Специфика философии. Философия и другие области знания. Основные проблемы философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика философии. Философия и другие области знания. Основные проблемы философии.



Специфика философии. Философия и другие области знания. Основные проблемы философии.

Философия (от греч.-любовь к мудрости). Философия возникла в 6в. До н. э. Она занимается проблемами, с кот. сталкивается люди. Жизненные проблемы называются «вечными». Ответ на них сразу дать нельзя и всегда приходиться отвечать на этот вопрос.

Философия – это теоретическое мировоззрение. Т.е. что я есть в этом мире и то что есть мир для меня. Шопенгауэр А. «”Мир есть мое представление”»

Обыденное ↔теоретическое

Теоретическое - строго построенное логическое знание, хорошо обоснованное.

Обыденное – у всякого человека может быть не разбериха.

Философия ум в порядок приводит.

Основные проблемы философии:

1. Проблема первоначала философии.

Первоначало – от куда все произошло, это то что из чего все происходит и туда куда все возвращается.

Материалисты 2 признака материи: -объективность (независимо от сознания вообще (снег)) - чувственная данность (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус)
Идеалисты 2 признака идеи: - Субъективная (находиться в сознании человека) - свобода (красоту поделить нельзя)
Философы
В соответствии с утверждениями первоначала философы делится на материалистов и идеалистов в зависимость от выбора первоначала - материалисты считают материю, а идеалисты - идею. Первоначало – это то, где сосредоточены гл. причины.

 

 

В материи, например, не может быть, чтобы температура тела была 20 град, машины двигались со скоростью света.

К материи (материально) относится: вакуум, поля, атомы, электронные частоты, молекулы. Звезды, универсум (вся вселенная)

Идеалисты бывают объективные и субъективные.

Субъективный идеализм: первоначалом явл. индивидуальная идея, личная, т.к. субъект. Основной принцип- существовать значит быть восприимчивым (Беркли). «Существовать значит быть воспринимаемым»(сахар, видеть свитер, опред. Цвета)

Объективный идеализм: первоначалом явл. над индивидуальный (независимо от сознания вообще)

Идея приобрела хар-р, т.к. многие считают, что данная идея верна.(культура, наука. Законы Ньютона-идея стола всеобщей)

2. Проблема познаваемости мира

Вопр. В состоянии ли человек в своем сознании верно воспроизвести, стороны и свойства мира.

«Вещи для нас», т.е. как субъективно мир мне дан, «Вещи сами по себе» объективно. Мир-ВСЕ.

Истина- это знание, соответствующее действительности. Для проверки соответствия требуется критерии, которые должны быть объективными (либо в смысле эмпирического объекта, либо объективно как всеобщности).

Истина относительна, а не абсолютна!!!

 

3. Проблема метода философии. Диалектика как логика.

Метод - способ размышления.→Логика - правило мышления.

З привила диалектики:

1- Принцип всеобщей связи

2- Принцип противоречивости (диалектика в отличии от формальной логики любит противоречии; Противоречие- это отношение противоположностей.; Противоположность- это две стороны единого целого.)

3- Принцип развития (Взаимодействие противоположностей явл. источником развития.; Машина времени, где можно ходить только по тропинке и мы сошли с тропы и наступили на червяка)

 

Философия не наука, т.к. наука выполняет 2 функции: объяснение и предсказание.

Объект философии - мир в целом, который делится на: материальный и духовный. Философия имеет общество в целом, а не одного отдельного человека.

Мир делится на: материальный и духовный.

В науке объект - это часть материального мира, который устанавливает объективн. законы. Упирается на практику. функции: объяснение и предсказание.

Математика-мета наука, т.е. над др. науками, она основная, использ. в др. науках химия, физика.

Конкретное ↔абстрактное (математика, философия)

Др. области знания: наука, религия, миф (первая форма знания).

Проблемы: мировоззрений, сущности человека, сознательное и бессознательное, свободы и несвободы, человек и культура, общество как особая реальность.

Наука изучает материальное!!!!

Мировоззрение, его виды. Философия и мировоззрение.

 

Философия – это теоретическое мировоззрение.

