Лекция 7. Драматургия французского классицизма. Корнель. Творчество Расина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Драматургия французского классицизма. Корнель. Творчество Расина.



План.

1. Франция начала XVII века и формирование классицистической эстетики в творчестве Корнеля. Трагедия Корнеля «Сид» - первое великое произведение французского классицизма.

2. Жизненный и творческий путь Расина. Концепция человека в трагедиях «Федра» и «Андромаха».

Политическая ситуация во Франции начала XVII века. Жизненный и творческий путь П. Корнеля (1606 – 1684). Основные периоды творчества. Ранние комедии П. Корнеля, особенности героя и конфликта, специфика комического. Трагикомедия Корнеля «Сид». Актуальность проблематики пьесы, связь произведения с концепцией героического у Корнеля. Поэтика «Сида». Особенности трагической коллизии, образная система и этапы развития конфликта. Герой и проблема выбора. Концепция любовного чувства как любви по разумному выбору. Своеобразие развязки пьесы. Споры о «Сиде» в литературно-критической мысли Франции, его роль в становлении целостной концепции классицистической драматургии. Пушкин о «Сиде».
Корнель-драматург – новатор и теоретик театра. Значение драматургии Корнеля во французском театре XVIII–XIX вв. Жизнь и творчество Корнеля. Драматургические принципы Корнеля. «Сид» – школа величия души. Своеобразие конфликта. Система образов. Корнель – основатель французской комедии характеров. Комедия «Лжец».

Классицистическая драматургия на новом этапе развития. Творчество Ж. Расина, его периодизация. Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма. Религиозно-философская доктрина янсенизма, ее роль в сложном противоречивом развитии художественного мироощущения Расина. «Греческий» характер и греческая тематика расиновских трагедий. Концепция трагического в «Андромахе» Расина, уравновешенность формы и напряженность нравственно-психологического конфликта пьесы. Разум и страсть во внутреннем мире расиновских героев. Концепция «любви по склонности» у Расина и новое соотношение любви и долга в его пьесах. Соперничество Расина с Корнелем в жанре политической «римской» трагедии. Тема тирании и концепция власти в «Британике». Психологический анализ образа Нерона как «рождающегося чудовища». «Береника» как лирико-политическая трагедия Расина, высокая степень ее соответствия классицистическому канону. «Восточные» трагедии Расина («Баязид», «Митридат»), своеобразие воплощения экзотической темы в классицистической драме. Трагическая коллизия мифологической пьесы «Ифигения в Авлиде». «Федра» как наиболее совершенное воплощение поэтики классицистической трагедии Расина. Споры вокруг истолкования образа главной героини трагедии. Соотношение античного источника и расиновского текста. Янсенизм и его преломление в основной коллизии пьесы. Трагический конфликт «Федры», его этапы и художественное разрешение. Сценическая судьба «Федры». Художественное своеобразие поздних трагедий Расина, особенности проблематики и поэтики, специфика воплощения библейских сюжетов («Эсфирь», «Гофолия»).
Жизнь и творчество Расина. Эстетические взгляды Расина. «Андромаха» как выражение требования о праве художника изображать не героического, а «слабого» человека. Своеобразие конфликта. Система образов трагедии. «Федра» – картина нравственного разлада личности. Конфликт Страсти и Долга. Система образов в трагедии. Политические трагедии Расина.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Прочитать трагикомедию Корнеля «Сид» и законспектировать ее сюжет в читательский дневник.

2. Прочитать трагедии Расина «Федра» и «Андромаха». Законспектировать сюжет этих трагедий в читательский дневник.

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. – М., 1987.

2. Кадышев В. С. Расин. – М., 1990.

3. Луков В. А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). – М., 1984.

4. Моруа А. От Монтеня до Арагона. – М., 1983.

5. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.

 

Дополнительная литература

1. Балашов Н. И. Пьер Корнель. – М., 1956.

2. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.

 

 

Лекция 8. Тема: Литература ХVIII века. Понятие о Просвещении. Основные литературные направления.

План.

1. Просвещение как культурно-исторический феномен.

2. Основные литературные направления XVIII века: просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм.

 

ХVIII век в мировом литературном развитии. Смысл метафоры, вынесенной в название эпохи. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Западной Европы. Этапы западноевропейского Просвещения. Философия просвещения. Трактат Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» как манифест Просвещения.

