Актуальность проблемы человека в 20 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность проблемы человека в 20 веке.



1- антропология возникла в 20 веке. В этом веке человек обнаружил, что он незнает, что такое человек.

Т.к. народ поумнел и захотел узнать что-такое человек.

Произошло дезинтеграция понятия человека и нужно чтобы было общее понятие человека. Поэтому нужна интеграция, синтез.

2- В 20 веке обнаружил, что он создал 3-х монстров: техника. Политика, экономика.

Т. чтобы упростить жизнь, на Благо.

П. для зашиты наших свобод.

Э. способ производства наших материальных благ.

3- В 20веке человечество испытало приступ мирового одиночества

А) к 20 век оказалось разрушенными такие типы мировоззрения, где человек чувствовал уютно, защищено

Мифологическое мировоззрение давало уют.

Античное мировоззрение человек понимается как широкое, уютно чувствует???

Христианское мировоззрение уютно себя чувствует

Натурфилософское мировоззрение человек как ничтожная частичка, т.е. не уютно чувствует.

Человек в мире одинок! Одиночество- когда нет на кого положиться.

Б) к 20 веку оказались практически разрушены общинные формы жизни.

Ремесленная и сельская община. На заводе гиганте все чужое.

Ремесленная община и сельская община - человеку комфортно.

В) изменился существенный характер семьи

В семье 2-3 человека.

 

Понятие и модель отчуждения. Виды отчуждения

Отчуждение- это отрыв существования от сущности, т.е. такое существование человека, кот. не соответствует его сущности. В сущности своей человек как дух свободен, однако его реальное существование может оказаться не свободной (у человека есть выбор) Свободный ↔несвободный

«Свобода от»- независимость

«Свобода для»- возможность действовать(как человеку захочется) сообразно желаниям моего «Я».

Идолопоклонства- исторически первая форма и модель отчуждения.

Первобытные и.п статуя-сделал человек, ублажает, покланяется. Человек сам себе создает и.п. и становится рабом. Создавая «идола», наделяя его огромной силой, принципиально превосходящей человеческую, человек поклоняется ему, превращая себя в раба творения рук своих (либо своего разума).

Многообразие отчуждения определяется тем фактом, что буквально в любом человеческом отношении существует возможность создания «идолов». С самого начала человеческого существование стремление вырваться из-под власти природных сил заставляло человека создавать различные технические устройства, что породили иллюзию всемогущества техники.

Аналогичным образом человек создавал различные картины мира, сознавал в них себя песчинкой, частичкой элементом, поставленным на службу целого.

Самоотчуждение -человек находится в своем рабстве.

 

1) Человек в рабстве своей страсти (патологическая ревность- постоянно изводит партнера ревностью.

Человек превращает себя лишь в средство для своего существования, кот постоянно делает деньги, который не будет отдыхать.

Многообразие отчуждений:

1- Рабство у техники (Игрок (зависит от игрального автомата)

2- Рабство у коллективности (общ. мнение, мода) тоталитаризм- человек оказывается клеточкой какого-то соц. организма, выполняя функции в различных организациях.

3- Рабство у будущего- человек создает идею будущего и сам ставит себя в зависимость перед ним (коммунизм)

Во всех этих случаях человек не чувствует, что мир и его «Я» даны ему самому, наоборот, он «дан» миру, он не принадлежит себе.

+ стр. 44 сем.


Отчуждение всегда есть выбор.

 

Проблема смысла человеческого существования. Бессмысленность (абсурдность) жизни.

Человек перед вопросом о смысле

Человек может внезапно столкнуться с бессмысленности существания.

Один из главных «недугов» общества всеобщего отчуждения - утрата смысла человеческого существования, или «экзистенциальный вакуум (пустота существования». краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)» (экзистанционализм рассматривает человека одного)

Аутентичный -подинный

Современная статистика показывает, что большинство попыток самоубийства мотивировано отсутствием смысла существования, несмотря на удовлетворение повседневных потребностей.

Смысл существования связан с представлением о ценностях и цели существования. «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств.

Эдипов «Миф о Сизифе». Абсурд - бессмысленности. Между человеком и миром есть отношение. Надо изменить сознание человека, изменить свое отношение, а мир изменить нельзя. Люди совершают противо разумные действия.

Сознание→разум присущ только человеку, т.к. он подстраивает мир под себя. А животные приспосабливаются, т.е. гармонирует с миром.

Ценности:

Личность Ценности   Субъективные   Материальные и духовные
Животное Потребности организма   Объективные   материальные


Человеку в отличии от животных инстинкт не диктует, что ему нужно.