Мировоззрение(субъективеное) что я есть в этом мире и то что есть мир для меня. Это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

Разные люди смотрят одинаковыми глазами, но видят разными сознаниями. Человек живет в мировоззрение,т к ему так комфортно.

Теоретическое Строго аргументированное знание
мировоззрение
Научное Не совсем правильный термин, не несущий в себе опр. Точного значения, это искал бессмыслица, т.к. наука не занимается мировоззренческими вопросами(есть ли Бог, для чего рожден человек и т.д.)
Обыденное У каждого человека может быть неразбериха

 


Виды мировоззрений:

1) Миф - исторически первая форма мировоззрения. Для первобытного человека миф-это единственно верное.

2) Религия – вера, религиозное сознание (массовое), культы. В центре религии стоит поиск высших ценностей и то, что ценности перемещаются в трансцендентную область. В религии важен культ. С изгнанием мифа из религии ничего не останется, т.к. миф - это одушевлен. культ.

религия
Обыденное религиозное мировоззрение верующие
Теоретич. Религия мировоззрения Богохулы, догматы, которые пишут и принимают на съезде епископов.

 


Миф, сказка, священная история, историческое предание

Поскольку миф – это повествование, то для понимания его особенностей интересно сопоставить его с повествованиями иного рода, тем более что в ряде случаев не исключено их смешение. Несомненно, что четыре культурных феномена – миф, сказка, священная история, историческое предание – близки друг другу. Вместе с тем это далеко не одно и то же, и несложно установить их различия путем соотнесения с двумя признаками: сказочный (несказочный) и сакральный (несакральный); одновременно это поможет лучше уяснить суть каждого из этих повествований.

Часть тождественно целому,если 2 объекта пришли.. то они становятся одним.

Античная философия: структура космоса, проблема первоначала

Возникновение рефлексивного, философского мышления относят к концу VII – началу VI в. до н. э.

Идея античной философии, по А. Ф. Лосеву, – это эволюционирование мировоззрения «от мифа к логосу»; главный принцип – диалектика идеи и материи: идея – это чистый мыслительный формообразующий принцип, материя – это вещественная потенция, что является абстрактным выражением единства господина и раба.

Основано на мифологическом мышлении. На нач. этапах до Платона включительно -разнообразные элементы мифологического сознания.

Космогонические мифы. Космос-весь мир. Античные философы представляют виде космоса:

Ум Душа тело

Ум

Душа

Материя ---- человек

 

 

В античной философии использ. принцип макрокосмоса и микрокосмоса, где микрокосм-это слабое подобие макрокосмоса. Микрокосм-человек.

Антропология появилась в 20в.

Богослов и философия- теоретическое мировоззрение, в них обсуждаются один и тот же круг проблем.

догматов – официально (соборно) закрепленных истин, приобретающих тем самым статус абсолютных истин (их абсолютность признается, конечно, только в рамках данной религии). Ересь, как гласит тот же словарь, – это учение, «противное точной церковной догматике».

Мир

Человек.

10-Понимание человека в христианстве

Дух↔Бог

Душа↓

Тело↓

В Др. времена считалось, что душа есть у всех.

Дух- это то начало, что Бог вдохнул в человека.(искра Божественного в человеке, есть что-то трансцендентное)

Аристотель. Душа подобно колеснице запряженной 2 лошадьми, один черный, который тянет вниз и белый, который тянет ввысь.

Христиане называют себя рабами Божьими. В христианстве человек свободен!!! Есть Выбор!

Фаташизм (фата-дума)

 

11- Грехопадение и спасение

1.Человеку религия нужна для спасения ото зла. В чем суть грехопадения: Падший ангел –дьявол(сатана). Роль его –искушать (свобода выбора). В следствии свободы выбора человека образуется зло.

2. Свобода трактуется для того, чтобы спастись. Платон мир идей и мир вещей.

Зло, таким образом, это уклонение, уход от Бога, то есть от Блага, это умаление блага. Одновременно в христианстве зло понимают как распадение единства, распадение целого.

