммуникативных ситуациях и, особенно, выступлениях. То есть, ученик еще до непривычного общения или выступления считает, что оно обязательно получится неудачным и основательно тревожится. Со временем такое состояние возникает почти по любому поводу и становится, чуть ли не нормой поведения. Внешне это проявляется в явно выраженном беспокойстве и напряженности лица, а также некоторой суетливости движений, которые зачастую дополняются повторяющимися фразами: «Да, не знаю, как это будет выглядеть…. Раньше вроде бы все получалось нормально, а как сейчас, не знаю…. Не опозориться бы….» Естественно, подобная напряженность создает неприятную дискомфортность, вследствие чего, ученик стремится скорее вернуться к привычным ситуациям, в которых он чувствует себя более уверенно, и успокоиться. Постепенно образуется психический механизм избегания непривычных ситуаций и, особенно, выступлений, причем, со временем вырабатывается защитная аргументация для самоубеждения в правильности этого и убеждения окружающих.

Укрепляющаяся тревога ожидания формирует мнительность и усиливается ею. Это – ожидание заведомо негативных оценок окружающими предстоящих действий в общении и выступления. В обиходных выражениях означает, что ученик «накручивает себя и нагнетает». Более того, он упорно не воспринимает и не верит положительным оценкам, восхищенным отзывам, комплиментам, обычно думая и произнося: «Да, ну, что вы…. Это совсем не так…. Вы мне льстите, не хотите обидеть…», что является характерным внешним признаком мнительности. В результате создается довольно стойкий комплекс неполноценности, уже привычно вызывающий постоянную робость, нерешительность и неуверенность, типа: «Все равно у меня ничего не получится» - или: «У меня никогда не получается», «Все только будут смеяться».... Если это переходит из подсознательного в осознаваемое, то образуется «заниженная самооценка», означающая, что ученик оценивает свои достижения и возможности заметно ниже реальных. К сожалению, для многих она стала удобным оправданием избегания и стеснительного поведения в коммуникативных ситуациях.

А далее образуется застенчивость, как состояние устойчивого волнения и напряженности в коммуникативных ситуациях, проявляющееся в сильном смущении и их избегании, особенно, выступлений перед классом или аудиторией. Замечаете новое качество? Если напряженность и волнение устойчивы, то они начинают распространяться уже и на большинство обычных ситуаций общения, а не только на непривычные, как при предыдущих состояниях. По сложившейся психологической терминологии прежняя ситуационная или очерченная закомплексованность все больше становится генерализованной. В результате нормальное и естественное поведение начинает искажаться: застенчивый не решается лишний раз спросить о чем-либо, высказать свое мнение в повседневном общении и тем более выступить перед аудиторией. Привычно возникают мысли: «А вдруг не так скажу или не так сделаю. Засмеют ведь. Лучше промолчу», - которые побуждают остаться незаметным в окружении людей и комфортнее ощущать себя только с близкими родственниками, друзьями или в одиночестве. При любых попытках вовлечь застенчивого в центр внимания он начинает проявлять капризность, раздражительность, обидчивость, и некоторую грубость, причем в большинстве случаев - безосновательные. И очень характерно, что в принципе застенчивый может сам справиться с подобным состоянием, если необходимо и требуют обстоятельства, однако, он уже не очень хочет этого делать без каких-либо веских причин и побуждений, вследствие чего старается по возможности избегать коммуникативных ситуаций. Термина «застенчивость» (в переводе на рус.) придерживается Ф.Зимбардо, на которого мы уже ссылались выше, и распространяет его на всю закомплексованность, что, по нашему мнению, не совсем объективно и целесообразно.

Следующее, уже более тяжелое состояние - коммуникативный страх, как сильная напряженность и страх в ожидании и непосредственно в коммуникативных ситуациях, особенно, при выступлениях перед классом или аудиторией, заметно искажающие поведение, речь и действия. Легкий страх и тревога ожидания предыдущего состояния здесь возрастают до ощущений сильного страха, ученика откровенно трясет и он ничего с этим не может поделать. Характерны все признаки фобии - учащенное сердцебиение, задышка, дрожь конечностей, потовыделение и др. В результате частично, а иногда и полностью теряется контроль над поведением, речью и действиями в центре внимания, ученик становится нервным, порывистым, неприкрыто проявляет стремление скорее закончить разговор, речь и уйти. В общении начинают доминировать заискивание, поддакивание, соглашательство, желание никого не обидеть, чтобы не попасть в непривычную конфликтную ситуацию. Капризность, раздражительность, обидчивость значительно усиливаются, нередко это проявляется в агрессивных высказываниях и действиях. Налицо откровенное избегание непривычных коммуникативных ситуаций и выступлений. С таким учеником трудно общаться, он подсознательно чувствует это и его мнительность, страх усиливаются еще больше.

