Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедры иностранной филологии

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

Молодёжи и спорта УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

Молодёжи и спорта АРК

РВУЗ „КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” (г. ялта)

 

Рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

„ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ”

„европейская литература

XVII-XVIII веков.

барокко и просвещение”

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ „АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА”,

„РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА”

Очной формы обучения

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

доцент

кафедры иностранной филологии

к.ф.н. Седых Анна Ивановна

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ: доцент кафедры

иностранной филологии, к.ф.н.

Майборода Алексей Анатолиевич

 

Рассмотрена и рекомендована на заседании

Кафедры иностранной филологии

от „_____”_______2011 г. (протокол № ___)

 

 

Ялта, 2011


ВСТУПЛЕНИЕ

Программа изучения дисциплины „История зарубежной литературы” составлена в соответствии с местом и назначением указанного курса в структурно-логической схеме, предусмотренной учебно-профессиональной программой подготовки бакалавра по соответствующему направлению, и охватывает весь спектр смысловых модулей, обозначенных аннотацией. Программа согласована с рабочим учебным планом на 2011-2012 учебный год.

Курс рассчитан на студентов филологических специальностей 2 года обучения, имеющих достаточный уровень знаний по истории литературы Античности, Средневековья и Возрождения, а также владеющих знаниями по литературе Барокко и Классицизма на уровне школьной программы.

Предметом изучения является европейская литература периода барокко и Просвещения XVII – XVIII веков.

Объектом изучения является система произведений периода Барокко (XVII век), а также достояния литературы периода Просвещения (XVIII век). Также предметом рассмотрения является процесс и основные этапы формирования литературно-критической мысли указанных периодов. Курс дисциплины охватывает литературу ряда европейских стран: Испании, Италии, Франции, Англии и Германии.

На фоне усвоения особенностей социально-исторической обстановки развития общества и процесса трансформации политических, социальных и религиозных систем рассматривается также и процесс развития литературно-философской мысли, формирования тесных взаимосвязей различных видов и родов искусства – живописи, музыки, архитектуры, театра.

Терминологический раздел программы знакомит студентов с историко-литературными реалиями указанного периода, раскрывает содержание понятийно-терминологической базы, призванной дополнить знания студентов по литературе предыдущих периодов и стать основой для успешного усвоения особенностей литературы XIX, XX и XXI веков.

Курс дисциплины профессионально ориентирован, согласован со школьной программой, как в вопросе излагаемого материала, так и в вопросе ориентирования на усвоение студентами комплекса знаний и овладение рядом умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Однако в курсе дисциплины предусмотрены такие темы и разделы, которые выходят за рамки школьной программы и направлены на расширение кругозора студентов, формирование у них литературно-искусствоведческой компетенции, развитие умений и навыков творческого аналитического мышления.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс „Истории зарубежной литературы периода Барокко и Просвещения” является частью общего курса, посвящённого изучению европейских литератур. Он охватывает два значительных периода становления и утверждения европейских литератур. Указанный курс не является независимой самостоятельной дисциплиной, а становится в ряд с другими филолого-социальными курсами, призванными расширить кругозор студентов, подготовить их к осуществлению профессиональной деятельности, содействовать выработке у них научного подхода к изучению предмета, а также развить навыки самостоятельной творческой и исследовательской работы.

В процессе обучения осуществляется комплексная реализация практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей, что способствует повышению культурного, творческого, общеобразовательного и профессионального уровня студентов и сопутствует решению как основных, так и целого ряда дополнительных целей.

Основной целью изучения курса дисциплины является овладение студентами полным комплексом знаний по истории зарождения, становления и развития литературы Барокко и Просвещения в европейских странах, установление связей между этими периодами и уяснение значения достижений литературно-философской мысли этого периода для становления и развития национальных европейских литератур в системе формирования общей мировой литературы.

Достижение основной цели осуществляется в процессе реализации ряда дополнительных целей:

· знакомство с основными произведениями указанных периодов;

· знакомство с основными направлениями развития и становления жанров и стилей;

· знакомство с теорией формирования литературных жанров и направлений;

· знакомство с историей становления и развития национальных литератур.

