Лекция 1. Тема: введение. Новое время как культурно-исторический феномен. XVII век в мировом литературном развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Тема: введение. Новое время как культурно-исторический феномен. XVII век в мировом литературном развитии.



План.

1. Новое время как культурный феномен.

2. XVII век как культурный и исторический феномен.

Новое время как особый историко-культурный феномен: эпоха, когда современный человек «начинает узнавать себя». Цивилизационные и культурные изменения Нового времени. Становление новой картины мира, возникновение нового мироощущения человека. XVII век как время перехода, начало длительного периода Нового времени и относительно автономная, самостоятельная историко-литературная эпоха.
XVII век – период ломки старого общественного уклада. Основные исторические события эпохи (завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война, Фронда, Английская буржуазная революция и т. д.) как «события-оборотни»: неоднозначность социально-экономических, этических, психологических последствий этих событий. Роль и смысл народных движений в XVII столетии: участие их в разрушении традиционалистского средневекового образа жизни и осознание целей борьбы как стремления к восстановлению прежней «справедливости», а не обновлению общественного уклада. Усилившаяся неравномерность политико-экономического развития отдельных стран и регионов и общеевропейский смысл этого развития, его общая направленность к обновлению. «Европа» – окончательно сформировавшееся историко-культурное понятие Нового времени.
XVII век как век абсолютизма. Типы абсолютизма в разных европейских странах и его различные формы и функции. Формирование национальных государств и наций, общекультурное значение этого процесса. Государство и литература в XVII веке. Общество и литература. Зарождение общественного мнения и его роль в производстве, функционировании и оценке литературных произведений. Развитие литературной критики. Изменение статуса писателя и писательской жизни в XVII столетии: кружки, салоны, клубы. Расцвет публицистики. Появление периодической печати.
XVII век как век науки. Секуляризация научного знания, новая классификация отраслей науки. Научная революция XVII века и ее роль в становлении механической картины мира, концепции человека в Новое время. Значение открытий в астрономии (Галилей, Кеплер), в физике (Галилей, Ньютон), физиологии (Гарвей), математике (Декарт, Ферма, Ньютон). Лидерство физико-математических наук в научной революции и его этико-психологические и культурные последствия. Успехи научной революции и скептицизм, сомнения людей новой эпохи во всесилии научных знаний, в их абсолютной достоверности. Эволюция новой науки: триумф разума и одновременно постепенное осознание «утраты определенности». Роль сомнения в процессе познания мира и человека в эту эпоху: сомнение – инструмент постижения действительности и результат этого постижения.
Стремление к самопознанию, к контролю разума над жизнью и действиями человека и ощущение хрупкости человеческой жизни и хаоса бытия как компоненты единого и противоречивого видения человека XVII столетия. Изменение способа мышления в XVII веке: опора на зрение, а не на умозрение, не поиск ассоциативного сходства между явлениями, а установление тождества и различия, достоверного и вероятного в процессе экспериментально-опытного познания природы. Кардинальное изменение в понимании природы от средневековья и Возрождения к XVII столетию: от толкования природы как организма к природе как механизму. «Элементы» и «силы» в природе, обществе, отдельной личности. Роль философских идей Бэкона, Гоббса, Декарта, Гассенди, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира. Рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм в XVII веке.
Религия в XVII веке и ее взаимоотношения с литературой: более четкое, чем прежде, деление литературы на светскую и религиозную и точки схождения, общность тематики и проблематики. Осознание кризиса идеалов Возрождения как составная часть нового менталитета. Переживание трагизма и дисгармонии бытия, противоречий действительности, «революция человеческого удела» как основа зарождения художественного мироощущения XVII столетия. XVII век как век Противоречия.

Проблемы периодизации литературы XVII века, основные этапы ее развития и их особенности в разных странах. Литературные направления XVII века.

 

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Понимать значение открытий эпохи Возрождения для формирования философской, научной и литературной картины мира XVII века.Уметь проследить их связь и полемику Нового времени с предшествующей эпохой.

2. Обратить внимание на изменение категорий времени и пространства в восприятии человека Нового времени.

3. Понимать значение политических событий в Европе XVII-XVIII веков.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1991.