На мой взгляд, коммуникативный страх способствует образованию довольно четкой негативной эмоциональнойструктуры при выступлениях: тревога или страх ожидания перед выступлением – сильный психологический барьер, препятствующий непосредственному выходу в центр внимания – страх во время выступления, существенно искажающий поведение, речь и действия – сильные и длительные переживания после выступления – накопление переживаний в эмоциональной памяти. И как только такая структура сформируется, она от выступления к выступлению все больше закрепляется и ее становится очень трудно преодолеть. В большинстве случаев ученик не в состоянии с ней справиться самостоятельно, ему уже требуется квалифицированная помощь.

Но если имеется достаточная сила воли, то образуется еще одно эмоциональное состояние – зажатость. Это - блокирование или подавление коммуникативного страха волевыми усилиями. В результате поведение, речь и действия становятся внешне нормальными, зажатый вполне может держаться в непривычных ситуациях и выступать. Однако, на самом деле дается это сильнейшим напряжением психики, которое попутно зажимает все другие эмоциональные состояния. Тогда интонация, мимика, жесты, позы теряют живость и непосредственность, голос становится глухим и невыразительным, лицо застывает в напряженной маске, скованные руки с трудом передвигаются. Человек становится неинтересным для окружающих, да и сам он стремится скорее выйти из центра внимания и чувствует заметное облегчение, когда это осуществляется.

К сожалению, коммуникативный страх и зажатость являются сильнейшими факторами, препятствующими педагогической деятельности, о чем уже говорилось выше. Выпускник школы, страдающий коммуникативным страхом, не выбирает для себя эту профессию. Если страх сформировался у студента среднего или высшего педагогического заведения, то он, получив диплом, любыми способами отказывается работать педагогом. Молодой учитель, даже с интересом относящийся к работе с детьми, но не справившийся со своими страхами, как правило, покидает школу. Большинство же педагогов работает в состоянии привычной зажатости. В начале своей деятельности они сумели силой воли зажать коммуникативный страх и потом привыкли к такому состоянию. В дальнейшем для преодоления стало требоваться уже меньше волевых усилий, что создало возможность эмоционально раскрываться несколько больше. Подобные педагоги считают себя незакомплексованными, однако, на самом деле, они никогда не достигают эталонного состояния раскованности. В результате их интеллектуальный и эмоциональный потенциал раскрывается далеко не полностью, они не становятся яркими и интересными личностями. Это существенно сдерживает рост их профессионального мастерства. Подверженные коммуникативным страхам, волевые ученики тоже зажимают их, что со временем становится привычным и переносится во взрослую жизнь. Впоследствии, считая это нормой, они не осознают, насколько теряют в развитии и реализации личностного потенциала.

На мой взгляд, термином «закомплексованность», помимо вышеприведенного общего названия и определения, целесообразно отдельно обозначить также и одно из самых тяжелых состояний. Ученики, страдающие коммуникативным страхом и со слабой силой воли, вполне могут впасть в него еще в школе или впоследствии во взрослой жизни (педагогами в таком состоянии работать невозможно). Для закомплексованности, как отдельного состояния характерны постоянный сковывающий страх и угнетенность, создающие устойчивое негативное настроение, вызывающие боязнь людей и формирующие замкнутый, пассивный образ жизни. Страх в этом состоянии становится сковывающим, и комплексами охватывает тело. Поскольку у разных ребят и взрослых такие комплексы различны, отсюда и термин «закомплексованность». Более того, страх почти постоянен, то есть проявляется уже не только в связи с непривычными коммуникативными ситуациями, а и в обыденном общении, в том числе, с близкими и друзьями. Поведение в этом состоянии прямо противоположно эталонному: закомплексованный всячески избегает коммуникативных ситуаций и замыкается, упорно отмалчивается или цедит редкие слова при попытках заговорить с ним, очень часто заискивает, поддакивает, соглашается, в том числе и тогда, когда на самом деле не согласен, считает себя виноватым, даже если понимает, что прав. Более того, подросток начинает бояться не кого-то конкретно, а людей вообще, даже совершенно незнакомых прохожих на улице, ему кажется, что они агрессивны и хотят причинить зло. В свою очередь, такой страх вызывает подавленность или угнетенность психики, из-за чего школьник не может радоваться даже явным своим успехам, подаркам, комплиментам и т.п. И очень характерно - большинство страдающих закомплексованностью учеников становится нытиками, раздражительными, постоянно недовольными чем-либо, хронически в минорном настроении, а отсюда, как правило, - неуспешными.

