Поддержка закомплексованных на уроках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поддержка закомплексованных на уроках



Общая задача в этом направлении может быть сформулирована примерно так: исходя из сущности закомплексованности, находить возможности применять полностью или частично предложенные тренинги на уроках, соотнося их со спецификой предмета. Опытные учителя знают, что проблемы начинаются, когда закомплексованных учеников вовлекают в активные формы обучения или вызывают для ответа к доске. Диапазон негативных проявлений при этом – от категоричного отказа до каких-либо клоунских проявлений на потеху класса. Здесь очень важно различать их причину – являются ли они следствием закомплексованности или ученик просто-напросто не выучил домашнее задание, а то и почему-либо не настроен на активную работу на уроке или постоянно ведет себя так в силу особенностей характера. По отношению к закомплексованным, особенно, категорично отказывающимся, эффективно срабатывают следующие основные приемы, давно и успешно применяемые опытными педагогами:

- постепенное приучение находиться и говорить в центре внимания. То есть, из урока в урок добиваться уверенности в ответах сначала сидя за партой, затем вставать и говорить, и только потом приглашать к доске. Имеет значение и продолжительность ответа, она также должна постепенно возрастать от нескольких фраз, на которые легче решиться закомплексованному, до сложного полноценного изложения намеченной темы;

- в сочетании с предыдущим приемом помогают также подсказки и наводящие вопросы. Сбился ученик от страха, запутались мысли, в этот момент нужны успокаивающе-побуждающие слова, типа: «Так, успокойся и вспоминай, вспоминай». Нет эффекта, тогда – наводящий вопрос, тоже не помогает, значит, нужна уже прямая подсказка. Намного, лучше если она прозвучит от учителя, понимающего и чувствующего состояние подростка, чем от учеников, иногда желающих больше показать себя или позабавиться;

- совершенно должны быть исключены по отношению к закомплексованным какие либо упреки, особенно перед классом, типа: «Ну, что ты так стесняешься!» или «Опять плохо подготовился. Ну, что мне делать с тобой?» Наоборот, очень желательны фразы подбадривающие и побуждающие, типа: «Ну, что ж, сегодня у тебя успешнее получилось. Продолжай работать над собой».

При проведении дискуссионных и других активных форм урока закомплексованные, как правило, держатся в тени и всячески избегают высказываний своего мнения. Более того, активные ребята часто «забивают» их, не дают проявиться, нередко «насмешничают». Учитель же, довольный тем, что дискуссия разворачивается, в большинстве случаев упускает притаившихся закомплексованных. Понятно, что если обращаться только к ним, то она попросту угаснет, но, тем не менее, постепенное вовлечение в процесс обсуждения для преодоления закомплексованности необходимо. Пусть для начала это будут вопросы, предполагающие односложные ответы, типа: «Да-нет» или «Согласен – не согласен» и др. Однако, со временем желательно все больше побуждать закомплексованных подростков к развернутым ответам и высказываниям собственного мнения. Далее, по мере того, как будет взрастать их уверенность, им можно поручать какие-либо ответственные роли, предполагающие активные позиции в организуемом общении. Но венец – предложить и подготовить к роли соведущего или ведущего. Это нужно видеть, с какой ответственностью и благоговейным трепетом закомплексованные подростки относятся к такому поручению. А если справятся удачно, то радость, внутренний подъем становятся ощутимым этапом в преодолении коммуникативных страхов.

Насколько позволяют рамки загруженности урока и педагогическое мастерство учитель вполне может применить и ряд требований, относящихся к осанке, взгляду, голосу, вежливым фразам и т.п. Например, потребовать: «Распрямись, чего согнулся? Расправь плечи», «Не блуждай взглядом по стенам и потолку, а смотри прямо», «Говори громче и четче», «Почему не скажешь: «Помогите, пожалуйста» и др. В некоторых школах практикуются видеозаписи ответов у доски с последующим просмотром вместе с учеником и комментариями, которые также можно использовать для преодоления закомплексованности.

