Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ст. преподаватель Е. Ю. Пузырникова

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ филологический

КАФЕДРА мировой литературы

«УТВЕРЖДЕНО» на заседании

кафедры мировой литературы

«» 2009 г. протокол № __

Ст. преподаватель Е. Ю. Пузырникова

Учебно-методический комплекс

дисциплины

ДДП. Ф.13. «История зарубежной литературы»

Литература XVII-XVIII вв.

Курс, 3 семестр

Факультет филологический

Специальность 030601 «Журналистика»

Блок 4034 Цикл специальных дисциплин

Форма обучения: очная, заочная

 

РАЗРАБОТАН старшим преподавателем кафедры мировой литературы

Пузырниковой Е. Ю.

 

Оренбург, 2009

Содержание

1. Государственный образовательный стандарт по дисциплине    
2. Программа дисциплины.    
  2.1. Пояснительная записка    
    2.1.1. Цели и задачи дисциплины    
    2.1.2. Требования к уровню подготовки абитуриента по дисциплине    
    2.1.3. Место дисциплины в учебном процессе    
    2.1.4. Методики и технологии изучения дисциплины;    
    2.1.5. Интеграция с другими науками, дисциплинами специальности;    
    2.1.6. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.    
    2.1.7. Семестры и виды отчетности по семестрам.    
  2.2. Содержание дисциплины (по разделам и темам)    
  2.2.1. Раздел 1. Литература XVII века    
      Тема 1. Введение. XVII век как культурно-исторический феномен. Своеобразие литературного развития в ХVII веке. Основные литературные течения XVII века    
      Тема 2. Ренессансный реализм в литературе XVII века.    
      Тема 3. Барокко литературе XVII века.    
      Тема 4. Классицизм в литературе XVII века. Французский классицизм. Драматургия французского классицизма. Корнель. Творчество Расина.    
  2.2.2. Раздел 2. Литература эпохи Просвещения    
        Тема 1. Литература ХVIII века. Понятие о Просвещении.    
      Тема 2. Английское Просвещение. Английский роман эпохи Просвещения. Основные этапы и представители. Сентиментализм в английской литературе. Английский сентименталистский роман.    
      Тема 3. Литература французского Просвещения.    
      Тема 4. Литература немецкого Просвещения    
  2.5. Планы лекционных занятий и учебно-методические материалы к ним    
      Лекция 1. Введение. Новое время как культурно-исторический феномен. XVII век в мировом литературном развитии.    
      Лекция 2. Своеобразие литературного развития в ХVII веке. Основные литературные направления.    
      Лекция 3. Ренессансный реализм в литературе XVII века. Драматургия Лопе де Вега Карпьо.    
      Лекция 4. Барокко в литературе и искусстве. Испанское барокко: драматургия, поэзия, проза.    
      Лекция 5. Английская версия барокко. Метафизическая поэзия Джона Донна.    
      Лекция 6. Классицизм в литературе XVII века. Французский классицизм.    
      Лекция 7. Драматургия французского классицизма. Корнель. Творчество Расина.    
      Лекция8.Литература ХVIII века. Понятие о Просвещении. Основные литературные направления.    
      Лекция 9. Английское Просвещение. Английский роман эпохи Просвещения. Основные этапы и представители.    
      Лекция 10. Сентиментализм в английской литературе. Английский сентименталистский роман.    
      Лекция 11. Литература французского Просвещения. Первый этап французского Просвещения. Творчество Вольтера.    
      Лекция 12. Деятельность энциклопедистов. Творчество Д. Дидро. Философия руссоизма в творчестве Руссо. Трилогия Бомарше о Севильском цирюльнике как завершающий этап французского Просвещения.    
      Лекция 13. Литература немецкого Просвещения. Творчество Лессинга и первый период немецкого Просвещения. Лекция 14. Литература «Бури и натиска».    
      Лекция 15. Предромантизм в литературе XVIII века.    
  2.6. Планы практических занятий и учебно-методические материалы к ним    
      Занятие 1. «Высокая комедия» Мольера и разрушение классицистической эстетики. Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» как образец «высокой комедии»    
      Занятие 2. Жанр басни в творчестве Жана де Лафонтена.    
      Занятие 3. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» как прообраз английского просветительского романа    
      Занятие 4. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»    
      Занятие 5. Трагедия Гете «Фауст» как вершина немецкого Просвещения.    
      Занятие 6. Своеобразие итальянской драматургии XVIII века. Творческий спор Карло Гоцци и Карло Гольдони.    
  2.7. Задания для самостоятельной работы (КСР) реферат, наизусть, собеседование по содержанию текста    
  2.8. Формы и содержание контроля за усвоением знаний    
    2.8. 1. Контрольные вопросы, тесты, контрольно-измерительные материалы    
    2.8.1.1. Критерии оценки результатов освоения дисциплины по КИМам: с Фабрикантовой    
    2.8.2. Вопросы к зачетам, экзаменам    
    2.8.3. Экзаменационные билеты    
    2.8.4. Критерии оценки результатов освоения дисциплины на зачете или экзамене.    
  2.9. Темы курсовых, выпускных квалификационных и дипломных работ и требования к ним. 10-15 тем    
    2.9.1. Темы курсовых работ и требования к ним    
    2.9.2. Темы выпускных квалификационных работ и требования к ним    
3. Лист согласования рабочей программы    
4. Дополнения и изменения в рабочей программе на 200__/200__ уч.г.    
       
