Лекция 12. Деятельность энциклопедистов. Творчество Д. Дидро. Философия руссоизма в творчестве Руссо. Трилогия Бомарше о Севильском цирюльнике как завершающий этап французского Просвещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 12. Деятельность энциклопедистов. Творчество Д. Дидро. Философия руссоизма в творчестве Руссо. Трилогия Бомарше о Севильском цирюльнике как завершающий этап французского Просвещения.



План.

1. Второй этап французского Просвещения. Творчество писателей-энциклопедистов.

2. Формирование философии руссоизма в творчестве Руссо.

3. Заключительный этап французского Просвещения. Новаторство драматургии Бомарше.

 

Второй этап французского Просвещения. Дидро и «Энциклопедия». Дидро как теоретик искусства: «Салоны», «О драматической литературе», «Парадокс об актере». Социально-политическая и философская основа эстетики Дидро. Материализм и демократизм. «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» – развернутая картина жизни феодального общества, критика нравственного упадка. Своеобразие философской повести Дидро по сравнению с Монтескье и Вольтером. Использование эпистолярной формы («Монахиня») и философского диалога («Племянник Рамо»). Театр Дидро: «Побочный сын» и «Отец семейства». Новый социальный тип в качестве героя драмы, признание права на чувство у бедняка. Социально-политический смысл театральной реформы. Интерес к России.

Жан - Жак Руссо, его социальные, политические и философские взгляды. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного человека» («Рассуждение о науках и искусствах»). «Общественный договор» – политическая программа Руссо. Педагогические идеи Руссо в романе «Эмиль». «Исповедь» Руссо как правдивая история формирования личности в условиях феодального общества. Место «Исповеди» в мемуарной литературе. «Новая Элоиза» и жанр сентиментального романа. Политическая и философская тема в романе. «Теория естественного человека» и ее раскрытие средствами романа. Поэтизация чувств, Культ природы. Теория чувств и эмоциональное письмо Руссо. Место Руссо в истории романтической литературы. Х1Х века.

Бомарше. Историческое значение комедий «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Образ Фигаро как образ положительного героя буржуазии периода борьбы за политическое господство. Образ Альмавивы как выражение нравственного разложения французского дворянства накануне революции. А.С.Пушкин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен о «Женитьбе Фигаро». Художественные особенности комедии. Комедия Бомарше и опера Моцарта и Россини.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Иметь представление о новаторстве Дидро в жанре философской повести и театре; выяснить значение комплекса «лишнего человека» в повести Дидро «Племянник Рамо»; поразмышлять о качестве эпохи энциклопедий.

2. Уяснить сущность руссоизма, ознакомиться по хрестоматии с трактатом Руссо «Рассуждение о науках и искусствах», выписать цитаты из него в читательский дневник.

Прочитать и законспектировать в читательский дневник высказывания Пушкина. Белинского. Герцена о пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро».

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная литература:

  1. Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.
  2. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. II.
  3. Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1960-х годов. Днепропетровск, 1996.
  4. Разумовская М. В. От "Персидских писем" до "Энциклопедии". Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994.
  5. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981.
  6. Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. – М., 1987.
  2. Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М., 1985.
  3. Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант //Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
  4. Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. – М., 1958.

5. Грандель Ф. Бомарше. – М., 1979.

  1. Длугач Т. Б. Дени Дидро. – М., 1975.
  2. История западноевропейского театра: В 8 т. / Под общ. Ред. С. С. Мокульского. – М., 1956. – Т. 1.
  3. Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975.
  4. Моруа А. ОТ Монтеня до Арагона. – М., 1983. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. – Л., 1981.
  5. Луков В. А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). – М., 1984.

 

Лекция 13. Тема: Литература немецкого Просвещения. Творчество Лессинга и первый период немецкого Просвещения.

План.

1. Специфика немецкого Просвещения.

2. Первый этап немецкого Просвещения и творчество Лессинга.