Волевые усилия в этом состоянии практически сходят на нет, и большинство закомплексованных уже не может зажать свои страхи, а отсюда, самостоятельно заставить себя общаться и выступать, даже если требуют обстоятельства, вынужденно делая это только под сильнейшим нажимом со стороны. При попытках выступить перед классом или аудиторией действия нередко полностью блокируются: большинство не может встать и выйти в центр внимания, а у все-таки вышедших часто пропадает голос, теряется речь, иногда они не могут произнести ни слова и т.п. Характерно, что в оправдание подобного поведения почти обязательно выстраивается психологическая защита в виде каких-либо надуманных причин, типа: «Не в настроении сегодня. Что-то плохо себя чувствую. Недостаточно разбираюсь в этом» - или немотивированных категорических отказов, типа: «Не буду, и все. Не мое это. Пусть другие выступают. Мне нечего сказать». Причем, в этом закомплексованный ученик заранее глубоко убеждает самого себя, чтобы при возникновении ситуации уже быть готовым подействовать на окружающих.

Психологическая защита, со временем усложняясь, зачастую преобразовывается в целостную позицию, которая уже не только оправдывает, но и придает некоторую уверенность в правильности замкнутости и пассивного образа жизни: «Вот я - такой! Или - такая!». Однако, в этом состоянии, по моим наблюдениям, заметно реже, чем при коммуникативном страхе, проявляется защитная реакция в виде нарочитой раскованности, экстравагантности, капризности, развязности, вульгарности, грубости.

В моей практике не так часто, но встречались случаи, когда отдельные старшеклассники впадали в самое тяжелое состояние – социофобию.По классификации Всемирной организации здравоохранения – это болезнь. Для нее характерны постоянный панический страх и сильная угнетенность психики даже вне коммуникативных ситуаций, порождающие существенное искажение восприятия окружающей действительности, формирующие неадекватный образ жизни и провоцирующие психические, соматические болезни, депрессию, суицид. То есть, страх достигает апогея, становится постоянным и паническим, что до головных болей придавливает психику, образуя почти непрекращающееся угнетенное состояние. Паническая взвинченность беспорядочными сигналами нарушает упорядоченность и контролируемость поведения и действий. В результате наступает полная или почти полная социальная дезадаптация: общение происходит с большим трудом, только с близкими и лишь по необходимости, в нем – неприкрытая нервозность, раздражительность, капризность, настойчивое стремление к уединению, по малейшему поводу возникают панические атаки и сопутствующие им истерики. Защитная реакция уже не вырабатывается или не действует. Проявляется явная потеря интереса к жизни, нет никакого желания и волевых усилий изменить это состояние, в разговорах все чаще звучит тема депрессии и суицида. Зачастую больной социофобией с большим трудом заставляет себя ходить на учебу и бросает ее, как только находиться там становится невыносимым. Во многих существующих определениях социофобия формулируется, как «иррациональный страх», то есть, необъяснимый и не несущий полезной информации, с чем никак не могу согласиться. Этот страх имеет вполне четкие причины, о чем в следующем разделе.

