Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поддержка закомплексованных на урокахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая задача в этом направлении может быть сформулирована примерно так: исходя из сущности закомплексованности, находить возможности применять полностью или частично предложенные тренинги на уроках, соотнося их со спецификой предмета. Опытные учителя знают, что проблемы начинаются, когда закомплексованных учеников вовлекают в активные формы обучения или вызывают для ответа к доске. Диапазон негативных проявлений при этом – от категоричного отказа до каких-либо клоунских проявлений на потеху класса. Здесь очень важно различать их причину – являются ли они следствием закомплексованности или ученик просто-напросто не выучил домашнее задание, а то и почему-либо не настроен на активную работу на уроке или постоянно ведет себя так в силу особенностей характера. По отношению к закомплексованным, особенно, категорично отказывающимся, эффективно срабатывают следующие основные приемы, давно и успешно применяемые опытными педагогами: - постепенное приучение находиться и говорить в центре внимания. То есть, из урока в урок добиваться уверенности в ответах сначала сидя за партой, затем вставать и говорить, и только потом приглашать к доске. Имеет значение и продолжительность ответа, она также должна постепенно возрастать от нескольких фраз, на которые легче решиться закомплексованному, до сложного полноценного изложения намеченной темы; - в сочетании с предыдущим приемом помогают также подсказки и наводящие вопросы. Сбился ученик от страха, запутались мысли, в этот момент нужны успокаивающе-побуждающие слова, типа: «Так, успокойся и вспоминай, вспоминай». Нет эффекта, тогда – наводящий вопрос, тоже не помогает, значит, нужна уже прямая подсказка. Намного, лучше если она прозвучит от учителя, понимающего и чувствующего состояние подростка, чем от учеников, иногда желающих больше показать себя или позабавиться; - совершенно должны быть исключены по отношению к закомплексованным какие либо упреки, особенно перед классом, типа: «Ну, что ты так стесняешься!» или «Опять плохо подготовился. Ну, что мне делать с тобой?» Наоборот, очень желательны фразы подбадривающие и побуждающие, типа: «Ну, что ж, сегодня у тебя успешнее получилось. Продолжай работать над собой». При проведении дискуссионных и других активных форм урока закомплексованные, как правило, держатся в тени и всячески избегают высказываний своего мнения. Более того, активные ребята часто «забивают» их, не дают проявиться, нередко «насмешничают». Учитель же, довольный тем, что дискуссия разворачивается, в большинстве случаев упускает притаившихся закомплексованных. Понятно, что если обращаться только к ним, то она попросту угаснет, но, тем не менее, постепенное вовлечение в процесс обсуждения для преодоления закомплексованности необходимо. Пусть для начала это будут вопросы, предполагающие односложные ответы, типа: «Да-нет» или «Согласен – не согласен» и др. Однако, со временем желательно все больше побуждать закомплексованных подростков к развернутым ответам и высказываниям собственного мнения. Далее, по мере того, как будет взрастать их уверенность, им можно поручать какие-либо ответственные роли, предполагающие активные позиции в организуемом общении. Но венец – предложить и подготовить к роли соведущего или ведущего. Это нужно видеть, с какой ответственностью и благоговейным трепетом закомплексованные подростки относятся к такому поручению. А если справятся удачно, то радость, внутренний подъем становятся ощутимым этапом в преодолении коммуникативных страхов. Насколько позволяют рамки загруженности урока и педагогическое мастерство учитель вполне может применить и ряд требований, относящихся к осанке, взгляду, голосу, вежливым фразам и т.п. Например, потребовать: «Распрямись, чего согнулся? Расправь плечи», «Не блуждай взглядом по стенам и потолку, а смотри прямо», «Говори громче и четче», «Почему не скажешь: «Помогите, пожалуйста» и др. В некоторых школах практикуются видеозаписи ответов у доски с последующим просмотром вместе с учеником и комментариями, которые также можно использовать для преодоления закомплексованности. На уроках по гуманитарным предметам один из наиболее эффективных приемов для помощи в преодолении закомплексованности - чтение стихов перед классом. Они предрасполагают к эмоциональному раскрытию, а предварительное заучивание придает больше уверенности. Но очень часто закомплексованные из-за страха не в состоянии подать стихотворение искренне, «от души», и вынужденно прибегают к наигранной выразительности или ненужной пафосности. Поэтому здесь тоже уместны постепенные шаги: в начале осваивается искреннее, выразительное чтение небольшого