Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Ренессансный реализм в литературе XVII века. Драматургия Лопе де Вега карпьо.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План. 1. Своеобразие социально-политического и культурно-исторического развития Испании в начале XVII века. 2. Ренессансный реализм и творчество Лопе де Вега. Драма «Фуэнте Овехуна» как шедевр народно-героической драмы в творчестве Лопе де Вега.
Историческая судьба Испании. Историческая, социокультурная специфика Испании в XVII веке. Особенности испанского абсолютизма, замедленная и затрудненная централизация страны в этот период. Процесс Контрреформации как выражение глубокой политической, социально-экономической деградации испанского общества, особенно трудно вступающего в Новое время. Утрата Испанией политического престижа в Европе, ориентация на изоляцию страны от влияния извне. Усиление роли католической церкви в испанском обществе, контроль иезуитов над идеологической, культурной жизнью Испании XVII столетия. Торможение научной революции, испанские университеты как оплот схоластики, прикладной характер научных изысканий этого периода. ХVII столетие – «золотой век» искусства Испании. Испанская драматургия XVII века. Театр Лопе де Веги (1562-1635). Эстетические взгляды Лопе де Вега: дискуссионные проблемы поэтики и стиля. Особенности основных этапов творчества писателя. Жанровая классификация его театра. Типы комедий Лопе де Веги. «Фуэнте Овехуна». Героическая драма «Фуэнте Овехуна». Исторический факт и его театральное воплощение. Специфика конфликта драмы и этапы его развития. Роль народных сцен в пьесе. Комедия в творчестве Лопе де Веги и ее жанровое своеобразие («Собака на сене»). Специфика комедийной интриги, соотношение амплуа и характера. Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции: 1. Ознакомиться с биографией Лопе де Вега. 2. Прочитать народно-героическую драму «Овечий источник». 3. Законспектировать в читательском дневнике сюжет драмы. 4. Усвоить терминологический минимум, приведенный в лекции.
Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.
Основная рекомендуемая литература: 1. Багно Вс. Миф об отвоеванном королевстве // Лопе да Вега. Великий князь Московский. М., 1999. 2. Плавскин З. И. Испанская литература ХVII – ХIХ века. – М., 1978.
Дополнительная литература 1. История западноевропейского театра: В 8 т. / Под общ. Ред. С. С. Мокульского. – М., 1956. – Т. 1. 2. Плавскин З. И. Лопе де Вега. М., 1960. 3. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература ХХ века. М., 1988.
Лекция 4. Тема: Барокко в литературе и искусстве. Испанское барокко: драматургия, поэзия, проза. План: 1. Испания XVII века и формирование барочной картины мира. 2. Поэзия испанского барокко. Культеранизм Гонгоры как «темный» стиль. Консептизм Кеведо как образец «трудного» стиля. 3. Барочная проза. «Низовое барокко» Кеведо. Жанр плутовского романа в испанской литературе XVII века. 4. Драматургия испанского барокко. Философская драма П. Кальдерона. «Жизнь есть сон» как образец барочной драмы.
Испания XVII века. Сложное взаимодействие процессов общественно-политического упадка и расцвета искусства и литературы в Испании. Понятие «Золотого века» испанской литературы и его хронологические рамки. Постепенный переход испанской культуры от Возрождения к XVII веку и особенно выразительный контраст между ними, запечатленный в художественном мироощущении писателей переходного этапа (Сервантес, Лопе де Вега, М. Алеман). Барокко как ведущее литературное направление в Испании и его специфика: доминирующие мотивы разочарования, смятения, иллюзорности жизни, мрачно-пессимистический колорит, стилевые приемы метафорически-изощренной «зашифровки» действительности. Трактаты Грасиана и Тезауро как манифесты барокко: понятие «острого ума» Поэзия испанского барокко. Культизм как «темный стиль».Поэзия Луиса де Гонгоры, ее тематика и жанрово-стилевое своеобразие. Метафоризм и словесно-образная многозначность, интеллектуализм и живописность. Поэтическая школа Гонгоры. Консептизм Ф. Кеведо как «трудный стиль» поэзии и прозы. Жажда запечатлеть сложные смыслы действительности посредством слова: гротескно-сатирическая поэзия, памфлеты. Консептизм как утонченная игра понятиями Драматургия испанского барокко. Творчество Кальдерона как центральное художественное явление испанского театра XVII века. Периодизация творчества драматурга и жанровые модификации его пьес (комедии интриги, «драмы чести», философско-религиозные драмы, ауто). Особенности комедийного творчества Кальдерона: соотношения характеров и интриги, «кальдероновы ходы», их роль в сюжетном развитии («Дама-Привидение»). Художественное воплощение идеи чести в драмах Кальдерона. «Стойкий принц» как драма чести и как философско-религиозная драма. «Жизнь есть сон» как лучшая философско-религиозная пьеса Кальдерона и яркое проявление поэтики барокко. Обобщающе-метафорический смысл заглавия произведения. Своеобразие решения традиционной, идущей от средневековья темы «жизни-сна» в барочном художественном видении. Проблема свободы воли в драме Кальдерона и ее роль в развитии основного конфликта пьесы. Барочные и классицистические тенденции в трактовке роли разума. Специфика художественной трансформации исторического материала в философской драме Кальдерона. Проблематика и поэтика драмы Кальдерона Жанровое многообразие. Мистерии. Философские драмы. «Поклонение кресту». «Жизнь есть сон» как барочная драма. А.С.Пушкин об образной системе Кальдерона. А.С.Пушкин о «поэтической дерзости Кальдерона». Аллегория в драматургии Кальдерона. Роль философской абстракции. Сюжет и характеры. Язык персонажей.
Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции: 1. Самостоятельно освоить вопрос № 3. 2. Ознакомиться с биографией Кальдерона. 3. Прочитать драму Кальдерона «Жизнь есть сон». Законспектировать ее содержание в читательском дневнике. 4. Читать наизусть и уметь анализировать сонет Гонгоры «Пока руно волос течет».
Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.
Основная рекомендуемая литература: 1. Кальдерон П. дела Б. Жизнь есть сон. Пер. К. Бальмонта // Кальдерон П. дела Б. Драмы. В 2 кн. Кн. 2. М., 1989. 2. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004. 3. Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.
Дополнительная литература 1. Плавскин З. И. Испанская литература ХVII – ХIХ века. – М., 1978 2. Хрестоматия по зарубежной литературе ХVIII века. В 2 т. / Сост. Проф. Б. И. Пуришев и др. – М., 1970 – 1973.
Лекция 5. Тема: Английское барокко. Метафизическая поэзия Джона Донна. План: 1.Англия XVII века. Елизаветинские традиции в английской литературе. Основные факторы, определившие своеобразие английского барокко. 2. Жизненный и творческий путь Джона Донна, его поэтическое новаторство.
Особенности социально-политического развития Англии в XVII веке. Взаимосвязь политических и религиозных конфликтов. Английская революция 1648–1649 гг., ее воздействие на социокультурную атмосферу в Англии и – шире – в Западной Европе. Сущность и функции английского пуританизма, его роль в идейно-эстетическом контексте эпохи. Этико-политический характер пуританизма как основа его широкого распространения в Англии. Пуританство и литература, пуританство и театр. Особенности английского абсолютизма XVII столетия и закономерности его кризиса. Развитие философии в Англии как важный фактор культурной жизни страны. Особенности перехода к новой эпохе от позднего английского Возрождения, «наложение» друг на друга литературных явлений позднего Возрождения и XVII века. Роль шекспировских традиций в становлении литературы нового этапа.
Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции: 1. Чтение наизусть (на выбор). 2. Прочитать «Большую элегию Джону Донну» И. Бродского и ответить на вопросы: · Какие этапы в расширении взгляда на мир вы можете вычленить в стихотворении? · Сколько планов вы можете вычленить в элегии? · Как, по мысли Бродского, можно добиться единства «разорванного» мира? · Как на этот вопрос отвечал сам Донн?
Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.
Основная рекомендуемая литература: 1. Английская литература первой половины XVII века / Под ред. А. Н. Горбунова. М., 1989. 2. Бродский И. «Большая элегия Джону Донну» // Бродский И. Остановка в пустыне. СПб, 200. 3. Донн Дж. Стихотворения. Л., 1973. 4. Донн Дж. Избранное / Пер., предисл., коммент. Г. Кружкова. М. 1994 5. Европейская поэзия XVII вепка. М. 1997 6. Колесо Фортуны: Из европейской поэзии XVII в. М., 1989. Дополнительная литература: 1. Ганин В. Н. Донн // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1997. Ч. 1. С. 293-294. 2. Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1990. 3. Нестеров А. К последнему пределу: Джон Донн: портрет на фоне эпохи // Лит. Обозрение1997. № 5. С. 12-26. 4. Шайтанов И. О. Уравнение с двумя неизвестными: Поэты-метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. 1998. Вып. 6. С. 3-39.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.009 с.) |