       
                 

 

1. Госстандарт специальности 032900 «Русский язык и литература»

Код по ГОС ВПО Название дисциплины и дидактическое содержание Трудоемкость по ГОС ВПО  
ДПП.Ф.13 История зарубежной литературы Периодизация литературного процессаЛитература XVII в.: барокко, классицизм. Литература XVIII в.: Просвещение, предромантизм. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи. 46 час.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка

2.1. 1.Цель и задачи дисциплины

 

Учебная программа курса «Зарубежная литература XVII-XVIII веков» составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, определяющим требования и рекомендации при обучении по специальности 032900 «Русский язык и литература», квалификация «Учитель русского языка и литературы».

Литература XVII-XVIII отражает своеобразную картину мира, которая складывалась на протяжении двух столетий. Этот литературный период стал временем появления замечательных художников, чье творчество придало новый импульс развитию европейской и - шире - мировой литературы.

Цель дисциплины: формирование знаний о периоде истории зарубежной литературы XVII - XVIII веков.

Задачи дисциплины: освоение основ исторического этапа развития зарубежной литературы; получение представления о своеобразии творчества выдающихся представителей зарубежной литературы XVII-XVIII веков.

 

2.1.2. Требования к уровню подготовки студента по дисциплине

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление о своеобразии исторического этапа XVII-XVIII вв.;

понимать основные закономерности развития литературы данного

исторического периода;

- называть и характеризовать жанры литературы XVII-XVIII вв.;

знать и уметь использовать в своих рассуждениях литературоведческие понятия;

читать наизусть лирические произведения;

уметь охарактеризовать творчество великих представителей данного этапа истории зарубежной литературы

 

 

2.1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина относится к циклу Специальных дисциплин и базируется на связи со следующими дисциплинами:

 

История Русской литературы

Философия

История

Культурология

 

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин учебного плана:

Культурология

Философия

Русская литература

Теория литературы

2.1.4.Методики и технологии изучения дисциплины;

2.1.5. Интеграция с другими науками, дисциплинами специальности:

Культурология

История Русской литературы

История зарубежной литературы

Теория литературы

2.1.6. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы Объем дисциплины В часах на всех отделениях      
Отделение журналистики  
стационар ОЗО нац. отд. Стац. Озо  
Аудиторные занятия, в том числе лекции            
Практические занятия   нет     Нет  
Контрольная работа нет нет нет нет Нет  
Самостоятельная работа              
Общая трудоемкость            
               

 

Раздел 1. Литература XVII века.

Тема 1. Введение. Основные литературные течения XVII века. Ренессансный реализм ХУП века. Ренессансный реализм. Барокко. Классицизм.

 

Тема 2. Ренессансный реализм в литературе XVII века. Драматургия Лопе де Вега Карпьо.

 

Тема 3. Барокко литературе XVII века. Испанское барокко: драматургия, поэзия, проза. Английская версия барокко. Метафизическая поэзия Джона Донна.

 

Тема 4. Классицизм в литературе XVII века. Французский классицизм. Драматургия французского классицизма. Корнель. Театр Расина.

 

Раздел 2. Литература эпохи Просвещения.

Тема 1. Литература ХVIII века. Понятие о Просвещении.