 

Положение Германии в XVIII столетии. Экономическая и политическая раздробленность страны. Слабость немецкой буржуазии, компромиссный характер ее борьбы с феодализмом.

Основные этапы немецкого Просвещения.

Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Идейное содружество Лессинга с французскими просветителями. Лессинг как теоретик искусства («Лаокоон», «Гамбургская драматургия»). Материалистический характер эстетики Лессинга. Драматургия Лессинга и ее значение для немецкого Просвещения.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Иметь представление о социально-политической, культурной и экономической жизни Германии XVIII века.

2. Прочитать драмы Лессинга, выносимые на экзамен, законспектировать их содержание в читательский дневник.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

 

1. Штейн А. Л. История немецкой литературы: Ч. 1. – М., 1999.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Лессинг и современность. М., 1981.
  2. Стадников Г. В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.
  3. Тройская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962.
  4. Тройская М. Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965.

 

Лекция 14. Тема: Литература «Бури и натиска».

 

План.

1. Эстетическая и политическая программа движения «Буря и натиск».

2. Творчество Гете как вершина немецкого Просвещения.

3. Творчество Шиллера и движение «Бури и натиска» в Германии.

 

Антифеодальный и антифилистерский смысл бунта штюрмеров. Индивидуализм в основе социального протеста штюрмеров (культ «гениальной личности»). Творчество Клингера, Шубарта, Штольберга, Бюргера. Гете и Шиллер периода «Бури и натиска».

Гете – великий национальный поэт. Лирика Гете периода «Бури и натиска». «Страдания юного Вертера» и немецкий сентиментализм.

Гете в Италии («Эгмонт», «Торквато Тассо»: философско-политические идеи этих произведений). Программа веймарского классицизма (Римские элегии», «Ифигения в Тавриде»). Баллады Гете. Западно-восточный диван и проблема синтеза Запада и Востока. Философский роман «Вильгельм Мейстер»: процесс духовного формирования личности художника; общественно полезная деятельность как смысл жизни; проблема идеальных социальных отношений.

Шиллер. Жизненный и творческий путь. Ранние драмы и движение «бури и натиска» («Разбойники», «Коварство и любовь»). Драма «Заговор Фиеско» (Образ республиканца Верины). Драма «Дон Карлос». Исторические труды Шиллера. Эстетические работы. Влияние на Шиллера философии Канта. Философские стихотворения и баллады. Трагедии «Валленштейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева». Этический пафос творчества Шиллера. Метод Шиллера. Переводы В.А. Жуковского.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Самостоятельно освоить вопросы, касающиеся переводов произведений Гете и Шиллера на русский язык. Знать имена переводчиков.

2. Поразмышлять над проблемой о роли «бурных гениев»в формировании романтической эстетики: новый тип личности, концепция природы, тип конфликта и т.д.

3. Чтение наизусть (на выбор).

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

  1. Бент М. "Вертер, мученик мятежный...". Биография одной книги. Челябинск, 1997.
  2. Гетевские чтения. 1991. М., 1991.
  3. Гетевские чтения. 1993. М., 1993.
  4. Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.
  5. Либинзон 3. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.
  6. Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.
  7. Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.
  8. Тураев С. В. "Дон Карлос" Шиллера: проблема власти // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.
  9. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004.

Дополнительная литература:

 

  1. Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер. М., 1984.
  2. Волгина Е. И. Эпические произведения Гете 1790-х годов. Куйбышев, 1981.
  3. Гетевские чтения. 1984. М., 1986.
  4. Гулыга А. В. Гердер. М., 1975.
  5. Данилевский Р. Ю. Виланд в русской литературе // От классицизма к романтизму. Л.,1970.
  6. Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982.
  7. Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.История западноевропейского театра: В 8 т. / Под общ. Ред. С. С. Мокульского. – М., 1956. – Т. 1.
  8. История западноевропейского театра: В 8 т. / Под общ. Ред. С. С. Мокульского. – М., 1956. – Т. 1.
  9. Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.013 с.)