2. Луков В. А. История зарубежной литературы: ХVII – ХVIII века: В 2 ч. – М., 2000.

3. Разумовская М. В. Литература XVII-XVIII веков. – Минск, 1989.

4. Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учеб-методич. пособие. – М., 1996.

 

Дополнительная литература:

 

1. Артамонов С. Д., Гражданская З. Т., Самарин Р. М. История зарубежной литературы ХVII – ХVIII вв. – М., 1973.

2. Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах ХVI – первой половины ХIХ века). – М., 1990.

  1. История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1987.

4. История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. А. П. Неустроева, Р. М. Самарина. – М., 1974.

5. Шиллер Ф. П. История западноевропейской литературы Нового времени: В 3 т. – М., 1935. – Т. 1 (Требует переиздания)

6. ХVII век в мировом литературном развитии / Под ред. Ю. Б. Виппера. – М., 1969.

 

 

Лекция 2. Тема: Своеобразие литературного развития в ХVII веке. Основные литературные направления.

План.

1. Своеобразие литературного направления в XVII веке.

2. Основные литературные направления XVII века: ренессансный реализм, барокко, классицизм.

 

Литературная картина мира в XVII веке. Споры о литературных направлениях XVII столетия в современной науке.

Ренессансный реализм ХVII века. Демократические тенденции в творчестве представителей ренессансного реализма. Оптимистический характер. Гуманизм. Эстетические принципы. Полемика с представителями барокко и классицизма и ее сущность. Концепция реализма XVII века, ее уязвимые стороны с точки зрения современной методологии литературоведения. Отказ от оценочного употребления термина «реализм» и, как следствие, изменение представлений о динамике и взаимодействии литературных направлений XVII века. XVII век – эпоха барокко и классицизма.

Барокко. Сложность и внутренняя противоречивость барокко. Черты ренессансной и средневековой культуры в барокко. Эстетические принципы. Общий пессимистический характер творчества барочных писателей. Аристократизм. Основные темы, идеи. Эсхатологические мотивы, кладбищенский натурализм. Помпезность и декоративность как вторая сторона искусства барокко. Космизм проблем и образной системы (Человек и Вселенная). Художественное своеобразие. «Разорванность формы», интеллектуализм, изощренность языка писателей барокко. Барокко в живописи и архитектуре.

Классицизм. Истоки эстетики классицизма. Рационалистическая философия и классицизм. Эстетика классицизма, учение об идеале прекрасного. Нормативность эстетической системы классицизма. Принцип рационалистической упорядоченности и гармонии. Теория единства места времени и действия. Понятие единства художественного впечатления. Иерархия литературных жанров. Понятие о высокой трагедии и «высокой» комедии. Тема и герой классицистической литературы. Герои как «вечные» типы. Конфликт долга и чувства как основной драматургический конфликт классицистического театра. Отличие классицистического театра от театра Шекспира.

 

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекции:

1. Уметь характеризовать каждое из вышеперечисленных литературных направлений, иметь представление об их специфике и сложности их взаимодействия.

2. Знать основных представителей каждого литературного направления.

 

Применение современных информационных технологий: занятие имеет мультимедийное сопровождение.

 

Основная рекомендуемая литература:

1. История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1991.

2. Луков В. А. История зарубежной литературы: ХVII – ХVIII века: В 2 ч. – М., 2000.

3. Разумовская М. В. Литература XVII-XVIII веков. – Минск, 1989.

4. Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учеб-методич. пособие. – М., 1996.

 

Дополнительная литература:

 

1. Артамонов С. Д., Гражданская З. Т., Самарин Р. М. История зарубежной литературы ХVII – ХVIII вв. – М., 1973.

2. Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах ХVI – первой половины ХIХ века). – М., 1990.

  1. История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. З. И. Плавскина. – М., 1987.

4. История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. А. П. Неустроева, Р. М. Самарина. – М., 1974.

5. Шиллер Ф. П. История западноевропейской литературы Нового времени: В 3 т. – М., 1935. – Т. 1 (Требует переиздания)

6. ХVII век в мировом литературном развитии / Под ред. Ю. Б. Виппера. – М., 1969.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.012 с.)