Основной задачей, которая должна быть решена в процессе обучения, является формирование и дальнейшее развитие необходимых для выполнения описанных целей умений и навыков. Курс, исходя из этого, предполагает:

· совершенствование навыков литературного анализа;

· совершенствование навыков сопоставительного анализа композиционных аспектов текста;

· овладение обязательным комплексом литературных терминов и понятий;

· совершенствование навыков самостоятельной сопоставительной и аналитической работы;

· совершенствование навыков выразительного чтения;

· совершенствование навыков самостоятельной работы с научно-справочной литературой с выработкой умений реферирования и конспектирования научных статей;

· усвоение страноведческого и исторического материала в объеме необходимом для работы над курсом дисциплины.

По окончании курса студент должен:

· уметь охарактеризовать особенности развития литературы указанных периодов,

· уметь раскрыть специфику эстетических систем Барокко и Возрождения,

· уметь охарактеризовать литературные направления и определить специфику литературных периодов,

· уметь проанализировать творчество выдающихся писателей эпохи, продемонстрировать знание текстов художественных произведений,

· уметь охарактеризовать идейные и художественные особенности изученных произведений,

· уметь применять при анализе произведений принципы отдельных монографических исследований, рассмотренных в рамках теоретического курса,

· выказать знания специфики формирования литературных жанров, эволюции художественной формы,

· уметь свободно беседовать по любой из тем указанного курса с основой на текст и с применением литературно-критических терминов и понятий.

Курс „Истории зарубежной литературы. Барокко и Просвещение” рассчитан на полный учебный год, читается в течение двух семестров и состоит из 66 часов аудиторной и 42 часов самостоятельной работы. Аудиторная работа включает в себя 36 часов лекций и 30 часов семинарских занятий. За указанный учебный год студенты выполняют две контрольные работы, один реферат, выполняют ряд самостоятельных индивидуальных творческих заданий, сдают дифференцированный зачёт и экзамен по курсу дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты получают основные знания и навыки в таких областях как:

· история литературы;

· теория литературы;

· начали литературного анализа;

· история философской и социальной мысли;

· история стран указанного периода.

2.1. Тематический план курса с распределением учебного времени по модулям и темам

Й / 2-й семестры

Тема курса Общее количество часов Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа
1. Историко-литературный процесс XVII столетия и его особенности.        
2. Испанская литература XVII века        
3. Французская литература XVII века        
4. Английская литература XVII века        
5. Немецкая литература XVII века        
6. Эпоха Просвещения в европейской литературе XVIII века        
7. Литература эпохи Просвещения в Англии        
8. Литература эпохи Просвещения во Франции        
9. Литература эпохи Просвещения в Германии        
           

2.1.2. Тематический план курса с распределением по темам лекционных и практических занятий.

