Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.2. Естественнонаучная и гуманитарная культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
O Основные понятия Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук). Дифференциация наук. Интеграция наук. Математика как язык естествознания. Гуманитарные науки. Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической. & Краткое содержание Естествознание в современном понимании - это совокупность наук о природе «материальных реальностей», находящихся во взаимной связи, взаимодействии, в движении. Толкование слова «естествознание»: заимствовано из старославянского языка и образовано из слова «естьство » – бытие, сущность и слова «знание», а значит буквально – это знание о бытии, о сущности. В философии – онтология. Этимология русского слова «природа»: главным божеством древнерусских и древнеславянских богов был Род – бог Вселенной, родоначальник богов, прародитель мира и человека. Он олицетворял Космическую жизнь. Человек ведет свою родословную от верховного божества – Рода. Слово «род» стало основой для многих русских слов, таких как Родина, народ, родник, урожай, рожать, Природа («при» - около, вблизи). В XIX веке было принято естествознание разделять на две большие группы (или опытное познание природы). Первая группа по традиции охватывает науки о явлениях природы (физика, химия, физиология), а вторая – о предметах природы. Но предметы природы – это не только весь окружающий материальный мир с небесными телами и землей, но и неорганические составные части земли, и находящиеся на ней органические существа, и, наконец, человек. - Рассмотрение небесных тел составляет предмет астрономических наук - Земля составляет предмет ряда наук, из которых наиболее разработаны геология, география и физика земли. - Познание предметов, входящих в состав земной коры и на ней находящихся, составляет предмет естественной истории с ее тремя главными отделами: минералогией, ботаникой и зоологией. - Человек же служит предметом антропологии, наиболее важными составными частями которой являются анатомия и физиология. В свою очередь, на анатомии и физиологии базируются медицина и экспериментальная психология. В наше время самым широким делением является деление на науки о живой и так называемой неживой природе. Естествознание – это также комплекс наук о природе (естественных наук). 5 фундаментальных естественных наук: физика, астрономия, химия, биология, геология
В современном естествознании органически переплетаются два противоположных процесса: непрерывнойдифференциации естествознания и все более узкие области науки иинтеграции этих обособленных наук. В процессе познания Природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Но Природа (Вселенная, Жизнь, Разум) – это единый, сложный, самоуправляющийся организм. Если Природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки, поэтому дифференциация знаний о Природе должна смениться их интеграцией. Естественные науки основываются на проведенных наблюдениях и на логических выводах из наблюдаемого. Все ближе наука подходит к пониманию того, что само существование человека обусловлено основными закономерностями развития Вселенной в целом. Если верна концепция антропоцентризма и человек является целью всех совершаемых в мире событий, то возникает очень важный мировоззренческий вопрос: не было ли существование человека потенциально заложено в зародыше Вселенной? Для всех естественных наук общим является цель, методы и критерии. ü Цели: - выявление скрытых взаимосвязей, создающих органическое единство всех физических, химических, биологических, психологических и социально-экологических явлений; - более глубокое и полное познание сущности (понятие) законов самих этих явлений и создание современной естественно-научной картины мира; - познание образа Мира и места человека в нем. ü Критерии научности – непротиворечивость утверждений и их эмпирическая проверяемость (практика – критерий истины). ü Методы – см. тему 1.1
Естествознание возникает в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой этой практической деятельности. Таким образом,задачейестествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естествознание общезначимо, т.е. дает истину пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно всегда рассматривалось в качестве эталона объективности. От технических наук отличается направленностью на познание, а не на преобразование мира. От математики отличается тем, что исследует природные, естественно существующие, а не мыслимые, абстрактные, знаковые системы. Науки о природе, несмотря на некоторую неоднородность их развития, достигли сейчас таких высот, что способны оказывать колоссальное воздействие на нормы мышления и духовный мир человека. Поэтому в наше время их следует включить в общее культурное пространство. Отсюда следует, что естествознание можно считать феноменом мировой культуры, следовательно, полезно разобраться, в чем состоит его идейный вклад в общий культурный фонд человечества.
Совокупность систем ценностей, идеалов, методологических установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексамназывают научной культурой. Человеческая деятельность и человеческая культура разделена на две сферы:
Основные отличия гуманитарно-художественная культуры от научно-технической: - субъективность знания - нестрогий образный язык - выделение индивидуальных свойств изучаемых предметов - сложность (или невозможность) верификации и фальсификации В общей / глобальной картине мира гуманитарные идеи в широком смысле сочетаются с философскими и естественнонаучными.
Наука в целом – это многогранное и системное образование, все отдельные компоненты которого (конкретные науки) теснейшим образом взаимосвязаны. Только в наши дни была выработана и сформулирована единая глобальная общенаучная идея – это единство эволюции человека и эволюции Вселенной. Ученые поняли, что проблемы устройства Мира и проблемы духовной сущности человека по многим позициям перекрываются. Поэтому в плане решения конфронтации двух культур и обеспечения интеграции знаний необходима фундаментализация гуманитарного образования и гуманитаризация естественнонаучного. Широкий мировой резонанс вызвала лекция «Две культуры и научная революция», прочитанная английским писателем Чарльзом Сноу в 1959 году в Кембридже, затем его книга «Две культуры», в которых рассматривались вопросы взаимодействия гуманитарной и естественнонаучной культур. Естественнонаучные методы познания все в большей мере используются в гуманитарных науках. Сейчас науки о природе, несмотря на некоторую неоднородность их развития, достигли таких высот, что способны оказывать колоссальное воздействие на нормы мышления и духовный мир человека. Поэтому в наше время их следует включить в общее культурное пространство, чтобы было правомерно говорить о естественнонаучной культуре как о другой полноправной (наравне с гуманитарной) ее форме. Человечество, вступая в III тысячелетие, реализует путь к единой культуре, направленной на слияние знаний естественнонаучного и гуманитарного направлений, пронизанные различными системными связями. Однако, нельзя допустить полного слияния этих знаний, так как каждое из указанных направлений имеет свою специфику. Конструктивный подход – представление о единой, но двуликой культуре, заключающееся в существовании гуманитарной и естественнонаучной форм, их разнообразии и дополнительности. Между ними устанавливается взаимодействие по типу сообщающихся сосудов, когда прибавление содержания в одном сосуде рано или поздно повышает уровень оного в другом. Два лика культуры — это образы человека и природы. Их единство рождается в понимании, что человек — это часть природы, а природа — его естественное окружение. Единство наук определяется в конечном счете материальным единством мира. Отсюда следует, что естествознание должно быть представлено в образовании как феномен мировой культуры.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.31 (0.012 с.) |