Причины закомплексованности

На практике очень четко проявляется: чем лучше осознаются причины, тем успешнее можно справиться с закомплексованностью. Поэтому вникать в каждую, находить ее взаимосвязи с другими, видеть воздействие на психику, а также дополнять и обогащать собственным опытом – не только желательно, но и необходимо. Обобщая различные мнения и соотнося их со своей практикой, предложил бы в качестве ориентира следующее представление о причинах:

- внешние, как негативное воздействие коммуникативных ситуаций;

- и внутренние, как индивидуальная предрасположенность к закомплексованности.

Сущность внешней причины достаточно проста: окружающие оказывают психическое воздействие какими-либо действиями и речью, вербальной и невербальной, то есть высказываниями, вопросами, репликами, взглядами, интонацией, мимикой, жестами и др. При доброжелательном общении на равных или, можно сказать, паритетном, это воспринимается как норма и не вызывает негативных эмоций. Иное дело, когда одна из сторон в силу каких-либо причин начинает доминировать, преобладать. Другими словами, - приказывать, угрожать, заставлять, издеваться, высказывать негативные оценки, говорить во властном и жестком тоне, наказывать, воздействовать физически и т.п. Ситуация сразу приобретает негативный характер. У учеников и учителей с сильной психикой это вызывает резкое сопротивление и аналогичную ответную реакцию, зачастую доводящую до конфликта. Те же, у кого психика слабая, предрасположенная, наоборот, уступают, соглашаются и, поскольку не могут оказать достойное сопротивление, начинают бояться и комплексовать. Исходя из этого, возможно, сформулировать зависимость: чем сильнее и длительнее негативное внешнее воздействие и чем сильнее индивидуальная предрасположенность, тем более негативные уровни закомплексованности они формируют. Различным сочетанием действия этих причин и обусловлены ее различные степени у разных людей.

Внешние причины

Анализ результатов наблюдений, анкетирования и интервьюирования позволил конкретизировать внешнее негативное воздействие следующим образом:

- постоянное жесткое или жестокое воздействие превосходящих по социальному статусу: а) родителей – на детей; б) учителей – на учеников; в) физически более сильного ученика – на слабого; г) директора, завуча – на учителей и учеников; д) властного или ревнивого супруга - на другую половину и др. Это – частые властные и раздраженные окрики, упреки, унижения, оскорбления, сопряженные с угрозами и самим наказанием, Они направлены на пресечение самостоятельных действий ученика, подавление его возражений и высказываний собственного мнения. В результате жизненно необходимые и обеспечивающие поступательное развитие - чувство собственного достоинства и стремление к самостоятельности - вытесняются у ребенка, да и у взрослого робостью, нерешительностью, безволием, страхом и постоянной угнетенностью. Со временем вырабатывается стереотип безропотного и раболепного послушания, а также умение держаться в тени, чтобы лишний раз не нарваться на наказание, окрик и недовольный тон. Это подсознательно переносится на общение со сверстниками, коллегами и другими людьми, провоцируя или формируя при наличии индивидуальной предрасположенности устойчивую закомплексованность.

Более трети слушателей моих курсов называет основной причиной своей закомплексованности жесткое или жестокое подавляющее отношение родителей к ним в детстве. Оказалось возможным выделить три его основных варианта:

- родители так относятся в силу своего характера, врожденных или приобретенных властных личностных качеств, чрезмерной раздражительности от жизненной неустроенности или собственной закомплексованности, привычно побуждающей «срываться» на супруге, если он-она позволяет, и обязательно - на детях;

- в силу подражания своим родителям и привычного применения испытанных на себе жестких приемов воспитания уже к своим детям;

- и особенно часто в силу тяжелых жизненных обстоятельств, когда дети должны жестко подчиняться озабоченным или уставшим родителям. К примеру, у матери- одиночки, поглощенной главной заботой - прокормить и одеть, от нехватки сил и времени органично порождается излишняя жесткость по отношению к детям. Мать часто даже понимает, что надо бы с ребенком поговорить «по душам», приласкать, развеять излишние напряжения, но…. Типичная картинка: «Уроки сделала? Нет? Садись, делай. Никуда не пойдешь, пока не сделаешь. Никаких друзей и телевизора. Почему учительница жалуется, что дома занимаешься мало? Что значит – не понимаешь? Лучше на уроке слушать надо. Смотри у меня!» И так далее и тому подобное.

