Тема: творчество Бомарше (2 ч.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: творчество Бомарше (2 ч.).



1. История создания комедии „Женитьба Фигаро” и её место в драматической трилогии К. Бомарше („Севильский цирюльник”, „Женитьба Фигаро”, „Преступная мать”).

2. Конфликт комедии „Женитьба Фигаро”. Характер Фигаро. Мотивы социальной критики, связанные с этим героем, анализ монологов героя.

3. Система персонажей в комедии, их характеристика.

Семинарское занятие 12:

Тема: фридрих шиллер и драма „разбойники” (2 ч.).

1. Сюжет и проблематика произведения

2. Конфликт и система персонажей.

3. Характеристика образов Франца и Амалии.

4. Характеристика образов разбойников.

5. Оценка идейного ядра образов Карла и Франца в работах Абуша („Шиллер. Биография для немецких рабочих”) и Ф. П. Шиллера („Шиллер. Величие и трагедия немецкого гения”).

6. Идея „благородного разбойничества” и её решение в драме Ф. Шиллера.

Семинарское занятие 13:

Тема: И. В. гёте и трагедия „фауст” (2 ч.).

1. Сюжет о Фаусте в мировой культурной традиции.

2. Творческая история „Фауста” Гёте. Место и роль прологов в трагедии. Их идейная и композиционная сущность.

3. Мотивно-образная и композиционная структура трагедии.

4. Характеристика основных образов трагедии: Фауст и Вагнер; Фауст и Мефистофель, Фауст и Маргарита (её трагедия).

5. Понятие „фаустовский человек”, образ Фауста как архетип.

6. Реальное и фантастическое в произведении. Их значение для идейного и композиционного единства и полноты трагедии.

2.4. Задания для самостоятельной работы

1. В чем специфика английского литературного процесса XVII века?

2. Как взаимодействуют политические, идеологические, философско-религиозные факторы английской жизни XVII столетия с литературой эпохи?

3. Основные жанры, особенности поэтики и эволюция поэзии Донна.

4. Объясните, каковы главные характерные черты поэтики "метафизиков".

5. Драматургия Бена Джонсона и его теория "юморов".

6. Творчество Мильтона (основные периоды, жанры, эволюция).

7. Проблематика и поэтика поэмы Мильтона "Потерянный рай".

8. Специфика английского классицизма и трагедия Мильтона "Самсон-борец".

9. Жанровое своеобразие романа Беньяна "Путь паломника".

10. Традиция английской антипуританской сатиры в поэмы Батлера "Гудибрас".

11. Дайте общую характеристику социокультурной обстановки в Германии XVII века.

12. В чем состоят особенности развития художественных направлений в немецкой литературе этого периода?

13. Творчество М. Опица, его роль в становлении новой системы стихосложения в Германии.

14. Особенности барочной поэзии А. Грифиуса.

15. Немецкий театр и драматургия А. Грифиуса.

16. Специфика развития немецкого романа XVII века.

17. Идейно-художественное своеобразие романа Гриммельсгаузена "Симплиций Симплициссимус".

18. Особенности историко-литературного процесса в Италии XVII века.

19. Потеря национальной независимости, экономический упадок, усиление контрреформаторской деятельности католической церкви.

20. Философия и наука в Италии XVII века.

21. Деятельность Галилея, его роль в культурной жизни Европы.

22. Барокко как основное литературное направление в итальянской литературе XVII века.

23. Поэзия итальянского барокко.

24. Творчество Дж. Марино. Особенности видения мира и его поэзии: гедонизм и мотивы бренности жизни.

25. Специфика барочной метафоры в поэзии Марино, функция „кончетти”.

26. Специфика поэтических образов Марино: соединение чувственного и рационального.

27. „Маринизм” как особое стилевое течение европейской поэзии. Школа маринизма в Италии.

Список обязательных текстов.

