Занятие 4. Роман Дж. Свифта «путешествия Гулливера». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Роман Дж. Свифта «путешествия Гулливера».



Вопросы:

  1. История создания романа.
  2. Тема и идея произведения. Критика современной писателю Англии и всех социально-политических институтов.
  3. Своеобразие повествовательной манеры Свифта (повествование от первого лица; роль правдоподобных описаний и философских отступлений; герой как выразитель авторской точки зрения).
  4. Приемы сатирической типизации в романе Свифта:

а) прием мистификации (видимость соблюдения фактической точности: имена, даты, географическая карта, «портретное сходство» в описании фантастического мира);

б)сопоставление размеров (лилипуты в 12 раз меньше, а великаны в 12 раз больше Гулливера; ироническая последовательность этого сопоставления);

в) прием противопоставления (мир «чистой науки», остров Лапута глазами «разумного» наблюдателя Гулливера);

г) иронический комментарий, сарказм, ирония в описаниях Гулливера;

д) ситуация «третий лишний» в 4 части романа.

  1. Роман Свифта как философская аллегория.
  2. Традиции свифтовской фантастики в последующем развитии литературы.

 

Основная литература:

  1. Декс, Пьер. Семь веков романа. М. 1974
  2. Кеттл, Арнольд. Введение в историю английского романа. М.: Прогресс, 1970.
  3. Литературная Энциклопедия терминов и понятий. М.2002.
  4. Муравьев B.C. Путешествие с Гулливером. М. Книга, 1972.
  5. Свифт. Дж. «Путешествия Гулливера».
  6. Проблемы Просвещения в мировой литературе. Сб. статей. М. 1970.
  7. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М. 1973.

 

Дополнительная литература:

  1. Елистратова А. А. Английский роман Эпохи Просвещения. М., 1966.
  2. Реализм 18 века на Западе. Сб. статей. Под ред. Ф.П. Шиллера. М. 1936.

Задания:

1. Прочитайте роман в полном объеме.

2. Уясните категориальный аппарат (сатира, ирония, аллегория, памфлет, гипербола, литота, мистификация).

3. Подготовьте тезисы ответов на вопросы плана.

 

Тест:

1. Прием соотносительной математической пропорции в романе Свифта основан на игре с числом:

а) 12

b) 3

c) 13

d) 33

e) 9

 

2. Летающий остров, на который попадает Гулливер в третьей части романа, называется:

a) Лапута

b) Бальнибарби

c) Бробдингнег

d) Лилипутия

e) Глабдобдриб

 

3.Струльбруги – это:

a) бессмертные

b) высшая каста в стране великанов

c) высший чин при дворе императора в Лилипутии

d) народ Блефуску

e) духи великих людей, которых вызывает Гулливер

 

4. Флимнамп занимает должность

a) премьер-министра Лилипутии

b) премьер-министра Бробдингнега

c) казначея Лапуты

d) казначея Бальнибарби

e) премьер-министра Глабдобдбриба

 

5. Император Лилипутии выше своих подданных на

a) ноготь

b) палец

c) 30 сантиметров

d) полметра

e) метр

 

6. Лилипуты называют Гулливера

a) человек-гора

b) Грильдриг

c) феноменом

d) переростком

e) чудо-человеком

 

7. Роман Свифта закладывает традицию

a) социально-философского романа в литературе XX века

b) романа-робинзонады

c) лиро-эпической поэмы

d) сентиментального романа

e) научно-фантастического романа в литературе XX века

 

 

Занятие 5, 6, 7. Трагедия Гете «Фауст» как вершина немецкого Просвещения.

Вопросы:

1. История создания трагедии.

2. Композиция. Значение и место Прологов в трагедии (композиционная роль Прологов; выражение в Театральном Прологе эстетических взглядов Гете; идейный смысл Пролога на небесах и отражение в нем основной проблематики произведения).

3. Путь исканий Фауста. Фауст и Маргарита.

4. Мефистофель и диалектика познания. Мефистофель как единство противоположностей в философской символике трагедии. Положительный элемент в скептическом критицизме Мефистофеля.