Антифеодальный, просветительский характер литературы ХУШ века. Этапы просветительского движения в разных странах Европы. Основные положения просветительской эстетики. Исторические судьбы Европы, движение от Английской революции к Великой Французской революции. Судьба аристократической культуры. Рококо, его стилевые признаки.

Просвещение – ведущая линия развития европейской культуры ХVIII века. Культ Разума и Знания. Разум и Чувство. Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Споры о правомерности использования термина «реализм» применительно к Просвещению. Просветительский классицизм и его отличие от классицизма ХVII века. Основные жанры просветительской литературы. Усиление роли прозаических жанров (просветительского романа, философской повести), развитие жанра трактата, влияние документального, публицистического, философского начал на художественную прозу. Жанр драмы и драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров. Проблема просветительского реализма. Политическая тенденциозность литературы как главенствующий принцип просветительской эстетики. Политическая и философская тема. Героическое и трогательное в литературе Просвещения. Вопрос о положительном герое. Сентиментальное и сатирическое направления, их отличительные черты в национальных литературах Западной Европы. Философский роман и философская повесть как главные жанры просветительской литературы.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Освоить терминологический минимум, предложенный в лекции.

2. Выписать в читательский дневник определения всех литературных направлений XVIII века. Иметь представление об их специфике.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма //Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. 14.История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1991.

2. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. XVIII век: литература в системе культуры. М.,1999.

3. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

4. Луков В. А. История зарубежной литературы: ХVII – ХVIII века: В 2 ч. – М., 2000. Штейн А. Л. История немецкой литературы: Ч. 1. – М., 1999.

5. Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т.

6. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.

7. Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения //Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1984.

8. Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

 

Дополнительная литература

  1. Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.
  2. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.
  3. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. М., 1994.
  4. Соловьева Н. А. Новые тенденции в освоении историко-культурных эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994.
  5. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992.
  6. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М., 1989.

 

Лекция 9. Тема: Английское Просвещение. Английский роман эпохи Просвещения. Основные этапы и представители.

План.

1. Специфика Английского Просвещения, его характер.

2. Английский роман раннего Просвещения. Роман Дефо как отражение оптимизма первого этапа английского Просвещения и прообраз просветительского романа в английской литературе XVIII века..

3. Творческий путь Джонотана Свифта. Роман «Путешествия Гулливера» как выражение разочарования в итогах английской революции.

4. Английский роман зрелого Просвещения: «эпос частной жизни» и «комический эпос».

Особенности английского Просвещения. Английская литература XVIII века. Основные периоды и представители. Жанр романа как магистральный жанр в литературе английского Просвещения. Дефо и его роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе Художественная функция точного, подробного, документального бытописания в романе. Белинский о романе. Ж.-Ж. Руссо о романе. Понятие робинзонады.

Свифт. Публицистика. «Сказка бочки» как сатира на религию и духовенство. Аллегория в сказке. «Путешествие Гулливера» как сатирическое, памфлетное изображение социальной действительности. Политические и философские взгляды писателя. Йеху в романе, взгляд автора на исторический прогресс. Гуингмы и проблема «естественного» человека. Роман Свифта и жанр памфлета. Гротеск в романе и его художественные функции.

Английский роман зрелого Просвещения. Две линии роазвития романа: эпос частной жизни и комический эпос. Ричардсон. Антидворянская направленность его романов. Прославление нравственных добродетелей простолюдина. Вклад в повествовательную прозу. Отход от событийности повествования к детальному описанию душевной жизни героев.

Фильдинг как создатель английского реалистического романа. Отзывы о нем Байрона, Вальтера Скотта, Теккерея. Фильдинг как сатирик, драматург, публицист. Полемика с Ричардсоном и роман «Джозеф Эндрюс». Протест против абстрактного морализирования Ричардсона. «История Тома Джонса, найденыша» как реалистическая картина социальной действительности Англии ХУШ века. Просветительский гуманизм Фильдинга. Юмор и сарказм. Сюжет, композиция романа. Положительный герой Фильдинга.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Знать определение жанра романа. Иметь представление об эволюции романного жанра в литературе XVIII века.

2. Прочитать и законспектировать в читательский дневник содержание произведений, выносимых на экзамен.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Чернозёмова Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. – М., 1998.

5. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004.

Дополнительная литература

 

1. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.

2. Дубашинский И. А. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. – М., 1969.

3. История английской литературы: В 3 т. – М., 1943 – 1945. – Т. 1 (вып. 1, 2).