2.6. Контрольные вопросы

  1. Общая характеристика литературного процесса 17 века. Основные литературные направления эпохи.
  2. Лопе де Вега как теоретик новой драмы. Своеобразие жанра любовной комедии в творчестве драматурга.
  3. Жанр религиозно-философской драмы в творчестве П.Кальдерона. Пьеса „Жизнь есть сон” как „квинтессенция” мировосприятия барокко.
  4. Тема чести в испанской драматургии 17 века.
  5. Н.Буало как теоретик классицизма. Трактат „Поэтическое искусство”: окончательная формулировка постулатов классицизма, композиция, актуальность.
  6. Трагедия П.Корнеля „Сид”: источник сюжета, сущность конфликта, система образов, идейное значение финала. Полемика вокруг пьесы.
  7. Идейно-художественное своеобразие трагедии П.Корнеля „Гораций”.
  8. Трагедия Ж.Расина „Андромаха”: источник сюжета, конфликт, система образов, психологизм.
  9. Морально-философское содержание трагедии Расина „Федра”: трактовка образа Федры в античной традиции и в пьесах Расина.
  10. Проблема характера в классицистической комедии (на примере произведений Мольера „Скупой”, „Мизантроп”)
  11. Комедия Мольера „Тартюф”: историческое значение темы лицемерия, принцип создания характера Тартюфа, влияние классической поэтики на художественную форму произведения.
  12. Интерпретация образа Дон Жуана и „высокой” комедии Мольера
  13. Проза французского классицизма. (автор и произведение по выбору)
  14. Метафизическая поэзия Джона Дона.
  15. Литературная деятельность Д.Милтона. Поэма „Потерянный рай”: диалектика добра и зла, философия истории, проблема бунта, система образов, композиция.
  16. Литературный процесс в Германии 17 века. Роман Г.Я.К.Гриммельсгаузена „Симплициссимус”: образ главного героя, антивоенная направленность, черты германской мифологии, своеобразие художественной формы
  17. Общая характеристика европейского просветительского движения. Просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм как основные литературные направления эпохи.
  18. Раннее английское Просвещение. Роман Д.Дефо „Жизнь и приключения Робинзона Крузо”: своеобразие жанра, композиции.
  19. Роман Д.Свифта „Путешествия Гулливера”: пародийная направленность, философия истории, композиция книги.
  20. Идейно-художественное своеобразие семейно-бытовых романов С.Ричардсона.
  21. Г.Филдинг как теоретик жанра романа. „История Тома Джонса, найденыша”:
  22. Новаторство „парадоксальных” романов Л.Стерна. Стерн как представитель сентиментализма.
  23. Комедия Р.Б.Шеридана „Школа злословия”: основной конфликт, система образов, просветительский пафос.
  24. Литература раннего французского Просвещения. Жанр романа в творчестве Лесажа, Прево, Монтескье.
  25. Личность и деятельность Вольтера. Его политические, религиозные и эстетические взгляды. Жанровое многообразие творчества.
  26. Жанр философской повести в творчестве Вольтера.
  27. Жанр романа в творчестве Д.Дидро
  28. Комплекс просветительских идей в эпистолярном романе Ж.-Ж.Руссо „Юлия, или Новая Элоиза”.
  29. Эволюция образа Фигаро в „трилогии” П. Бомарше.
  30. Образ слуги в драматургии Мольера и Бомарше.”.
  31. Художественное своеобразии драматургии Лессинга
  32. Своеобразие литературного процесса в Германии 18 века. Литературное движение „Буря и натиск”: философско-теоретические предпосылки и литературная практика”.
  33. „Штюрмерский” период в творчестве Ф.Шиллера. социально-нравственная проблематика драмы „Разбойники”
  34. Поэтика сентиментализма в романе Гете „Страдания юного Вертера.
  35. Трагедия Гете „Фауст”: история создания, роль прологов, основной конфликт, система образов.
  36. Концепция добра и зла в трагедии Гете „Фауст”.
  37. Итальянский театр XVIII века. Комедия „дель арте”. К. Гольдони и К. Гоцци.
  38. Творчество Ф. Шиллера. Критика феодальной Германии в драме Шиллера „Коварство и любовь”.
  39. Предромантизм в английской литературе XVIII века. Р.Бернс, тематика и поэтические приемы лирики.
  40. Творчество Свифта, Жанр Памфлета „Сказка Бочки”

 

Критерии оценивания.