5. Художественные портреты Фауста, Мефистофеля и Маргариты.

6. Вторая часть трагедии. Фауст и идея творческой личности; Фауст-бунтарь, борец против косности и рутины в науке. Фауст и античный культ красоты (Елена). Фауст - строитель идеального общества.

7. Философская аллегория в «Фаусте». Гете и романтизм. Античные и средневековые реминисценции.

8. Литературные герои Гете в искусстве. Пушкинская обработка легенды о Фаусте.

9. Гете и XX век.


Основная литература:

  1. 1.Аникст А.А. «Фауст» Гете. Книга для учителя - М.,1980 Гете И.В. Фауст. Трагедия в 2-х частях (любое издание)
  2. Волков И.ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. - М., 1972.
  3. Жирмунский В.М. Очерки истории классической немецкой литературы. - Л., с.466-479.
  4. История немецкой литературы. Т. 1-2, -М. 1962.
  5. Тургенев И.С. «Фауст», трагедия. Сочинение Гете. //Тургенев И.С. ПСС в 12 тт., т.11.-М., 1958.
  6. Энциклопедия литературных терминов и понятий. М.2002.

 

Дополнительная литература:

1. Марло К. Сочинения. М., 1964.

2. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / Пер. С нем. М., 1981.

Задание:

1. Прочитайте текст произведения в полном объеме.

2. Обратите внимание на характеристику развития немецкой культуры в ХVШ веке.

3. Уясните понятия «вечные образы», философская аллегория.

4. Сделайте тезисы ответов на вопросы плана.

5. Обратите внимание на то, как в тексте трагедии продолжают свое движение и развитие все линии, намеченные в Прологах. Поэт - высокая поэзия, порыв Фауста к Елене; Комический актер - это насмешка, озорство и плутовство Мефистофеля. Директор театра - это просторы мирового театра, а также пестрый реквизит театрального действия (небесные светила, огонь, вода, скалы, звери, птицы).

6. Знать переводчиков трагедии, уметь различать тексты разных переводчиков.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Литературные обработки образа Фауста.

2. Музыкальные обработки сюжета о Фаусте. Опера Гуно «Фауст».

3. Оратория А. Шнитке по народным книгам о докторе Фаусте.

4. Легенда о Фаусте в литературе XX века.

 

 

Тест:

1. Погребок Ауэрбаха находился в

a) Лейпциге

b) Франкфурте-на-Майне

c) Бремене

d) Гейдельберге

e) Иене

2 Кому принадлежат слова: «Ябогословьем овладел, / Над философией корпел, / Юриспруденцию долбил / И медицину изучил. / И все же я при всем при том / Был и остался дураком» (Пер.)

a) Фаусту

b) Вагнеру

c) Мефистофелю

d) Духу земли

e) Гомункулу

3 В образе Эвфориона Гете изобразил

a) Байрона

b) Шелли

c) Китса

d) Саути

e) Вордсворта

4 В Прологе на театре излагают свои точки зрения на искусство

a) директор театра, комический актер, поэт

b) режиссер, трагический актер, поэт

c) поэт, драматург, оператор

d) сценарист, писатель, комический актер

e) директор театра, сценограф, композитор

 

5 Кому принадлежат эти слова: «Божок вселенной, / Человек таков, / Каким и был он / Испокон веков. / Он лучше б жил чуть-чуть, / Не озари / Его ты божьей искрой изнутри. / Он эту искру разумом зовет / И с этой искрой скот-скотом живет» (Пер.)

a) Мефистофелю

b) Фаусту

c) архангелу Гавриилу

d) Вагнеру

e) Гомункулу

 

6 Продолжите фразу: «Остановись, мгновенье! / Ты …»

a) прекрасно

b) ужасно

c) опасно

d) чудесно

e) прелестно

 

7 Эпиграфом к трагедии Гете «Фауст» служат слова:

a) «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо»

b) «Мгновение, повремени»

c) «Нет повести печальнее на свете…»

d) «Любовь, что движет солнца и планеты…»

c) «Быть иль не быть? Вот в чем вопрос…»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.016 с.)