стихотворения, а в последующем продолжительность выступления раз от раза увеличивается. И желательно проследить, чтобы возможность читать стихи перед классом была предоставлена каждому подростку, испытывающему коммуникативный страх. В силу замкнутости закомплексованные часто пишут свои стихи, но стесняются их показывать или читать публично. Но если побудить их выступить с ними перед классом, да еще пройдет под аплодисменты, - это будет, поверьте, настоящий прорыв коммуникативного страха. Сколько ко мне приходило на курсы взрослых, которым еще в школе поставили настоящее клеймо: «У тебя нет слуха!» В результате человек не только не поет, но еще и боится этого, а на все побуждения и вопросы: «Почему?» - ссылается на тогдашние авторитетные мнения специалистов. Но, еще раз, - петь должен каждый, пусть на бытовом уровне, чтобы раскрыться эмоционально и профилактировать комплексы или избавиться от них. И этого нужно добиваться, прежде всего, на уроках пения. Очень важно не ставить безаппеляционные негативные оценки, а разобраться, действительно ли, у кого-то нет слуха или искажение мелодии является следствием закомплексованности. В первом случае помогает подбор для исполнения несложной речетативной песни, а во втором – включенные в обучение предложенные песенные тренинги. То есть, начиная с «Елочки…», постепенно, по мере освоения и приобретения уверенности, куплет за куплетом, нужно подводить к напевным мелодиям. Как только комплекс будет отступать, они зазвучат у подростка более-менее нормально. Вот тогда он может с увлечением распеваться и при желании продолжить учиться хоровому или сольному пению. Уроки риторики, которые в ряде школ введены в расписание, прямо предназначены для активного общения и преодоления комплексов, подготовки школьников к предстоящей социализации. Однако, по моему опыту, официально утвержденные учебные планы и программы, а также учебники по этому предмету больше акцентированы на изучении теоретических положений в ущерб разговорной практике. Из-за этого риторика нередко превращается в один из привычных школьных предметов с обязательными ответами у доски, заданиями на дом, классными работами и т.п. Конечно, ничего плохого в этом нет. Но на таких уроках было заметно, что у ребят, даже хорошо усвоивших учебный материал, никак не получалось лучше общаться и выступать перед классом, а тем более всей школой, да и с преодолением закомплексованности не особо выходило. По сути, терялся ценнейший практический смысл обучения и непосредственный интерес к предмету. В результате разрешенного мне эксперимента с содержанием и методикой преподавания родилась идея практической риторики и сформировалось большинство выше рассмотренных тренингов. Их цель - научить школьников свободно держаться в центре внимания, не комплексовать и освоить основные умения и навыки вербальной и невербальной речи. В различных сочетаниях все эти апробированные тренинги вполне применимы на уроках риторики. Однако, наибольший эффект в освоении активного общения и преодолении закомплексованности они дают в дополнительном образовании, о чем речь далее. Многим можно помочь в преодолении комплексов на уроках физкультуры. К сожалению, закомплексованные в числе первых, кто от них отлынивает, предоставляя соответствующие медицинские справки, или изобретая другие причины. Поэтому привлечь и по-настоящему заинтересовать таких подростков физическими упражнениями – не такая уж обыденная задача. Физическое развитие, укрепление мышечного тонуса и прямая осанка заметно повышают уверенность, а сопутствующие интенсивным движениям кислородная насыщенность и потовыделение активно выводят адреналин, порождающий страх. Однако, одного-двух уроков физкультуры в неделю для этого явно недостаточно. Отсюда, очень важно, чтобы закомплексованный подросток заинтересовался и самостоятельно начал развивать себя физически. Пусть даже с помощью простейших форм: утренней зарядки, интенсивной ходьбы, бега или лыжных прогулок до первого пота, пешеходного туризма со сверстниками или родителями, посильной физической работы и др. Не менее важное направление – вовлечь закомплексованных в спортивное единоборство. Это формирует силу воли, напористость, стремление к преодолению препятствий, азарт и радость победы, столь необходимые в преодолении комплексов. На мой взгляд, и здесь была бы целесообразна постепенность. То есть, в начале привлечь и научить простым формам, скажем, настольному теннису или теннису, а затем уже вовлекать в командные игры, баскетбол, волейбол, футбол и др. Если закомплексованный сможет стать лучшим игроком и лидером команды, то можно уверенно надеяться, что он справится со своими коммуникативными комплексами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.007 с.) |