 

Тема 2. Английское Просвещение. Английский роман эпохи Просвещения. Основные этапы и представители. Английский сентиментализм

 

Тема 3. Литература французского Просвещения. Первый этап французского Просвещения. Творчество Вольтера. Деятельность энциклопедистов. Творчество Д. Дидро. Философия руссоизма в творчестве Руссо. Трилогия Бомарше о Севильском цирюльнике как завершающий этап французского Просвещения.

 

Тема 4. Литература немецкого Просвещения. Литература немецкого Просвещения. Творчество Лессинга и первый период немецкого Просвещения. Литература «Бури и натиска»

 

Тема 5. Предромантизм в литературе XVIII века.

 

2.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список основной литературы

1. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма //Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. 14.

2. Андреев М.Л. Комедии Гольдони. М., 1997.

3. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

4. Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М., 1985.

5. Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

6. Бенишу П. На пути к светскому священнослужению // Новое литературное обозрение. 1995. №

7. Бент М. "Вертер, мученик мятежный...". Биография одной книги. Челябинск, 1997.

8. Гетевские чтения. 1991. М., 1991.

9. Гетевские чтения. 1993. М., 1993.

10. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Вопросы литературы. 1986. № 2.

11. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.

12. Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

13. Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.

14. История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1991.

15. Кирнозе З. И., Пронин В. Н. Практикум по истории французской литературы. –М., 1991.

  1. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.
  2. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. М., 1994.
  3. Либинзон 3. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.
  4. Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
  5. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. II.
  6. Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.

22. Луков В. А. История зарубежной литературы: ХVII – ХVIII века: В 2 ч. – М., 2000.

  1. Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1960-х годов. Днепропетровск, 1996.

24. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. П. Михальской, Б. И. Пуришева. – М., 1981.

  1. Разумовская М. В. От "Персидских писем" до "Энциклопедии". Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994.
  2. 43. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981.
  3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.

28. Свасьян К. А. Иоганн Вольфганг Гёте. – М., 1989.

  1. Свидерская М. Изобразительное искусство Италии XVIII века в контексте западноевропейской художественной культуры // Вопросы искусствознания. М., 1996.

30. Сидорченко Л. В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти ХVIII века. – СПб., 1992.

  1. Соловьева Н. А. Новые тенденции в освоении историко-культурных эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994.
  2. Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.
  3. Тураев С. В. "Дон Карлос" Шиллера: проблема власти // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.
  4. Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения //Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1984.
  5. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992.

36. Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». – Л., 1986.

37. Чернозёмова Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. – М., 1998.

38. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004.

39. Шайтанов И. О. Мыслящая муза: “Открытие природы” в поэзии ХVIII века. – М., 1989.

  1. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М., 1989.

41. Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.

42. Штейн А. Л. История немецкой литературы: Ч. 1. – М., 1999.

43. Штейн А. Л., Черневич М. Н., Яхонтова М. А. История французской литературы. –М., 1988

  1. Человек эпохи Просвещения. М., 1999.
  2. Эстетика Дидро и современность. М., 1989.
  3. XVIII век: литература в системе культуры. М.,1999.

 

Планы лекционных занятий и учебно-методические материалы к ним.

 

План

1. Особенности социально-исторического развития Франции XVII века. Периодизация и особенности литературного развития.

2. Становление классицизма во французской литературе. Трактат Буало «Поэтическое искусство» как манифест классицистической эстетики.