Оценка знаний студентов проводится в форме устного и письменного текущего контроля и устного и письменного итогового контроля (зачёт-экзамен) по вопросам, составленным на основе программы курса. Ответ оценивается на „отлично”, „хорошо”, „удовлетворительно”, „неудовлетворительно”.

Ответ на вопрос оценивается на „отлично”, если он отвечает следующим требованиям:

- полный, исчерпывающий ответ по содержанию вопроса;

- знание всего пройденного теоретического материала;

- знание текста и критических статей по данному вопросу;

- достаточно правильный и полный анализ произведения, свободное ориентирование в тексте;

- умение объяснить все особенности поэтики произведения;

- свободная и красивая литературная речь.

Ответ на вопрос оценивается „хорошо”, если:

– в сравнении с ответом на наивысший бал не раскрыто хотя бы два из любых пунктов, определенных в требованиях к билету (если они необходимы для полного раскрытия вопроса).

Ответ на вопрос оценивается „удовлетворительно”, если:

– знания являются неупорядоченными, неточными при отсутствии целостной системы знаний по пройденному материалу;

– допущены существенные неточности в изложении пройденного материала.

Ответ на вопрос оценивается „неудовлетворительно”, если:

– представлен неполный, несодержательный ответ, не позволяющий раскрыть суть вопроса;

– допущены грубейшие ошибки в изложении тематико-идейного материала;

– характер ответа дает основание утверждать, что лицо, сдающее зачет, неверно поняло суть вопроса, либо не подготовлено к зачету, а потому и отвечало, допустив грубые ошибки.

Во время оценки ответа на отдельные вопросы дополнительно учитываются и влияют на итоговую оценку следующие критерии:

– работа студента в течение семестра;

– уровень и качество выполнения обязательного материала;

– использование цитат и ссылок на текст;

– логичность и последовательность в раскрытии сути вопросов;

– оперирование несколькими текстами различных авторов различных эпох при доказательстве любого из положений.

Требования к экзамену и зачёту.

Студент получает оценку по зачёту и экзамену согласно количеству накопленных в течение семестра балов. При этом учитывается не только работа студента на практических занятиях, но и активность во внеаудиторной работе, по указанному направлению.

Список литературы.

1. Виппер Ю. Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII века // Историко-филологические исследования. М., 1974.

2. Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

3. Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М., 1967.

4. Голенищев-Кутузов И. Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975.

5. Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

6. Морозов А. А., Софронова Л. А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979.

7. Наливайко Д. С. Искусство: направления. Течения. Стили. Киев, 1981.

8. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

9. Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

10. Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. М., 1995.

11. Тертерян И. А. Барокко и романтизм: к изучению мотивной структуры // lberlca. Кальдерон и мировая культура. Л., 1968.

12. Хейзинга Й. Игровое содержание барокко / / Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

13. Ястребова Н. А. Постоянство в историческом движении (от Ренессанса к XVII в.) // Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. М., 1976.

14. Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

15. Гарсиа Лорка Ф. Поэтический образ у дона Луиса де Гонгоры // Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. М., 1971.

16. Еремина С. И. (Пискунова). Великий театр Педро Кальдерона // Calderon de la Barca. Tres dramas y una comedia. М., 1981.

17. Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

18. Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

19. Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

20. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

21. Гриб В. Р. Мадам де Лафайет. Расин. Мольер // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.

22. Женетт Ж. Змей в пастушеском раю. - Об одном барочном повествовании.// Женетт Ж. Фигуры: В 2-х т. Т.1., М., 1998.

23. Забабурова Н. В. Творчество М. де Лафайет. Ростов-на-Дону, 1985.

24. Кадышев В. Расин. М., 1990.

25. Потемкина Л. Я. Пути развития французского романа в XVII веке. Днепропетровск, 1971.

26. Разумовская М. В. Ларошфуко, автор "Максим". Л., 1971.

27. Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995.

28. Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль и европейская культура. М., 1994.