Название темы Лекция Практическое занятие
1. Историко-литературный процесс XVII столетия и его особенности. 1. Особенности исторической и культурной эпохи XVII века. Стили и направления. Ренессанс. Барокко. Классицизм.  
2. Испанская литература XVII века 2. Особенности развития. Барочное искусство. Направления и противоборство. Развитие драматургии. Лопе де Вега. 3. Развитие драмы, становление новой традиции. Тирсо де Молина. Кальдерон. 1. Отражение концепций Барокко в произведениях лириков испанского, английского и немецкого Барокко (Кеведо, Гонгора, Донн, Грифиус). Темы жизни и смерти, красоты, вечности, истинности. 2. Барочная философия и эстетика, её отражение в драме Педро Кальдерона. Образ Сехизмундо.
3. Французская литература XVII века 4. Общая характеристика исторического и литературного процесса во Франции XVII века. Драматургия классицизма. Теория классицизма во Франции. Корнель. 5. Развитие драматургии в творчестве Ж. Расина и Ж. Б. Мольера. 3. Трагедия Классицизма. Две модели трагедии: Корнель и Расин. Трагедия П. Корнеля „Сид”. Трагедия Ж. Расина „Андромаха”. 4. Комедии Ж. Б. Мольера. Тема „мещанства во дворянстве”. „Мещанин во дворянстве”, „Тартюф”. „Мизантроп”. 5. Комедия Ж. Б. Мольера „Дон Жуан”. Жанровая сложность пьесы. Нарушение в ней классицистической тенденции. Социально-критический, философский пафос, психологическая сложность образа Дон Жуана.
4. Английская литература XVII века 6. Английская литература. Основные этапы развития. Литературные направления в Англии периода XVII века. 7. Творчество Джона Мильтона. „Потерянный рай”, „Самсон-борец”, „Возвращённый рай”. 6. Поэма Мильтона „Потерянный рай” как пример плодотворного и синтетического взаимодействия барокко и классицизма. Библейский сюжет и образность. Трактовка образов Сатаны и Бога: основные черты и конфликты.
5. Немецкая литература XVII века 8. Немецкая литература как отражение специфики исторической ситуации в стране. Лирика. Литературные школы и течения. Немецкая проза. Гриммельсгаузен. Немецкая драма. 7. Жанровое своеобразие романа Я. К. Гримельгаузена „Симплиций Симплициссимус”. Новаторство. Система образов. Соотношение художественной модели мира в романе и реальной действительности.
6. Эпоха Просвещения в европейской литературе XVIII века 9. Понятие о Просвещении. Основы идеологии. Концепция личности. Литература. Основные тенденции. Направления и жанры. Периодизация.  
7. Литература эпохи Просвещения в Англии 10. Особенности Просвещения в Англии. Борьба направлений. Система жанров. Ранний роман. Законы жанра. Д. Дефо. „Робинзон Крузо”. Дж. Свифта. „Путешествия Гулливера”. 11. Английский роман зрелого и позднего Просвещения. Романные модели Ричардсона и Филдинга. Просветительское содержание текста. Л. Стерн. Английский сентиментализм. 8. Сатирическая комедия Р. Б. Шеридана. „Школа злословия”. Комедия „Школа злословия” – сатира на светское общество Англии XVIII века. 9. Лирика Роберта Бернса. Биографические мотивы. Художественное своеобразие. Мотивы свободы, труда, любви, Родины.
8. Литература эпохи Просвещения во Франции 12. Раннее Просвещение. Теории и философия. Монтескье. Вольтер. 13. Зрелое Просвещение. Радикализм. Энциклопедия. Д. Дидро. Ж. Ж. Руссо. П. Бомарше. 10. Роман-исповедь „Монахиня” и роман-диалог „Племянник Рамо” Дени Дидро. Место главных героев романов в семье и обществе. Их отношение к своему внутреннему миру. 11. П. Бомарше. История создания комедии „Женитьба Фигаро” и её место в драматической трилогии („Севильский цирюльник”, „Женитьба Фигаро”, „Преступная мать”).
9. Литература эпохи Просвещения в Германии 14. Немецкое Просвещение. Периодизация. Раннее Просвещение. Готшед. Философия классицизма. Гердер и идея народности. „Эпоха Лессинга”. 15. Роль творческой личности в истории немецкой литературы эпохи просвещения. Шиллер и Гёте. „Буря и Натиск”. „Веймарский классицизм” 16. Творчество Гёте и Шиллера. Балладный период и его особенности. 17. Творчество Гёте и Шиллера. Драматургические произведения. 18. Творчество Гёте. „Фауст” и его значение в современной литературе. Проблематика и конфликт. 12. Фридрих Шиллер и драма „Разбойники”. Особенности главных персонажей. Мотив „благородного разбойничества”. 13. И. В. Гёте и трагедия „Фауст”. Творческая история „Фауста” Гёте. Характеристика основных образов трагедии. Понятие „фаустовский человек”.

2.2. Тематика и планы лекций.

Первый семестр

лекция 1: Историко-литературный процесс XVII века. (2 часа).

  1. Особенности исторической и культурной эпохи XVII века.
  2. Противоречия и тенденции в искусстве. Стили и направления. Ренессансная традиция в литературе XVII века
  3. Барокко и его философские основы.
  4. Классицизм – ведущее направление литературы XVII века. Этапы его развития.

Лекция 2: испанская литература XVII столетия (4 часа).

  1. XVII столетие – золотой век испанской литературы. Особенности развития.
  2. Развитие драматургии и традиции испанской драмы в творчестве Лопе де Веги. Ренессансные тенденции.
  3. Тирсо де Молина и его произведение „Дон Жуан”
  4. Творчество Кальдерона – вершина литературного барокко. Драма „Жизнь есть сон”. Художественные особенности драматургии.

лекция 3: французская литература XVII века (4 часа)

  1. Общая характеристика исторического и литературного процесса во Франции XVII века. Соотношение и борьба направлений.
  2. Драматургия классицизма. Развитие теории классицизма во Франции.
  3. Особенности трагедийных жанров во Франции. Корнель. Расин.
  4. Особенности комедийных жанров во Франции. Мольер.