На уроках по гуманитарным предметам один из наиболее эффективных приемов для помощи в преодолении закомплексованности - чтение стихов перед классом. Они предрасполагают к эмоциональному раскрытию, а предварительное заучивание придает больше уверенности. Но очень часто закомплексованные из-за страха не в состоянии подать стихотворение искренне, «от души», и вынужденно прибегают к наигранной выразительности или ненужной пафосности. Поэтому здесь тоже уместны постепенные шаги: в начале осваивается искреннее, выразительное чтение небольшого стихотворения, а в последующем продолжительность выступления раз от раза увеличивается. И желательно проследить, чтобы возможность читать стихи перед классом была предоставлена каждому подростку, испытывающему коммуникативный страх. В силу замкнутости закомплексованные часто пишут свои стихи, но стесняются их показывать или читать публично. Но если побудить их выступить с ними перед классом, да еще пройдет под аплодисменты, - это будет, поверьте, настоящий прорыв коммуникативного страха.

Сколько ко мне приходило на курсы взрослых, которым еще в школе поставили настоящее клеймо: «У тебя нет слуха!» В результате человек не только не поет, но еще и боится этого, а на все побуждения и вопросы: «Почему?» - ссылается на тогдашние авторитетные мнения специалистов. Но, еще раз, - петь должен каждый, пусть на бытовом уровне, чтобы раскрыться эмоционально и профилактировать комплексы или избавиться от них. И этого нужно добиваться, прежде всего, на уроках пения. Очень важно не ставить безаппеляционные негативные оценки, а разобраться, действительно ли, у кого-то нет слуха или искажение мелодии является следствием закомплексованности. В первом случае помогает подбор для исполнения несложной речетативной песни, а во втором – включенные в обучение предложенные песенные тренинги. То есть, начиная с «Елочки…», постепенно, по мере освоения и приобретения уверенности, куплет за куплетом, нужно подводить к напевным мелодиям. Как только комплекс будет отступать, они зазвучат у подростка более-менее нормально. Вот тогда он может с увлечением распеваться и при желании продолжить учиться хоровому или сольному пению.

Уроки риторики, которые в ряде школ введены в расписание, прямо предназначены для активного общения и преодоления комплексов, подготовки школьников к предстоящей социализации. Однако, по моему опыту, официально утвержденные учебные планы и программы, а также учебники по этому предмету больше акцентированы на изучении теоретических положений в ущерб разговорной практике. Из-за этого риторика нередко превращается в один из привычных школьных предметов с обязательными ответами у доски, заданиями на дом, классными работами и т.п. Конечно, ничего плохого в этом нет. Но на таких уроках было заметно, что у ребят, даже хорошо усвоивших учебный материал, никак не получалось лучше общаться и выступать перед классом, а тем более всей школой, да и с преодолением закомплексованности не особо выходило. По сути, терялся ценнейший практический смысл обучения и непосредственный интерес к предмету. В результате разрешенного мне эксперимента с содержанием и методикой преподавания родилась идея практической риторики и сформировалось большинство выше рассмотренных тренингов. Их цель - научить школьников свободно держаться в центре внимания, не комплексовать и освоить основные умения и навыки вербальной и невербальной речи. В различных сочетаниях все эти апробированные тренинги вполне применимы на уроках риторики. Однако, наибольший эффект в освоении активного общения и преодолении закомплексованности они дают в дополнительном образовании, о чем речь далее.

Многим можно помочь в преодолении комплексов на уроках физкультуры. К сожалению, закомплексованные в числе первых, кто от них отлынивает, предоставляя соответствующие медицинские справки, или изобретая другие причины. Поэтому привлечь и по-настоящему заинтересовать таких подростков физическими упражнениями – не такая уж обыденная задача. Физическое развитие, укрепление мышечного тонуса и прямая осанка заметно повышают уверенность, а сопутствующие интенсивным движениям кислородная насыщенность и потовыделение активно выводят адреналин, порождающий страх. Однако, одного-двух уроков физкультуры в неделю для этого явно недостаточно. Отсюда, очень важно, чтобы закомплексованный подросток заинтересовался и самостоятельно начал развивать себя физически. Пусть даже с помощью простейших форм: утренней зарядки, интенсивной ходьбы, бега или лыжных прогулок до первого пота, пешеходного туризма со сверстниками или родителями, посильной физической работы и др. Не менее важное направление – вовлечь закомплексованных в спортивное единоборство. Это формирует силу воли, напористость, стремление к преодолению препятствий, азарт и радость победы, столь необходимые в преодолении комплексов. На мой взгляд, и здесь была бы целесообразна постепенность. То есть, в начале привлечь и научить простым формам, скажем, настольному теннису или теннису, а затем уже вовлекать в командные игры, баскетбол, волейбол, футбол и др. Если закомплексованный сможет стать лучшим игроком и лидером команды, то можно уверенно надеяться, что он справится со своими коммуникативными комплексами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.005 с.)