4. Кеттл А. Введение в историю английского романа. – М., 1966.

5. Маршова Н. М. Шеридан. М., 1978.

6. Муравьёв В. С. Путешествие с Гулливером. – М., 1972. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Д. Свифта. М., 1986.

7. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М., 1986.

8. Роджерс П. Генри Филдинг. М., 1984.

 

 

Лекция 10. Тема: Сентиментализм в английской литературе. Английский сентименталистский роман.

План.

1. Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе.

2. Английский сентиментализм: специфика, философские, социальные и политические предпосылки возникновения. Основные этапы.

3. Сентименталисткий роман в английской литературе. Творчество Лоренса Стерна.

 

Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе. Политический демократизм сентименталистов. Прославление обездоленного и угнетенного человека. Культ чувства, культ природы. Антиурбанистические мотивы. Идеализиция деревни и патриархальной старины. Сентиментальная критика капитализма. Меланхолическая окраска поэзии сентименталистов. Лирика Голдсмита, Т. Грея, Э. Юнга. Сентименталистский роман. Роман Стерна «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена» как художественное воплощение теории субъективного идеализма. Стерн как провозвестник традиций модернисткого романа XX века. Противопоставление чувства и разума, мира восприятия и мира рационального. Отражение этого в стиле писателя, в выборе им художественных средств. Роль Стерна в подготовке психологического романа Х1Х века.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

  1. Знать определение и сущностные черты сентиментализма как литературного направления.
  2. Прочитать и законспектировать в читательский дневник содержание произведений, выносимых на экзамен.

3. Иметь представление о специфике западноевропейского сентиментализма в сравнении с русским.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие". М., 1988.

2. Васильева Т. Александр Поп и его политическая сатира. Кишинев, 1979.

3. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

4. Сидорченко Л. В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти ХVIII века. – СПб., 1992.

5. Чернозёмова Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. – М., 1998.

6. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004.

7. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992

8. Шайтанов И. О. Мыслящая муза: “Открытие природы” в поэзии ХVIII века. – М., 1989.

Дополнительная литература:

 

1. История английской литературы: В 3 т. – М., 1943 – 1945. – Т. 1 (вып. 1, 2).

2. Нарский И. С. Пути английской эстетики XVIII века // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982.

3. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988

 

Лекция 11. Тема: Литература французского Просвещения. Первый этап французского Просвещения. Творчество Вольтера.

План.

1. Особенности французского Просвещения.

2. Первый этап французского Просвещения. Жанр философской повести в творчестве Вольтера.

Кризис феодализма во Франции ХVIII века и отражение этого кризиса в литературе. Литература рококо как выражение дворянского декаданса в культуре. Мотивы эротики, изящного гедонизма. Декоративность изобразительной образной системы поэтов рококо (Э.Парни).

Историческая миссия французских просветителей. Монтескье – зачинатель французского Просвещения. Критика абсолютизма в «Персидских письмах» Эпистолярная форма романа. Приемы раскрытия политической темы. Теория «естественного» человека и ее раскрытие средствами романа. Отражение действительности через восприятие «дикаря», иностранца, наивного человека (прием «освежения восприятий»).

Вольтер. Социальные, политические, философские взгляды Вольтера. Статья А.Пушкина о Вольтере. Теория просвещенного абсолютизма. Критика феодализма и церкви. «Храм вкуса» – литературный манифест Вольтера. Театр Вольтера. Художественные приемы в философских повестях Вольтера («Кандид», «Простодушный», «Задиг»): своеобразие построения сюжета, фантастика, аллегория, гротеск, характеры.. Язык философской повести, иронический подтекст фразы. Мотивы народного фарса в философской повести Вольтера. Вольтер как ученый и историк. Интерес к России.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

  1. Иметь представление о специфике французского Просвещения, его отличии от Просвещения других европейских стран.
  2. Иметь представление о важнейших направлениях философской мысли исследуемого периода.
  3. Прочитать повесть Вольтера «Кандид, или Оптимизм», законспектировать ее содержание в читательский дневник.

 

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

 

1. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

2. Кирнозе З. И., Пронин В. Н. Практикум по истории французской литературы. –М., 1991.

3. Штейн А. Л., Черневич М. Н., Яхонтова М. А. История французской литературы. – М., 1988.

4. Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

Дополнительная литература:

 

1. Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М., 1985.

2. Кузнецов В. Н. Вольтер. М., 1978.

3. Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения // Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1984.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.049 с.)