Особенности социально-исторического развития Франции в XVII столетии: активный процесс централизации страны и его драматические перипетии на протяжении века. Бюрократизация общественной жизни, стремление к упорядочению культурной, духовной деятельности. Французский абсолютизм как политическое выражение процесса разложения феодализма во Франции и как важный историко-социальный фактор экономики и культуры страны. Создание Французской Академии, стремление ее членов выполнять функции регламентирующего учреждения. Атмосфера критического обсуждения литературных новинок в периодике Франции, в кружках, салонах. Тяга общества к публичным формам общения, актуализация проблемы светского воспитания. Салоны мадам де Рамбуйе, М. де Скюдери и др., их роль в развитии литературы и культуры XVII века. Специфика Фронды как широкого общественного движения середины века, неоднозначного по своим политическим характеристикам, и ее роль в эволюции общественной психологии французов, в формировании актуальной проблематики французской литературы в XVII веке. Французская философия XVII столетия (рационализм Декарта, сенсуализм Гассенди), ее воздействие на литературный процесс. Периодизация литературного процесса во Франции XVII века и основные литературные направления века. Французская литература 1590–1620-х гг. Формирование поэтики раннего классицизма во французской поэзии. Ф. Малерб и его поэтическая реформа. Принципы ясности и точности выражения поэтической мысли, языковой пуризм, требование гражданственной проблематики и т. д., пропаганда этих принципов школой Малерба. Роль Малерба в становлении во Франции поэтического языка Нового времени. Драматургия французского барокко и ее особенности: усложненность фабулы, авантюрно-«романические» конфликты, динамичность и внешняя эффектность действия. Французская литература 1620–1650-х гг. Культурная политика Ришелье и ее влияние на литературную ситуацию во Франции. Складывание академического литературного канона и борьба с ним писателей и классицизма и барокко. Прециозность как особый социокультурный и литературный феномен во Франции на определенном этапе эволюции французского общества XVII века. Барочно-классицистическая природа прециозности. Формирование классицистического театра во Франции и его развитие в 30–50-е гг. Французская литература 1660–1680-х гг. Апогей абсолютизма и расцвет классицистической поэтики, обогащенной барочной традицией. Устаревшее представление о французском классицизме как «школе 1660 г.» и его пересмотр в современной литературоведческой мысли. Поэзия классицизма в 60–80-е гг. Сатиры Н. Буало, их проблематика и поэтика. Обобщение и систематизация принципов классицизма, полемика с барочной и классицистической литературой в трактате Буало «Поэтическое искусство». Буало как «законодатель Парнаса», авторитет Буало-теоретика классицизма в последующие периоды развития литературы.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Выписать в читательский дневник цитаты из трактата Буало «Поэтическое искусство».

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. – М., 1987.

2. Моруа А. ОТ Монтеня до Арагона. – М., 1983.

3. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968 (Требует переиздания).

4. Томашевский Б. В. Пушкин и Лафонтен // Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960.

 

Дополнительная литература:

1. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. – Л., 1981.

2. Энциклопедия литературных героев. Возрождение. Барокко. Классицизм./ Общ. Ред. И. О. Шайтанова. М., 1998.

 

План.

1. Франция начала XVII века и формирование классицистической эстетики в творчестве Корнеля. Трагедия Корнеля «Сид» - первое великое произведение французского классицизма.

2. Жизненный и творческий путь Расина. Концепция человека в трагедиях «Федра» и «Андромаха».

Политическая ситуация во Франции начала XVII века. Жизненный и творческий путь П. Корнеля (1606 – 1684). Основные периоды творчества. Ранние комедии П. Корнеля, особенности героя и конфликта, специфика комического. Трагикомедия Корнеля «Сид». Актуальность проблематики пьесы, связь произведения с концепцией героического у Корнеля. Поэтика «Сида». Особенности трагической коллизии, образная система и этапы развития конфликта. Герой и проблема выбора. Концепция любовного чувства как любви по разумному выбору. Своеобразие развязки пьесы. Споры о «Сиде» в литературно-критической мысли Франции, его роль в становлении целостной концепции классицистической драматургии. Пушкин о «Сиде».
Корнель-драматург – новатор и теоретик театра. Значение драматургии Корнеля во французском театре XVIII–XIX вв. Жизнь и творчество Корнеля. Драматургические принципы Корнеля. «Сид» – школа величия души. Своеобразие конфликта. Система образов. Корнель – основатель французской комедии характеров. Комедия «Лжец».

