Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. 3. Человек в биосфереСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
O Основные понятия
Антропогенез. Палеонтологические находки предков человекообразных обезьян и человека. Приматы. Основные этапы эволюции рода Homo и его предшественников (стадиальная концепция): протоантропы (австралопитеки), архантропы, палеоантропы, неоантропы. Виды: Человек умелый (Homo habilis), Человек прямоходящий (Homo erectus), Человек разумный (Homo sapiens). Возрастание роли социальных эволюционных факторов и ослабление биологических (движущего и дизруптивного отборов, изоляции, популяционных волн) в антропогенезе. Место вида Человек разумный(Homo sapiens) в системе живого. Характерные особенности человека. Сложность природы человека. Мозг человека, сознание. Эмоции, творчество, работоспособность. Неолитическая революция. Экологические последствия неолитической революции. Коэволюция человека и биосферы.
& Краткое содержание Антропогенез — один из разделов антропологии (науки о человеке), изучающий происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Главной особенностью антропологических концепций является совместное рассмотрение биологических и социальных факторов. Происхождение человека — уникальное явление, при котором осуществляется переход от биологических к социальным процессам. Для антропогенеза недостаточно только биологических закономерностей (факторов биологической эволюции), мутационного процесса, популяционных волн, дрейфа генов, изоляции и естественного отбора: · Естественный отбор в антропогенезе потерял ведущую роль как фактор видообразования. В известной мере он выполняет лишь стабилизирующую функцию, способствуя сохранению признаков вида в относительно постоянных условиях среды. · Теряет свое значение изоляция (разнообразные факторы, препятствующие свободному скрещиванию). Нарушение изоляционных барьеров происходит за счет активной миграции и устранения национальных и расовых предрассудков, ведет к обогащению генофондов популяции и формированию смешанного населения в отдельных регионах. · Мутации постоянно меняют генотипический состав населения и вместе с комбинативной изменчивостью (образованием у потомков новых сочетании генов в генотипах, формирующихся в результате перекомбинации генов и перекомбинации хромосом в процессе полового размножения) обеспечивают внутривидовое разнообразие. Ослабление действия естественного отбора может вести к накоплению вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особи. Социальные факторы антропогенеза: общественный образ жизни, речь и мышление, трудовая деятельность. Они приобрели столь важное значение в эволюции человека, что позволяет говорить об антропосоциогенезе. Проблема возникновения человека ныне рассматривается: 1) во-первых, как проблема возникновения видовой специфичности человека. Под критериями человека понимается некое фундаментальное свойство, в котором отразилась бы специфичность человеческого общества. В качестве таких критериев обычно рассматриваются а) наличие труда как сугубо человеческой деятельности, б) сочетание прямохождения, свободной руки и сложного мозга. 2) во-вторых, существуют попытки решить вопрос о происхождения человека через рассмотрение проблемы возникновения языка. Человечество существует как биологический вид и как социальный феномен благодаря двум каналам информации: 1. Первый — генетический — присущ всей живой природе. Материальным его носителем является ДНК. Совокупности генов в организме (геном) и в популяции (генофонд) нестабильны. Мутационный процесс меняет признаки организма случайно, не интересуясь их судьбой. Второй источник изменчивости генов — генетическая перекомбинация при скрещивании. В каждом новом поколении появляются новые комбинации, порождающие новые фенотипы. Не выдержавшие испытания носители неудачных признаков относительно редко оставляют потомство и уступают место более устойчивым организмам. Следующее поколение будет немного иным, чем прежнее. Так идет биологическая эволюция — за счет контролируемых средой изменений в генетическом канале передачи информации. 2. Второй канал информации, существующий у человечества и в развитом виде только ему присущий, — лингвистический. В устной речи информация кодируется звуками (фонемами), которые объединяются в слова, а слова — в предложения. С незапамятных времен по этому каналу передавались сведения о простейших способах выжить, потом обряды и обычаи, технологии и религии, философские учения, производственные отношения и политические системы. Во втором канале, как и в первом, от поколения к поколению накапливаются изменения. Есть в этом канале и аналог генетической рекомбинации — новые идеи рождаются на стыке информации, языков, культур. Внешней средой для второго канала являются условия среды — отношения людей между собой. Среди лингвистов и антропологов распространено мнение, что знаковые системы животных и человеческие языки несопоставимы: языку присуща иерархичность построения, произвольность знаков, открытость (способность сообщения удлиняться для передачи большего объема информации). Переломный момент в эволюции языка связан не с морфологическими изменениями гортани, а с формированием речевого центра — зоны Брока. Скорее всего, это произошло более 1 млн. лет назад в экваториальной Африке. У других животных, лишенных «настоящего языка», т.е. такого языка, где огромную роль играет синтаксис, отсутствует зона Брока. С момента формирования второго канала информации стали очевидны его недостатки: во-первых, несовершенство хранения информации (объем информации ограничен памятью и временем жизни носителя) и, во-вторых, малый радиус передачи информации. Средством преодоления этих «минусов» стала письменная речь. В целом, в истории исследований по эволюции человека обнаруживаются две тенденции:
Место вида Homo sapiens в иерархии живого
В настоящее время эволюция человека известна в общих чертах. По своему генотипу ближе всего к человеку шимпанзе, с которой эволюционная линия человека разошлась 6-8 млн. лет назад. Поздний неантроп - подвид человека разумного - появился в различных районах Земли 40-80 тыс. лет тому назад. Анатомически он не отличается от современного человека. Продолжительность существования вида Человек разумный от появления человека умелого до позднего неантропа и далее составляет около 2 млн. лет. По современным научным данным весьма правдоподобной выглядит гипотеза о возникновении примитивного Человека разумного около 200 тыс. лет назад в Африке и постепенного расселения его по планете. Концептуальное резюме: 1) подобно другим организмам человек произошел естественным путем, без какого либо вмешательства сверхъестественных сил; 2) по своему генотипу и фенотипу человек разумный наиболее близок к человекообразным обезьянам, прежде всего к шимпанзе; 3) эволюцию человека можно представить в виде следующей схемы: человек умелый → человек прямоходящий → человек неандертальский → кроманьонский человек → современный человек; 4) история рода Человек составляет около 2 млн. лет.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.008 с.) |