В связи с этим в педагогической практике должна учитываться интереснейшая временная зависимость: у жестких родителей дети, как правило, вырастают слабовольными и закомплексованными, но дети этих слабовольных сформируются уже более жесткими, потому что развитие их происходит на фоне слабости родителей. Так и будут поочередно меняться местами жесткость и слабость в дальнейших поколениях.

Нередки случаи, когда причиной закомплексованности послужили действия учителя, унижавшего и оскорблявшего ученика перед классом. Давайте, честно признаемся, когда в классе 25-30, а то и 40 учеников, быть излишне добрым, значит, не удержать дисциплину и ничему не научить. Вот и вынуждены учителя поддерживать порядок строгостью и запугиванием – поставить плохую оценку и вызвать родителей. Задумайтесь, какой ученик в классе идеальный для учителя? Да, конечно, тот, который весь урок сидит тихо, внимательно слушает, не отвлекается и говорит только тогда, когда к нему обратятся. Еще и ответить нужно так, как написано в учебнике или излагал учитель. Нравится нам или нет, но под такой идеал мы стараемся подогнать каждого, независимо от его индивидуальных особенностей. Отсюда, и жесткие ограничения, не так уж редко преходящие грань допустимого. Но как только учительская требовательность, направленная на повышение эффективности обучения и пресечение действий, нарушающих дисциплину, переходит в неоправданную жесткость и жестокость, подавляющие чувство собственного достоинства ученика, вероятность возникновения закомплексованности резко возрастает. При этом выделяются следующие негативные тенденции:

- закомплексованность, полученная в семье, может усилиться из-за страха возможного родительского наказания за плохую оценку и по жалобам учителя;

- а у сильно предрасположенных именно от учительской жесткости может сформироваться робость, подавленность и страх, перерастающие в закомплексованность. Причем, чем больше жестких и жестоких учителей будет воздействовать на ученика, тем гарантированнее ее возникновение.

Семейная и школьная закомплексованность активно резонирует во взрослую жизнь, в том числе и у учителей. К сожалению, чувство собственного достоинства и самостоятельность практически не поддерживаются ни в государственных, ни в корпоративных структурах, что не так уж редко вполне можно отнести и к педагогическим коллективам. Наоборот, вопреки интересам дела культивируются бездумное подчинение и безропотное послушание, которых добиваются экономическими стимулами в сочетании с жестким, а то и жестоким психическим воздействием, особенно, угрозами увольнения. В результате у предрасположенных учителей или сотрудников развиваются постоянная угнетенность и коммуникативный служебный страх, становящиеся еще одной причиной закомплексованности с защитной реакцией раболепия перед начальством, избегания излишнего внимания с его стороны и сочетаемой, как правило, с периодическим вымещением накапливаемого от этого раздражения на своих близких. Этому были подвержены около пяти процентов слушателей курсов.

Аналогичное воздействие оказывается властными, подавляющими или излишне ревнивыми супругами, доводящими постоянным доминированием, подозрениями и угрозами развода другую половину до сильных переживаний, угнетения, страха, замыкания и… закомплексованности, распространяемой на общение с детьми и другими людьми. Подобные эмоциональные состояния вызываются также у слабого ученика при притеснениях физически более сильным.

Для анализа воспоминания о своей закомплексованности Николая К., сумевшего преодолеть ее только во взрослой жизни: «...папаша – самодур, военный, в детстве меня постоянно унижал, запугивал и бил, в юности больше унижал словами. Мать - пассивная дама, которая пустила все на самотек. После этого в школе
тоже начались проблемы: более дружные и сильные парни меня начали бить и издеваться надо мной. На переменах я просто сбегал куда-нибудь, где меня не могли бы найти. Я начал прогуливать школу. И с ужасом ждал вечера, когда могут прийти родители, и кто-нибудь из школы, типа классной, чтобы узнать, чего я не хожу в школу. Ну и сами представляете, что меня ждало вечером. Когда появлялся отец, то я не мог вообще расслабиться, чувствовал напряжение, что он может войти в комнату и что угодно сделать со мной. Я до сих пор боюсь более сильных парней, с которыми я, допустим, не смогу физически справиться. Я озлобился на весь свет. Нигде мне не было покоя, ни дома, ни в школе....