Классицистическая драматургия на новом этапе развития. Творчество Ж. Расина, его периодизация. Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма. Религиозно-философская доктрина янсенизма, ее роль в сложном противоречивом развитии художественного мироощущения Расина. «Греческий» характер и греческая тематика расиновских трагедий. Концепция трагического в «Андромахе» Расина, уравновешенность формы и напряженность нравственно-психологического конфликта пьесы. Разум и страсть во внутреннем мире расиновских героев. Концепция «любви по склонности» у Расина и новое соотношение любви и долга в его пьесах. Соперничество Расина с Корнелем в жанре политической «римской» трагедии. Тема тирании и концепция власти в «Британике». Психологический анализ образа Нерона как «рождающегося чудовища». «Береника» как лирико-политическая трагедия Расина, высокая степень ее соответствия классицистическому канону. «Восточные» трагедии Расина («Баязид», «Митридат»), своеобразие воплощения экзотической темы в классицистической драме. Трагическая коллизия мифологической пьесы «Ифигения в Авлиде». «Федра» как наиболее совершенное воплощение поэтики классицистической трагедии Расина. Споры вокруг истолкования образа главной героини трагедии. Соотношение античного источника и расиновского текста. Янсенизм и его преломление в основной коллизии пьесы. Трагический конфликт «Федры», его этапы и художественное разрешение. Сценическая судьба «Федры». Художественное своеобразие поздних трагедий Расина, особенности проблематики и поэтики, специфика воплощения библейских сюжетов («Эсфирь», «Гофолия»).
Жизнь и творчество Расина. Эстетические взгляды Расина. «Андромаха» как выражение требования о праве художника изображать не героического, а «слабого» человека. Своеобразие конфликта. Система образов трагедии. «Федра» – картина нравственного разлада личности. Конфликт Страсти и Долга. Система образов в трагедии. Политические трагедии Расина.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Прочитать трагикомедию Корнеля «Сид» и законспектировать ее сюжет в читательский дневник.

2. Прочитать трагедии Расина «Федра» и «Андромаха». Законспектировать сюжет этих трагедий в читательский дневник.

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. – М., 1987.

2. Кадышев В. С. Расин. – М., 1990.

3. Луков В. А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). – М., 1984.

4. Моруа А. От Монтеня до Арагона. – М., 1983.

5. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.

 

Дополнительная литература

1. Балашов Н. И. Пьер Корнель. – М., 1956.

2. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М., 1968.

 

 

Лекция 8. Тема: Литература ХVIII века. Понятие о Просвещении. Основные литературные направления.

План.

1. Просвещение как культурно-исторический феномен.

2. Основные литературные направления XVIII века: просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм.

 

ХVIII век в мировом литературном развитии. Смысл метафоры, вынесенной в название эпохи. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Западной Европы. Этапы западноевропейского Просвещения. Философия просвещения. Трактат Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» как манифест Просвещения.

Антифеодальный, просветительский характер литературы ХУШ века. Этапы просветительского движения в разных странах Европы. Основные положения просветительской эстетики. Исторические судьбы Европы, движение от Английской революции к Великой Французской революции. Судьба аристократической культуры. Рококо, его стилевые признаки.

Просвещение – ведущая линия развития европейской культуры ХVIII века. Культ Разума и Знания. Разум и Чувство. Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Споры о правомерности использования термина «реализм» применительно к Просвещению. Просветительский классицизм и его отличие от классицизма ХVII века. Основные жанры просветительской литературы. Усиление роли прозаических жанров (просветительского романа, философской повести), развитие жанра трактата, влияние документального, публицистического, философского начал на художественную прозу. Жанр драмы и драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров. Проблема просветительского реализма. Политическая тенденциозность литературы как главенствующий принцип просветительской эстетики. Политическая и философская тема. Героическое и трогательное в литературе Просвещения. Вопрос о положительном герое. Сентиментальное и сатирическое направления, их отличительные черты в национальных литературах Западной Европы. Философский роман и философская повесть как главные жанры просветительской литературы.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Освоить терминологический минимум, предложенный в лекции.

2. Выписать в читательский дневник определения всех литературных направлений XVIII века. Иметь представление об их специфике.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма //Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. 14.История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1991.

2. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. XVIII век: литература в системе культуры. М.,1999.

3. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

4. Луков В. А. История зарубежной литературы: ХVII – ХVIII века: В 2 ч. – М., 2000. Штейн А. Л. История немецкой литературы: Ч. 1. – М., 1999.

5. Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т.

6. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.

7. Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения //Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1984.

8. Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

 

Дополнительная литература

  1. Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.
  2. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.
  3. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. М., 1994.
  4. Соловьева Н. А. Новые тенденции в освоении историко-культурных эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994.
  5. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. M., 1992.
  6. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М., 1989.

 

Лекция 9. Тема: Английское Просвещение. Английский роман эпохи Просвещения. Основные этапы и представители.

План.

1. Специфика Английского Просвещения, его характер.

2. Английский роман раннего Просвещения. Роман Дефо как отражение оптимизма первого этапа английского Просвещения и прообраз просветительского романа в английской литературе XVIII века..

