Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Ренессансный реализм в литературе XVII века. Драматургия Лопе де Вега карпьо.

Поиск

План.

1. Своеобразие социально-политического и культурно-исторического развития Испании в начале XVII века.

2. Ренессансный реализм и творчество Лопе де Вега. Драма «Фуэнте Овехуна» как шедевр народно-героической драмы в творчестве Лопе де Вега.

 

Историческая судьба Испании. Историческая, социокультурная специфика Испании в XVII веке. Особенности испанского абсолютизма, замедленная и затрудненная централизация страны в этот период. Процесс Контрреформации как выражение глубокой политической, социально-экономической деградации испанского общества, особенно трудно вступающего в Новое время. Утрата Испанией политического престижа в Европе, ориентация на изоляцию страны от влияния извне. Усиление роли католической церкви в испанском обществе, контроль иезуитов над идеологической, культурной жизнью Испании XVII столетия. Торможение научной революции, испанские университеты как оплот схоластики, прикладной характер научных изысканий этого периода. ХVII столетие – «золотой век» искусства Испании.

Испанская драматургия XVII века. Театр Лопе де Веги (1562-1635). Эстетические взгляды Лопе де Вега: дискуссионные проблемы поэтики и стиля. Особенности основных этапов творчества писателя. Жанровая классификация его театра. Типы комедий Лопе де Веги. «Фуэнте Овехуна». Героическая драма «Фуэнте Овехуна». Исторический факт и его театральное воплощение. Специфика конфликта драмы и этапы его развития. Роль народных сцен в пьесе. Комедия в творчестве Лопе де Веги и ее жанровое своеобразие («Собака на сене»). Специфика комедийной интриги, соотношение амплуа и характера.
Драматурги «школы Лопе де Веги» (Аларкон, Тирсо де Молина). Школа Лопе де Веги. Разрушение ренессансного реализма в литературе XVII века: ренессансное, маньеристическое, барочное в драматургии Лопе де Веги.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Ознакомиться с биографией Лопе де Вега.

2. Прочитать народно-героическую драму «Овечий источник».

3. Законспектировать в читательском дневнике сюжет драмы.

4. Усвоить терминологический минимум, приведенный в лекции.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Багно Вс. Миф об отвоеванном королевстве // Лопе да Вега. Великий князь Московский. М., 1999.

2. Плавскин З. И. Испанская литература ХVII – ХIХ века. – М., 1978.

 

Дополнительная литература

1. История западноевропейского театра: В 8 т. / Под общ. Ред. С. С. Мокульского. – М., 1956. – Т. 1.

2. Плавскин З. И. Лопе де Вега. М., 1960.

3. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература ХХ века. М., 1988.

 

Лекция 4. Тема: Барокко в литературе и искусстве. Испанское барокко: драматургия, поэзия, проза.

План:

1. Испания XVII века и формирование барочной картины мира.

2. Поэзия испанского барокко. Культеранизм Гонгоры как «темный» стиль. Консептизм Кеведо как образец «трудного» стиля.

3. Барочная проза. «Низовое барокко» Кеведо. Жанр плутовского романа в испанской литературе XVII века.

4. Драматургия испанского барокко. Философская драма П. Кальдерона. «Жизнь есть сон» как образец барочной драмы.

 

Испания XVII века. Сложное взаимодействие процессов общественно-политического упадка и расцвета искусства и литературы в Испании. Понятие «Золотого века» испанской литературы и его хронологические рамки. Постепенный переход испанской культуры от Возрождения к XVII веку и особенно выразительный контраст между ними, запечатленный в художественном мироощущении писателей переходного этапа (Сервантес, Лопе де Вега, М. Алеман). Барокко как ведущее литературное направление в Испании и его специфика: доминирующие мотивы разочарования, смятения, иллюзорности жизни, мрачно-пессимистический колорит, стилевые приемы метафорически-изощренной «зашифровки» действительности. Трактаты Грасиана и Тезауро как манифесты барокко: понятие «острого ума»