лекция 4: Английская литература XVII века (4 часа).

  1. Английская литература. Основные этапы развития.
  2. Литературные направления в Англии периода XVII века.
  3. Джон Мильтон – поэт и публицист.
  4. Идейно-тематический анализ поэм „Потерянный рай” и „Возвращённый рай”

Лекция 5: немецкая литература XVII века (2 часа).

  1. Немецкая литература как отражение специфики исторической ситуации в стране.
  2. Лирика как основное направление в литературе периода XVII века. Литературные школы и течения.
  3. Немецкая проза XVII века. Гриммельсгаузен. Специфика тематики и проблематики романа.
  4. Немецкая драматургия – основа расцвета драматургии последующего периода.

лекция 6: Эпоха просвещения в европейской литературе
(2 часа)

  1. Особенности культурной эпохи XVIII века. Понятие о Просвещении. Основы идеологии.
  2. Концепция личности. Философские концепции Просвещения.
  3. Литература эпохи Просвещения. Основные тенденции. Направления и жанры.
  4. Литературные границы эпохи и сложности периодизации.

лекция 6: Эпоха просвещения в англии. история романа (4 часа)

  1. Особенности Просвещения в Англии. Борьба направлений. Система жанров.
  2. Ранний английский роман. Особенности формирования и основные законы жанра.
  3. Литературная деятельность Д. Дефо. Просветительское содержание и тип героя в романе Д. Дефо „Робинзон Крузо”.
  4. Литературная и политическая деятельность Дж. Свифта. Композиция и проблематика романа „Путешествия Гулливера”. Объекты и приёмы сатиры.
  5. Английский роман зрелого и позднего Просвещения. Основные тенденции развития жанра.
  6. Романные модели Ричардсона и Филдинга. Просветительское содержание текста.
  7. Л. Стерн и новый тип романа и героя. Английский сентиментализм.

лекция 7: французская литература XVIII века (4 часа).

  1. Особенности исторического и литературного процесса во Франции в XVIII веке.
  2. Раннее Просвещение. Жизнь и литературно-философская деятельность Вольтера.
  3. Зрелое Просвещение. Радикальные тенденции и их влияние на литературу эпохи.
  4. Энциклопедия и энциклопедисты. Особенности творчества Дени Дидро.
  5. Жизнь и деятельность выдающихся философа-просветителя Ж. Ж. Руссо.
  6. Драматургические жанры эпохи Просвещения во Франции. Личность П. Бомарше и его творчество в контексте тенденций эпохи.

Лекция 8: Немецкая литература периода просвещения (2 часа)

  1. Специфика литературно-культурного процесса в Германии XVIII века. Немецкое Просвещение. Периодизация.
  2. Раннее Просвещение. Жизнь и творчество Готшеда. Его философия классицизма.
  3. Гердер и его идея народности. Характеристика творчества.
  4. Расцвет Просвещения. „Эпоха Лессинга”. Теория и практика драмы. Социально-нравственные проблемы философских трагедий.

Лекция 9: Роль творческой личности в истории немецкой литературы эпохи просвещения. Шиллер и гёте.
„буря и натиск”. „Веймарский классицизм” (2 часа)

  1. Биографическая и литературно-творческая судьба Ф. Шиллера.
  2. Биографическая и литературно-творческая судьба И. В. Гёте.
  3. Немецкий сентиментализм. Понятие о „Буре и натиске”.
  4. Период „Веймарской классики” и его особенности.

Лекция 10: Творчество гёте и шиллера (4 часа)

  1. Произведения периода „Бури и натиска” в творчестве Шиллера и Гёте.
  2. Жанр баллады и особенности произведений Ф. Шиллера „Кубок”, „Перчатка”.
  3. Особенности балладного творчества Гёте. Специфика жанра в произведениях „Лесной царь”, „Рыбка”
  4. Драматургия немецкого Просвещения в творчестве Шиллера и Гёте. Тенденции и особенности жанров.

Лекция 10: Творчество иоганна вольфганга гёте (2 часа)

  1. Жизненный и творческий путь И. В. Гёте.
  2. Источники творчества. Автобиографичность романа „Страдания юного Вертера”
  3. Драматургия писателя.
  4. Значение творчества И. В. Гёте.