Я понял, что превратился под влиянием среды в трясущегося от страха психологического инвалида. Хотя я по натуре лидер и в детском саду проблем у меня не было. Сразу оговорюсь, что до трех лет я воспитывался у родителей матери, которые души во мне не чаяли. И я им за это буду до конца жизни благодарен. А то не знаю, что мои родители-придурки в раннем детстве бы со мной сделали...»

- постоянное игнорирование, насмешки и издевательства равных по социальному статусу: а) в семье; б) учебном коллективе; в) педагогическом коллективе; г) неформальном коллективе дополнительного образования и др. Поскольку при равном статусе затруднительно использовать вышерассмотренное прямое подавление социум выработал другой, не менее эффективный инструмент воздействия – игнорирование, насмешки и издевательства над учеником, нежелательным для общения и сотрудничества, антипатичным. До трети слушателей моих курсов считают и пишут в психологических дневниках, что их закомплексованность стала следствием унижений и издевательств в школе. Они существуют практически в каждом классе, начиная примерно с четвертого-пятого, и регулируются переменчивыми подростковыми симпатиями-антипатиями, в зависимости от которых то один, то другой член ученического коллектива временно подпадает под негативное внешнее воздействие. При сильной индивидуальной предрасположенности этого может быть вполне достаточно для формирования некоторой напряженности, обиженности, отчужденности, замкнутости и соответствующих переживаний, со временем возможно приводящих к закомплексованности. Причины такого отношения обычно следующие:

- явно бросающиеся в глаза физические отклонения от нормы – инвалидность, уродство, большие родимые пятна на лице, раздражающий скрипучий голос, неприятный запах и др.;

- внешне заметные отклонения от нормы во внешнем виде – неаккуратность, неряшливость, нечистоплотность, несоответствие одежды возрасту или коммуникативной ситуации и др.;

- явное несоответствие социального статуса ученика окружающим школьникам, к примеру, бедный среди богатых и, наоборот, богатый среди бедных, школьник-отличник среди неуспевающих, другая национальность и т.п.;

- речь в целом и отдельные высказывания, неприемлемые для данного сообщества, – заикание, неразборчивая дикция, употребление нецензурных выражений в женском или интеллигентном обществе, неграмотность, хвастовство, заумная речь и др.;

- поведение, поступки и действия, неприемлемые для данного коллектива - обидчивость, конфликтность, склочность, явное заискивание перед учителями, доносительство, постоянные жалобы и нытье, туповатость, закомплексованность и др.

В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно различать легкое нежелание общаться с носителем подобных «отличий», которое выражается в иронии, подтрунивании, насмешках, внутреннем неприятии с сохранением внешних приличий в отношениях и некотором избегании общения и т.п. При индивидуальной предрасположенности это вызывает у ученика слабые уровни закомплексованности. Простейшие ситуации: одноклассник пригласил на свой день рождения всех ребят, а вот этого - нет. Девчонки собрались стайкой пошушукаться, но как только подошла еще одна, они выразительно примолкли и разошлись. Ребята намереваются идти играть в футбол, однако не зовут кого-либо, хотя тому очень хочется. Типичнейший пример для школы: в классы «А» стараются подобрать лучших учеников, у которых примерное поведение органично сочетается со стремлением учиться по настоящему и получать высокие отметки. Любой, кто заметно не соответствует этому основному принципу, сразу же попадает, если так можно выразиться, в зону неприятия. И, как правило, он вынужден дружить, понаблюдайте, с ребятами из классов «Г» или «Д». Но в этих последних, как раз, все наоборот: устоявшиеся нормы сообщества – пренебрежение к учебе и примерному поведению - будут упорно, пусть даже не всегда осознанно отвергать отличников. Однако, в этом случае, хоть и чувствуется антипатия и нежелание нормально общаться, коллектив все-таки не прекращает сотрудничество с таким учеником.

Иное дело – сильная антипатия, выражающаяся в вынужденных, подчеркнуто официальных или грубых отношениях, полном игнорировании при любой возможности, злом высмеивании, откровенных издевательствах, угрозах, причинении прямого вреда и др. Все попытки установить нормальные отношения с презрением отвергаются. Это приводит почти к полному отчуждению и отторжению ученика от классного коллектива, в результате в большинстве случаев он превращается в «изгоя». При данном внешнем воздействии в его психике начинают доминировать постоянная боязнь и страх быть осмеянным, униженным и еще раз отвергнутым, стремление к замыканию и уединенности, возможно, злоба и агрессия, что неизменно приводит к закомплексованности уже независимо от причины антипатии.

