Гуманитарное знание как основа формирования духовности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарное знание как основа формирования духовности



Гуманитарное знание – это не знание о каких-либо конкретных объектах, отличающихся от других объектов. Гуманитарное знание – определенное отношение с собой и с другими людьми. Представляется, что в истории попыток определения гуманитарного знания интеллектуальной стороне дела традиционно уделяется больше внимания, чем экзистенциальной и коммуникативной. Однако вопрос «меры долступной истины» и остроты сомнения в ней неразрывно связан с осознанием и развитием у себя определенных познавательных ожиданий и соответствующей им установки.

Гуманитарное знание приобретает все большее значение как интегрирующий центр в системе наук. Собрание разрозненных знаний не образует науки. Необходимы системность, более общий взгляд на явления и их сущность, диалектическое отрицание отживших понятий, то есть модернизация науки и образования. С другой стороны, невозможно понять сущность и характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиций. Традиции как социальные программы различаются по составу (простые и сложные), способу возникновения в культуре (естественно сложившиеся и искусственно создавшиеся), времени существования (долго и короткоживущие), эвристическому потенциалу. "Культурная традиция – это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах" (Э.С.Маркарян). При этом развивается процесс вариативного функционирования стереотипов – локального, регионального, этнического и т.п.

Определение личности как абсолютной жизненной ценности имеет наибольшее значение для самоопределения человека в окружающем мире. В связи с этим в образовании возрастает значение социальных гуманитарных наук, к которым принадлежат культурология, искусствоведение, гомология – область синтетических знаний о многомерной сущности и многообразных сторонах существования человека (М.Я. Бобров), философия и другие дисциплины. Личностно-ориентированное обучение в современной педагогике понимается как процесс соотнесения социума и индивидуальности и предполагает создание условий для развития личностных свойств субъекта обучения на основе принятых гуманистических ценностей. Цель образования – становление самореализующейся личности как открытой системы, умеющей выступить субъектом образования и реализовывать собственный потенциал на основе толерантного построения межличностных отношений. Толерантность успешно можно воспитывать на основе национальных компонентов, включенных в гуманитарное знание. Любить и уважать можно только то, что знакомо, известно, изучено. Изучение художественных культур и искусств народов – наиболее короткий путь к взаимопониманию.

Многомерность феномена личности служит основанием для осознания междисциплинарного статуса проблемы личности, которую в равной мере, кроме названных наук, исследуют культурная психология (Лурье, А. Кардинер, Т. Шварц), этнология, аксиология – учение о природе ценности и общих закономерностях ее производства и потребления (В.П. Бранский), этнография. Концепция личности тесно связана с идеалом; понятие "идеал" играет определяющую роль в понимании не только искусства, но и культуры в целом. Национальный идеал несомненно имеет общечеловеческое содержание. Как воплощение лучших достижений человеческой мысли он подвергается символизации. В освоении культуры большую роль играет идея о значении знака, символа (Л. Выготский). Важно и ценно то, чтобы при новом витке символизации человеческого идеала не происходило эмоционального обеднения, душевного оскудения личности. Именно на это направлены образовательные и воспитательные задачи, решаемые в процессе интеграции гуманитарного знания в высших учебных заведениях России; эти задачи можно сформулировать следующим образом: развитие универсальности интеллекта; преодоление узкой национальной замкнутости, узкой профессиональной специализации; создание условий для творческого синтеза наук и искусств на основе живой практики. "Русский путь чреват большими контрастами, неравномерностью, перемежающимися рывками и застоями" (Д.В.Сарабьянов). Решительная смена поколений, отрицающих друг друга, разрыв национальных привычных контактов, ослабляют и даже уничтожает традиции, которые обеспечивали бы связь следующих друг за другом явлений. Традиции российского образования XIX-XX вв. содержат драгоценный опыт интеграции гуманитарных наук, сотрудничества университетской и академической науки на основе междисциплинарных подходов.

 

Духовное развитие личности.

Не может быть духовного развития без работы над совершенствованием сознания. человеку необходимо для создания совершенного сознания постоянно воплощаться. Исходя из этого и строиться методика развития сознания при духовном восхождении.
Путь духовного развития рассматривается, как путь отличный от истинного духовного пути. Он не рассматривается в контексте с жизнью в других сферах и строится, как правило, без учета возможности жизни более определенного для данного воплощения срока.
Но в целом методики духовного развития должны разрабатываться с учетом продолжения жизни в иных сферах. Эти методики должна быть рассчитана на различные способности человека, и в первую очередь, должны выявлять наработанный в предыдущих воплощениях энергоинформационный потенциал сознания для его дальнейшего развития.
Методики духовного развития на физическом плане должны строится индивидуально. Понимание Истины проявляется после индивидуального ее поиска, зачастую длительного, в процессе углубленного постижения различных аспектов одной проблемы. Истина открывается сознанию не как поданный материал, а как сформированное сознанием умозаключение конкретного человека на основании полученной разносторонней информации как из литературы или методических источников, так и материала, наработанного самим сознанием в процессе размышления по конкретным проблемам. Истина не может быть высказана, она может только созреть в сознании.
Этот путь является необходимостью и свойственен всем духовно развивающимся личностям. Он дает возможность вырастить ассоциативное поле сознания, способное увидеть оттенки проблем и дать ее глубокий анализ.
Необходим индивидуальный подход к проблеме духовного воспитания. Тем более, что в настоящее время на этот путь становится очень мало людей.

В основе структуры сознания должны быть заложены истинные знания, которые являются фундаментальными в общеобразовательном процессе. Эти знания вечны. И в первую очередь задачей науки является формулирование этих областей знаний, чтобы впоследствии в развитии человека они оставались в сознании незыблемыми.
Государственно-правовой аспект. Идея личности – самостоятельности индивида в социуме – и есть идея ее неотъемлемых естественных прав, «прав человека». То, чего личность обязана добиваться от социума и без чего безусловно вправе расторгнуть свой «общественный договор» с властью – это своего признания в каждом индивидууме, то есть свободы каждого во всем, что совместимо со свободой каждого другого. Это значит: право выводится из собственной сути, и закон должен быть правовым. Сама мысль, что права человеку дает власть, претворяя свою волю в закон – конечно, абсурдна. Ибо извечна сама человеческая природа, и никакой власти ничего с этим не поделать; человека скорее убьешь, чем переделаешь, а личности в нем не убьешь, даже убив его самого. – В привилегиях же личность, в нормальном случае, не нуждается (в них нуждается слабость, от которой, ясно, не гарантирован никто); всем разрешено все, что всем не запрещено – право равно для всех.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.108.18 (0.004 с.)