2.3. Тематика и планы семинарских занятий.

Семинарское занятие 1:
Тема: лирика XVII века. (2 ч.).

  1. Отражение концепций Барокко в произведениях лириков испанского, английского и немецкого Барокко (Кеведо, Гонгора, Донн, Грифиус).
  2. Тема красоты мира и человека в лирике барочных авторов.
  3. Концепция смерти. Соотношение тем красоты и смерти в лирике XVII века.
  4. Преемственность ренессансной и барочной традиций в отражении онтологических мотивов жизни и смерти, вечности и бренности.

Семинарское занятие 2:

Критерии оценивания.

Оценка знаний студентов проводится в форме устного и письменного текущего контроля и устного и письменного итогового контроля (зачёт-экзамен) по вопросам, составленным на основе программы курса. Ответ оценивается на „отлично”, „хорошо”, „удовлетворительно”, „неудовлетворительно”.

Ответ на вопрос оценивается на „отлично”, если он отвечает следующим требованиям:

- полный, исчерпывающий ответ по содержанию вопроса;

- знание всего пройденного теоретического материала;

- знание текста и критических статей по данному вопросу;

- достаточно правильный и полный анализ произведения, свободное ориентирование в тексте;

- умение объяснить все особенности поэтики произведения;

- свободная и красивая литературная речь.

Ответ на вопрос оценивается „хорошо”, если:

– в сравнении с ответом на наивысший бал не раскрыто хотя бы два из любых пунктов, определенных в требованиях к билету (если они необходимы для полного раскрытия вопроса).

Ответ на вопрос оценивается „удовлетворительно”, если:

– знания являются неупорядоченными, неточными при отсутствии целостной системы знаний по пройденному материалу;

– допущены существенные неточности в изложении пройденного материала.

Ответ на вопрос оценивается „неудовлетворительно”, если:

– представлен неполный, несодержательный ответ, не позволяющий раскрыть суть вопроса;

– допущены грубейшие ошибки в изложении тематико-идейного материала;

– характер ответа дает основание утверждать, что лицо, сдающее зачет, неверно поняло суть вопроса, либо не подготовлено к зачету, а потому и отвечало, допустив грубые ошибки.

Во время оценки ответа на отдельные вопросы дополнительно учитываются и влияют на итоговую оценку следующие критерии:

– работа студента в течение семестра;

– уровень и качество выполнения обязательного материала;

– использование цитат и ссылок на текст;

– логичность и последовательность в раскрытии сути вопросов;

– оперирование несколькими текстами различных авторов различных эпох при доказательстве любого из положений.

Требования к экзамену и зачёту.

Студент получает оценку по зачёту и экзамену согласно количеству накопленных в течение семестра балов. При этом учитывается не только работа студента на практических занятиях, но и активность во внеаудиторной работе, по указанному направлению.

Список литературы.

1. Виппер Ю. Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII века // Историко-филологические исследования. М., 1974.

2. Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

3. Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М., 1967.

4. Голенищев-Кутузов И. Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко // Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. М., 1975.

5. Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

6. Морозов А. А., Софронова Л. А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко // Славянское барокко. М., 1979.

7. Наливайко Д. С. Искусство: направления. Течения. Стили. Киев, 1981.

8. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

9. Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

10. Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. М., 1995.

11. Тертерян И. А. Барокко и романтизм: к изучению мотивной структуры // lberlca. Кальдерон и мировая культура. Л., 1968.

12. Хейзинга Й. Игровое содержание барокко / / Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

13. Ястребова Н. А. Постоянство в историческом движении (от Ренессанса к XVII в.) // Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. М., 1976.

14. Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

15. Гарсиа Лорка Ф. Поэтический образ у дона Луиса де Гонгоры // Гарсиа Лорка Ф. Об искусстве. М., 1971.

16. Еремина С. И. (Пискунова). Великий театр Педро Кальдерона // Calderon de la Barca. Tres dramas y una comedia. М., 1981.

17. Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

18. Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

19. Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

20. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

21. Гриб В. Р. Мадам де Лафайет. Расин. Мольер // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.

22. Женетт Ж. Змей в пастушеском раю. - Об одном барочном повествовании.// Женетт Ж. Фигуры: В 2-х т. Т.1., М., 1998.