Поэзия испанского барокко. Культизм как «темный стиль».Поэзия Луиса де Гонгоры, ее тематика и жанрово-стилевое своеобразие. Метафоризм и словесно-образная многозначность, интеллектуализм и живописность. Поэтическая школа Гонгоры. Консептизм Ф. Кеведо как «трудный стиль» поэзии и прозы. Жажда запечатлеть сложные смыслы действительности посредством слова: гротескно-сатирическая поэзия, памфлеты. Консептизм как утонченная игра понятиями Драматургия испанского барокко. Творчество Кальдерона как центральное художественное явление испанского театра XVII века. Периодизация творчества драматурга и жанровые модификации его пьес (комедии интриги, «драмы чести», философско-религиозные драмы, ауто). Особенности комедийного творчества Кальдерона: соотношения характеров и интриги, «кальдероновы ходы», их роль в сюжетном развитии («Дама-Привидение»). Художественное воплощение идеи чести в драмах Кальдерона. «Стойкий принц» как драма чести и как философско-религиозная драма. «Жизнь есть сон» как лучшая философско-религиозная пьеса Кальдерона и яркое проявление поэтики барокко. Обобщающе-метафорический смысл заглавия произведения. Своеобразие решения традиционной, идущей от средневековья темы «жизни-сна» в барочном художественном видении. Проблема свободы воли в драме Кальдерона и ее роль в развитии основного конфликта пьесы. Барочные и классицистические тенденции в трактовке роли разума. Специфика художественной трансформации исторического материала в философской драме Кальдерона. Проблематика и поэтика драмы Кальдерона Жанровое многообразие. Мистерии. Философские драмы. «Поклонение кресту». «Жизнь есть сон» как барочная драма. А.С.Пушкин об образной системе Кальдерона. А.С.Пушкин о «поэтической дерзости Кальдерона». Аллегория в драматургии Кальдерона. Роль философской абстракции. Сюжет и характеры. Язык персонажей.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Самостоятельно освоить вопрос № 3.

2. Ознакомиться с биографией Кальдерона.

3. Прочитать драму Кальдерона «Жизнь есть сон». Законспектировать ее содержание в читательском дневнике.

4. Читать наизусть и уметь анализировать сонет Гонгоры «Пока руно волос течет».

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Кальдерон П. дела Б. Жизнь есть сон. Пер. К. Бальмонта // Кальдерон П. дела Б. Драмы. В 2 кн. Кн. 2. М., 1989.

2. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004.

3. Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.

 

 

Дополнительная литература

1. Плавскин З. И. Испанская литература ХVII – ХIХ века. – М., 1978

2. Хрестоматия по зарубежной литературе ХVIII века. В 2 т. / Сост. Проф. Б. И. Пуришев и др. – М., 1970 – 1973.

 

 

Лекция 5. Тема: Английское барокко. Метафизическая поэзия Джона Донна.

План:

1.Англия XVII века. Елизаветинские традиции в английской литературе. Основные факторы, определившие своеобразие английского барокко.

2. Жизненный и творческий путь Джона Донна, его поэтическое новаторство.

 

Особенности социально-политического развития Англии в XVII веке. Взаимосвязь политических и религиозных конфликтов. Английская революция 1648–1649 гг., ее воздействие на социокультурную атмосферу в Англии и – шире – в Западной Европе. Сущность и функции английского пуританизма, его роль в идейно-эстетическом контексте эпохи. Этико-политический характер пуританизма как основа его широкого распространения в Англии. Пуританство и литература, пуританство и театр. Особенности английского абсолютизма XVII столетия и закономерности его кризиса. Развитие философии в Англии как важный фактор культурной жизни страны. Особенности перехода к новой эпохе от позднего английского Возрождения, «наложение» друг на друга литературных явлений позднего Возрождения и XVII века. Роль шекспировских традиций в становлении литературы нового этапа.
Английская поэзия XVII века. Феномен Донна, его жизненный и творческий путь, его эволюция от ренессансно-маньеристических ранних стихотворений к барочной лирике. Трактовка человека и мира, специфика метафорической образности, экспрессивность стиля, усложненность ритма в стихотворениях Донна. Новаторство Донна. Гротеск и философичность в художественном мире лирике Донна. Поэзия «метафизиков», ее связь с донновской поэтической традицией.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Чтение наизусть (на выбор).

2. Прочитать «Большую элегию Джону Донну» И. Бродского и ответить на вопросы:

· Какие этапы в расширении взгляда на мир вы можете вычленить в стихотворении?

· Сколько планов вы можете вычленить в элегии?

· Как, по мысли Бродского, можно добиться единства «разорванного» мира?

· Как на этот вопрос отвечал сам Донн?

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Английская литература первой половины XVII века / Под ред. А. Н. Горбунова. М., 1989.

2. Бродский И. «Большая элегия Джону Донну» // Бродский И. Остановка в пустыне. СПб, 200.

3. Донн Дж. Стихотворения. Л., 1973.

4. Донн Дж. Избранное / Пер., предисл., коммент. Г. Кружкова. М. 1994

5. Европейская поэзия XVII вепка. М. 1997

6. Колесо Фортуны: Из европейской поэзии XVII в. М., 1989.

Дополнительная литература:

1. Ганин В. Н. Донн // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1997. Ч. 1. С. 293-294.

2. Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1990.

3. Нестеров А. К последнему пределу: Джон Донн: портрет на фоне эпохи // Лит. Обозрение1997. № 5. С. 12-26.

4. Шайтанов И. О. Уравнение с двумя неизвестными: Поэты-метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. 1998. Вып. 6. С. 3-39.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.009 с.)