Для примера, у одиннадцатиклассницы Наташи С., учившейся у меня и теперь уже закончившей школу, был слегка искривлен рот. Сами понимаете, насколько это страшный недостаток для девушки, приносящий все более невыносимые страдания по мере взросления. Казалось бы, сверстникам надо ее поддержать и постараться насколько возможно вовлекать в коллективную жизнь, или, по крайней мере, делать вид, что все нормально, и не чураться. Не виновата же она, в конце концов, что родилась такая. Однако, это – с позиций взрослого, имеющего своих детей. Классу же не было никакого дела до человеческого сострадания. Они ее не только не принимали, но и при каждом удобном случае всячески старались унизить. В классе рядом с ней никто не садился, портфель ее постоянно куда-то исчезал, и понятно, все делали вид, что совершенно непричастны. Стоило ей сказать что-нибудь, тут же раздавались издевательские смешки и колкости.

Как ни горько признаваться, воспрепятствовать этому было чрезвычайно трудно, а иногда и практически невозможно. Пристыдишь, заставишь замолчать – выйдут на перемену и отыграются еще больше. Да и ей слышать, как за нее постоянно заступается учитель, вряд ли было легко. Конечно, она замкнулась, отрешилась и стоически выдерживала унижения. Старалась не оставаться один на один с наиболее злорадствующими учениками, не выходила отвечать к доске и сдавала только письменные работы. Естественно, такие обстоятельства глубоко травмировали ее психику и вызвали тяжелейшую закомплексованность, нередко переходящую в депрессию. Забегая вперед, могу сказать, что с помощью моей методики удалось помочь ей несколько легче относиться к своему недостатку, поверить в себя и во многом преодолеть коммуникативные страхи, что позволило поднять авторитет среди одноклассников. В результате она успешно закончила школу и поступила в институт.

Не так уж редко такое полное отчуждение бывает в семье, когда братья, сестры не общаются между собой, а то и с родителями, с детства или юношества ненавидят друг друга и стремятся при первой возможности находиться вне дома и жить отдельно. На наш взгляд, это приводит к отчужденности и замкнутости, но в отличие от вышерассмотренного родительского подавления редко формирует закомплексованность, поскольку негативные эмоции разряжаются в естественном внутрисемейном противоборстве. Кроме того, всегда есть возможности получить защиту от старших, сократить до минимума пребывание дома и нейтрализовывать напряженность положительными эмоциями от общения с друзьями, дедушкой-бабушкой, от надежд и мечтаний на скорую самостоятельную жизнь. По крайней мере, слушатели курсов ни разу не называли напряженные внутрисемейные отношения между детьми причиной своей закомплексованности.

Аналогичные неприязненные отношения, ну, может быть, в менее резкой и категоричной форме, к сожалению, далеко не редкость также в учительских и других взрослых коллективах. Не любят высокомерных, зазнавшихся, корыстных, подхалимов и… продолжайте перечень сами. Но что особенно негативно, очень часто учительское сообщество подолгу игнорирует молодых преподавателей, которые в силу недостаточности коммуникативного опыта не в состоянии оказывать достойное сопротивление подобным отношениям. Вполне естественно, что они вынуждены замыкаться, уединяться, избегать активного общения. Что ж, закомплексованность таких только и поджидает.

- воздействие незнакомых людей: а) на улице; б) в общественном транспорте; в) в торговых местах; г) в культурных учреждениях. Причина происходит из естественного опасения и настороженности к незнакомым людям, от которых неизвестно, чего ожидать. При индивидуальной предрасположенности эта напряженность психики многократно усиливается от подсознательного считывания жестких взглядов, недоброжелательных, угрюмых, злых выражений лиц и, особенно, при малейших, даже кажущихся, проявлений агрессии. В большинстве случаев воздействие незнакомых людей усугубляет уже имеющуюся закомплексованность, но если подросток подвергался насилию со стороны незнакомых, то оно может стать и основной причиной, что подтверждают отдельные слушатели курсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.033 с.)