23. Забабурова Н. В. Творчество М. де Лафайет. Ростов-на-Дону, 1985.

24. Кадышев В. Расин. М., 1990.

25. Потемкина Л. Я. Пути развития французского романа в XVII веке. Днепропетровск, 1971.

26. Разумовская М. В. Ларошфуко, автор "Максим". Л., 1971.

27. Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995.

28. Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль и европейская культура. М., 1994.

29. Морозов А. А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984.

30. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы. М., 1955.

31. Ватченко С. А. У истоков английского антиколониалистского романа. Киев, 1984.

32. Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

33. Макуренкова С. А. Джон Данн: поэтика и риторика. М., 1994.

34. Решетов В. Г. Английская литературная критика XVI-XVII веков. М., 1984.

35. Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". Л., 1986.

36. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

37. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

38. Бенишу П. На пути к светскому священнослужению // Новое литературное обозрение. 1995. № 13.

39. XVIII век: литература в системе культуры. М.,1999.

40. Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

41. Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

42. Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.

43. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.

44. Фридлендер Г. М. История и историзм в век Просвещения // Проблемы историзма в русской литературе. Л., 1984.

45. Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

46. Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М., 1985.

47. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности // Вопросы литературы. 1986. № 2.

48. Михайлов А. В. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975.

49. Михайлов А. Д. Роман Кребийона-сына и литературные проблемы рококо // Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума. М., 1974.

50. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1981.

51. Нарский И. С. Пути английской эстетики XVIII века // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982.

52. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

53. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

54. Соловьева Н. А. Новые тенденции в освоении историко-культурных эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994.

55. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

56. Шайтанов И. О. Мыслящая муза. М., 1989.

57. Якимович А. Я. Об истоках и природе искусства Ватто // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

58. Атарова К. Н. Лоренс Стерн и его "Сентиментальное путешествие". М., 1988.

59. Васильева Т. Александр Поп и его политическая сатира. Кишинев, 1979.

60. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

61. Кагарлицкий Ю. И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

62. Колесников Б. И. Роберт Бернс. М., 1967.

63. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. М., 1994.

64. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Д. Свифта. М., 1986.

65. Маршова Н. М. Шеридан. М., 1978.

66. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М., 1986.

67. Роджерс П. Генри Филдинг. М., 1984.

68. Сидорченко Л. В. Александр Поуп. В поисках идеала. Л., 1987.

69. Соколянский М. Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975.

70. Урнов Д. М. Дефо. М., 1977.

71. Шервин О. Шеридан. М., 1978.

72. Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

73. Баскин М. Н. Монтескье. М., 1975.

74. Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

75. Библер В. С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

76. Верцман И. Руссо. М., 1970.

77. Гордон Л. С. Поэтика "Кандида" // Проблемы поэтики в истории литературы. Саранск, 1973.

78. Грандель Ф. Бомарше. М., 1979.

79. Гриб В. Р. Аббат Прево и его "Манон Леско" // Гриб В. Р. Избранные работы. М., 1956.

80. Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

81. Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.

82. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла. М., 1995.

83. Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.

84. Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер. Л., 1968.

85. Кузнецов В. Н. Вольтер. М., 1978.

86. Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. II.

87. Пахсарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-х - 1960-х годов. Днепропетровск, 1996.

88. Разумовская М. В. От "Персидских писем" до "Энциклопедии". Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994.

89. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981.

90. Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

91. Абуш А. Шиллер. М., 1964.

92. Аникст А. А. Гете и "Фауст". М., 1983.

93. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

94. Бент М. "Вертер, мученик мятежный...". Биография одной книги. Челябинск, 1997.

95. Верцман И. Эстетика Гете // Верцман И. Проблемы художественного познания. М., 1967.

96. Вильмонт Н. Достоевский и Шиллер. М., 1984.

97. Волгина Е. И. Эпические произведения Гете 1790-х годов. Куйбышев, 1981.

98. Гетевские чтения. 1984. М., 1986.

99. Гетевские чтения. 1991. М., 1991.

100.Гетевские чтения. 1993. М., 1993.

101.Гулыга А. В. Гердер. М., 1975.

102.Данилевский Р. Ю. Виланд в русской литературе // От классицизма к романтизму. Л., 1970.

103.Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1982.

104.Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

105.Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1987.

106.Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

107.Лессинг и современность. М., 1981.

108.Либинзон З. Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

109.Лозинская Л. Ф. Шиллер. М., 1990.