Ценность – то что человек сознает как нужно ему.

Ценности:

1) Условные (то что нужно в качестве средства для чего нужно еще)

2) Безусловные (то что нужно само по себе) сам выбирает.

Искусство(для себя) ↔ремесло (если хочет заработать) Качество не рассматривается.

Если у человека есть какая-либо безусловная ценность, то она и определяет смысл его существования.

Человеку нельзя говорить, что для него ценность, он должен сам определить для себя.

(воспитание-навязывание ценностей; потому что какие –либо ценности мы бы не нисли-несем ответственность за них)

Рефлексивное сознание (сознание в своем сознании)

Когда Я –нефиксирует, а то ничего вспомнить не может.

Абсурд

Разлад между человеком и его жизнью выступает как чувство абсурдности, когда человек внезапно обнаруживает себя посторонним в жизни.

Абсурд - когда чел. внезапно обнаружил себя посторонним в жизни. Чувство абсурдности возникает случайно, внезапно. Понедельник, вторник….скука.

Сама проблема смысла возникает лишь поскольку, постольку человек наделен разумом.(«Будь я деревом или животным, проблема смысла исчезла бы вовсе»)

Абсурд - это отношение человека и мира, это столкновение между иррациональностью мира и чел. желанием ясности этого мира. Очевидно, что для уничтожения отношения достаточно уничтожить один их членов этого отношения, поэтому самоубийство оказывается логически элементарным выходом из абсурда.

 

19. “Обладание” и “бытие” в человеческом существовании.

Проблема “Обладания” и “бытия”тесно связана с проблемой свободы. Различие «между тем, что мы имеем, и тем, что мы есть» оказывается в непосредственной связи с мерой свободы и несвободы человеческих поступков.

Например: раб и господин, они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Гегель сказал, что господство есть обратная сторона рабства.

Вся история человечества связана с борьбой за свободу, но не знают, что с ней делать. Рабство- это пассивность, победа над рабством-это творческая активность. Как только появляется творчество- в любой степени- мы находимся в сфере бытия. Быть – значит создавать культ ценности.

Современное общество формирует человека с отчужденным характером (рыночным). Человек превратился в вещь, в объект. Многие люди испытывают депрессию. В современном обществе деньги, слава, власть служат главными ценностями. Такой соц. характер связан с установкой на обладание.

«Делать», «иметь» и «быть» (Делать зачеркнули, для того чтобы иметь или быть)

Человек свободен, когда он сам себя определяет и реализует, то есть когда он определен своим Я. В противном случае, когда существование человека определено извне, когда он не является «автором» своих поступков, он оказывается в рабском положении. Свобода, таким образом, - это отрицание внешнего, чужого произвола и утверждение своего Я в мире.

Мы желаем обладать таким-то объектом, или сделать такую-то вещь, или быть кем-то. Три большие категории конкретного человеческого существования выступают перед нами в их первоначальном отношении: делать, иметь, быть»

«”делать” редуцируется в средство, чтобы иметь», а «желание действовать редуцируется к определенному желанию бытия... Таким образом, три категории - «бытие», «действие», «обладание» - сводятся… к двум, так как «действие» является чисто переходной категорией. Желание может быть по своей сущности только желанием «быть» или желанием иметь (обладать)».

Отношение владения (обладания) неизбежно порождает зависимость человека от собственности, тем самым лишая его свободы, превращая в раба.

В противоположном же случае, «когда человек предпочитает быть, а не иметь, он не испытывает тревоги и неуверенности, порождаемых страхом потерять то, что имеешь. Если я - это то, что я есть, а не то, что я имею, никто не в силах угрожать моей безопасности и лишить меня чувства идентичности.

Обе установки - иметь и быть - коренятся в природе человека.

Тенденция иметь - обладать - в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению; вторая тенденция - быть, а значит, отдавать, жертвовать собой - обретает свою силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими.

2 типа мировоззренческих установок:

1)Иметь (потребности материальные) ребенок тащит в рот-присвоил

Быть

Человек может относится ко всему.

Примеры:

1-Европеец срывает цветок(иметь), японец любуется цветком(быть).

2- Красная книжка (иметь), кто любуется книжкой и читает ее (быть).

Заучивать книгу (иметь), наслаждаться (быть).

3-Одни студенты постоянно пишут (иметь), др. студенты не пишут, а понимают (быть).

Можем относиться к человеку как иметь (мой ребенок, моя жена)

В Случае иметь от свободы ничего не остается.

Трансцендирование - выход за собственные пределы (медитация - обращение к своему я).

Самотрансцендирование- как вы относитесь пол принципу иметь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.021 с.)