3. Творческий путь Джонотана Свифта. Роман «Путешествия Гулливера» как выражение разочарования в итогах английской революции.

4. Английский роман зрелого Просвещения: «эпос частной жизни» и «комический эпос».

Особенности английского Просвещения. Английская литература XVIII века. Основные периоды и представители. Жанр романа как магистральный жанр в литературе английского Просвещения. Дефо и его роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе Художественная функция точного, подробного, документального бытописания в романе. Белинский о романе. Ж.-Ж. Руссо о романе. Понятие робинзонады.

Свифт. Публицистика. «Сказка бочки» как сатира на религию и духовенство. Аллегория в сказке. «Путешествие Гулливера» как сатирическое, памфлетное изображение социальной действительности. Политические и философские взгляды писателя. Йеху в романе, взгляд автора на исторический прогресс. Гуингмы и проблема «естественного» человека. Роман Свифта и жанр памфлета. Гротеск в романе и его художественные функции.

Английский роман зрелого Просвещения. Две линии роазвития романа: эпос частной жизни и комический эпос. Ричардсон. Антидворянская направленность его романов. Прославление нравственных добродетелей простолюдина. Вклад в повествовательную прозу. Отход от событийности повествования к детальному описанию душевной жизни героев.

Фильдинг как создатель английского реалистического романа. Отзывы о нем Байрона, Вальтера Скотта, Теккерея. Фильдинг как сатирик, драматург, публицист. Полемика с Ричардсоном и роман «Джозеф Эндрюс». Протест против абстрактного морализирования Ричардсона. «История Тома Джонса, найденыша» как реалистическая картина социальной действительности Англии ХУШ века. Просветительский гуманизм Фильдинга. Юмор и сарказм. Сюжет, композиция романа. Положительный герой Фильдинга.

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Знать определение жанра романа. Иметь представление об эволюции романного жанра в литературе XVIII века.

2. Прочитать и законспектировать в читательский дневник содержание произведений, выносимых на экзамен.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Чернозёмова Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. – М., 1998.

5. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004.

Дополнительная литература

 

1. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.

2. Дубашинский И. А. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. – М., 1969.

3. История английской литературы: В 3 т. – М., 1943 – 1945. – Т. 1 (вып. 1, 2).

4. Кеттл А. Введение в историю английского романа. – М., 1966.

5. Маршова Н. М. Шеридан. М., 1978.

6. Муравьёв В. С. Путешествие с Гулливером. – М., 1972. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Д. Свифта. М., 1986.

7. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М., 1986.

8. Роджерс П. Генри Филдинг. М., 1984.

 

 

Лекция 10. Тема: Сентиментализм в английской литературе. Английский сентименталистский роман.

План.

1. Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе.

2. Английский сентиментализм: специфика, философские, социальные и политические предпосылки возникновения. Основные этапы.

3. Сентименталисткий роман в английской литературе. Творчество Лоренса Стерна.

 

Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе. Политический демократизм сентименталистов. Прославление обездоленного и угнетенного человека. Культ чувства, культ природы. Антиурбанистические мотивы. Идеализиция деревни и патриархальной старины. Сентиментальная критика капитализма. Меланхолическая окраска поэзии сентименталистов. Лирика Голдсмита, Т. Грея, Э. Юнга. Сентименталистский роман. Роман Стерна «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена» как художественное воплощение теории субъективного идеализма. Стерн как провозвестник традиций модернисткого романа XX века. Противопоставление чувства и разума, мира восприятия и мира рационального. Отражение этого в стиле писателя, в выборе им художественных средств. Роль Стерна в подготовке психологического романа Х1Х века.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

  1. Знать определение и сущностные черты сентиментализма как литературного направления.
  2. Прочитать и законспектировать в читательский дневник содержание произведений, выносимых на экзамен.

3. Иметь представление о специфике западноевропейского сентиментализма в сравнении с русским.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие". М., 1988.

2. Васильева Т. Александр Поп и его политическая сатира. Кишинев, 1979.

3. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

4. Сидорченко Л. В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти ХVIII века. – СПб., 1992.

5. Чернозёмова Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. – М., 1998.

6. Черноземова Е. Н., Ганин В.Н., Луков В.А. История зарубежной литературы XVIIX – VIII веков. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004.

7. Хейз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.218 (0.012 с.)