110.Стадников Г. В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.

111.Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962.

112.Тронская М. Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965.

113.Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

114.Тураев С. В. "Дон Карлос" Шиллера: проблема власти // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

115.Шиллер. Статьи и материалы. М., 1966.

116.Шиллер Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1955.

117.Андреев М.Л. Комедии Гольдони. М., 1997.

118.Реизов Б. Г. Итальянская литература XVIII века. Л., 1966.

119.Свидерская М. Изобразительное искусство Италии XVIII века в контексте западноевропейской художественной культуры // Вопросы искусствознания. М., 1996. IX (2/96).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

Молодёжи и спорта УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

Молодёжи и спорта АРК

РВУЗ „КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” (г. ялта)

 

Рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

„ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ”

„европейская литература

XVII-XVIII веков.

барокко и просвещение”

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ „АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА”,

„РУССКИЙ ЯЗЫК, АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА”

Очной формы обучения

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

доцент

кафедры иностранной филологии

к.ф.н. Седых Анна Ивановна

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ: доцент кафедры

иностранной филологии, к.ф.н.

Майборода Алексей Анатолиевич

 

Рассмотрена и рекомендована на заседании

кафедры иностранной филологии

от „_____”_______2011 г. (протокол № ___)

 

 

Ялта, 2011


ВСТУПЛЕНИЕ

Программа изучения дисциплины „История зарубежной литературы” составлена в соответствии с местом и назначением указанного курса в структурно-логической схеме, предусмотренной учебно-профессиональной программой подготовки бакалавра по соответствующему направлению, и охватывает весь спектр смысловых модулей, обозначенных аннотацией. Программа согласована с рабочим учебным планом на 2011-2012 учебный год.

Курс рассчитан на студентов филологических специальностей 2 года обучения, имеющих достаточный уровень знаний по истории литературы Античности, Средневековья и Возрождения, а также владеющих знаниями по литературе Барокко и Классицизма на уровне школьной программы.

Предметом изучения является европейская литература периода барокко и Просвещения XVII – XVIII веков.

Объектом изучения является система произведений периода Барокко (XVII век), а также достояния литературы периода Просвещения (XVIII век). Также предметом рассмотрения является процесс и основные этапы формирования литературно-критической мысли указанных периодов. Курс дисциплины охватывает литературу ряда европейских стран: Испании, Италии, Франции, Англии и Германии.

На фоне усвоения особенностей социально-исторической обстановки развития общества и процесса трансформации политических, социальных и религиозных систем рассматривается также и процесс развития литературно-философской мысли, формирования тесных взаимосвязей различных видов и родов искусства – живописи, музыки, архитектуры, театра.

Терминологический раздел программы знакомит студентов с историко-литературными реалиями указанного периода, раскрывает содержание понятийно-терминологической базы, призванной дополнить знания студентов по литературе предыдущих периодов и стать основой для успешного усвоения особенностей литературы XIX, XX и XXI веков.

Курс дисциплины профессионально ориентирован, согласован со школьной программой, как в вопросе излагаемого материала, так и в вопросе ориентирования на усвоение студентами комплекса знаний и овладение рядом умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Однако в курсе дисциплины предусмотрены такие темы и разделы, которые выходят за рамки школьной программы и направлены на расширение кругозора студентов, формирование у них литературно-искусствоведческой компетенции, развитие умений и навыков творческого аналитического мышления.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс „Истории зарубежной литературы периода Барокко и Просвещения” является частью общего курса, посвящённого изучению европейских литератур. Он охватывает два значительных периода становления и утверждения европейских литератур. Указанный курс не является независимой самостоятельной дисциплиной, а становится в ряд с другими филолого-социальными курсами, призванными расширить кругозор студентов, подготовить их к осуществлению профессиональной деятельности, содействовать выработке у них научного подхода к изучению предмета, а также развить навыки самостоятельной творческой и исследовательской работы.

В процессе обучения осуществляется комплексная реализация практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей, что способствует повышению культурного, творческого, общеобразовательного и профессионального уровня студентов и сопутствует решению как основных, так и целого ряда дополнительных целей.

Основной целью изучения курса дисциплины является овладение студентами полным комплексом знаний по истории зарождения, становления и развития литературы Барокко и Просвещения в европейских странах, у<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.93 (0.017 с.)