29. Морозов А. А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984.

30. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы. М., 1955.

31. Ватченко С. А. У истоков английского антиколониалистского романа. Киев, 1984.

32. Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

33. Макуренкова С. А. Джон Данн: поэтика и риторика. М., 1994.

34. Решетов В. Г. Английская литературная критика XVI-XVII веков. М., 1984.

35. Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". Л., 1986.

36. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

37. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

38. Бенишу П. На пути к светскому священнослужению // Новое литературное обозрение. 1995. № 13.

39. XVIII век: литература в системе культуры. М.,1999.

40. Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

41. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

42. Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.

43. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.

44. Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения // Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1984.

45. Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

46. Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М., 1985.

47. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Вопросы литературы. 1986. № 2.

48. Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975.

49. Михайлов А. Д. Роман Кребийона-сына и литературные проблемы рококо // Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума. М., 1974.

50. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1981.

51. Нарский И. С. Пути английской эстетики XVIII века // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982.

52. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

53. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

54. Соловьева Н. А. Новые тенденции в освоении историко-культурных эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994.

55. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

56. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М., 1989.

57. Якимович А. Я. Об истоках и природе искусства Ватто // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

58. Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие". М., 1988.

59. Васильева Т. Александр Поп и его политическая сатира. Кишинев, 1979.

60. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

61. Кагарлицкий Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

62. Колесников Б. И. Роберт Бернс. М., 1967.

63. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. М., 1994.

64. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Д. Свифта. М., 1986.

65. Маршова Н. М. Шеридан. М., 1978.

66. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М., 1986.

67. Роджерс П. Генри Филдинг. М., 1984.

68. Сидорченко Л. В. Александр Поуп. В поисках идеала. Л., 1987.

69. Соколянский М. Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975.

70. Урнов Д. М. Дефо. М., 1977.

71. Шервин О. Шеридан. М., 1978.

72. Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

73. Баскин М. Н. Монтескье. М., 1975.

74. Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

75. Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

76. Верцман И. Руссо. М., 1970.

77. Гордон Л. С. Поэтика "Кандида" // Проблемы поэтики в истории литературы. Саранск, 1973.

78. Грандель Ф. Бомарше. М., 1979.

79. Гриб В. Р. Аббат Прево и его "Манон Леско" // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.

80. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

81. Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.

82. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.

83. Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.

84. Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1968.

85. Кузнецов В. Н. Вольтер. М., 1978.

86. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. II.

87. Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1960-х годов. Днепропетровск, 1996.

88. Разумовская М. В. От "Персидских писем" до "Энциклопедии". Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994.

89. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981.

90. Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

91. Абуш А. Шиллер. М., 1964.

92. Аникст А. А. Гете и "Фауст". М., 1983.

93. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

94. Бент М. "Вертер, мученик мятежный...". Биография одной книги. Челябинск, 1997.

95. Верцман И. Эстетика Гете // Верцман И. Проблемы художественного познания. М., 1967.

96. Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер. М., 1984.

97. Волгина Е. И. Эпические произведения Гете 1790-х годов. Куйбышев, 1981.

98. Гетевские чтения. 1984. М., 1986.

99. Гетевские чтения. 1991. М., 1991.

100.Гетевские чтения. 1993. М., 1993.

101.Гулыга А. В. Гердер. М., 1975.

102.Данилевский Р. Ю. Виланд в русской литературе // От классицизма к романтизму. Л., 1970.

103.Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982.

104.Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

105.Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

106.Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

107.Лессинг и современность. М., 1981.

108.Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

109.Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.

110.Стадников Г. В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.

111.Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962.

112.Тронская М. Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965.

113.Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

114.Тураев С. В. "Дон Карлос" Шиллера: проблема власти // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

115.Шиллер. Статьи и материалы. М., 1966.

116.Шиллер Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1955.

117.Андреев М.Л. Комедии Гольдони. М., 1997.

118.Реизов Б. Г. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966.

119.Свидерская М. Изобразительное искусство Италии XVIII века в контексте западноевропейской художественной культуры // Вопросы искусствознания. М., 1996. IX (2/96).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.103 с.)