Логической моделью грехопадения может служить разработанная в античной философии диалектика единого и многого, примененная к соотношению идеи и вещи (по Платону). Одна сторона этого соотношения – идея (единое) как смысловая модель вещей (многого) – нашла выражение в концепции экземпляризма, согласно которой все люди соответствуют Адаму как «образцу».

Вторая сторона отношения идеи и вещи – идея как предел становления (идеал) вещи. Если в этой схеме многое – это люди, то логический образ спасения оказывается в определенном смысле обратным логическому образу грехопадения: если грехопадение – это движение от единого ко многому, то спасение – это движение от многого к единому. Люди, свободно вставшие на путь спасения, выбирают для себя и нравственный идеал – Иисуса Христа («Второго Адама», как его еще называют), который и определяет их моральный путь.

Адам↔(грехопадение) люди

Идея↔(экземпляризм) вещи (люди оттиражированы по образцу Адама…был ли у него пупок??)

Единое↔многое

Т.о.

идеяßвещи

Иисус Христосß(спасение) люди

(«второй Адам»)

 

Христос (греч.) Мессия(евр.)

Иисус Христос как идеал для людей, выбрать его в качестве идеала.

Искупление грехов

Покаяние - это преобразование личности, свободный процесс.

Проводники в личностном качестве не ценны, как человек, который осознал свою ошибку, и осмыслить ее.

Иконоборцы говорили, что в Ветхом завете заповеди запрещают изображения.

Иконописцы говорили, что религия- это массовое сознание и для народа нужны иконы.

Идолы поклонства- иконы.

Мощи(остатки, кости)- идолы. Поклоняются люди им.

В Израиле, чтобы стать гражданином, нужно принять религию./(евреи)

 

В Новом завете написано 9 заповедей, которые начинаются со слов Блаженны- означ. тех людей, который попадут в Рай., т.е. встать на путь спасения.

Спасение в христианстве- это выбрать в качестве идеала Иисуса Христа, т.е. как он жил, как советовал.

Ницше говорил «В сущности христианин был один и то его распяли».

Надо отречься от всего, не надо заботиться о хлебе(приносит голубям), не надо заботиться о одежде.

12- Богочеловек

Единство Божественного и человеческого в Иисусе Христе открывает возможность единства Бога и людей, преодоления их разобщенности как трансцендентного и имманентного. Можно сказать, что благодаря этому религиозность (подлинная, а не мнимая) приобретает иной характер, поднимается на более высокий уровень морального сознания.

Поскольку в христианстве полагают, что миссия Христа реализуется церковью («И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…» – Мф. 16, 18), постольку предполагается, что спасение осуществляется посредством церкви (с философской точки зрения это дискуссионное утверждение). Различают церковь земную как совокупность верующих, ставших на путь спасения, и церковь небесную – небесный Иерусалим.

Иудаизм и христианство противоставляют как религия закона и любви. Как в иудаизме происходит искупление грехов.

Обо`жение- не я живу, а Бог живет во мне(подобие Бога, приближенное к идеалу). Обожение ≠обожествление

 

Богочеловек 1+1=1 (гениальное понятие)
Человекобог ½+ ½=1 Геракл


 

 

Религия была создана для низших классов, как успокоение, манипулирование массой. Социальное неравество было и есть в жизни, а в религии все равны.

Благо-источник Бога.

Зло- источника нету, т. к. Бог один, а он не может сотворить зла.

Причина зла это свобода выбора человека. При спасении есть выбор. Свободный человек должен быть, чтобы следовать этим Заповедям, а не нравственным.

 

 

Духовное и материальное.

Материальное относится опыт, материальные ценности, которые составляют искусственную среду обитания человека.

Духовное относят все формы и уровни общественного сознания: позноватепльное,наука, религия, искусство, мораль,, нравственное,эстетическое. политика, право

3 вида духовного отношения к миру:

-познавательное

-эстетическое

- нравственное (сверх-я)

 

Культура- это материализация духовного.

Человек - это живое существо, наделенное сознанием (духом), постольку для понимания природы сознания целесообразно сопоставлять в разных аспектах духовное и материальное: духовное и природное (биологическое, «жизненное»), человека и животного, сознание и мир., человек - это и материальное, и духовное существо, что и выражено принципом «человек как гражданин двух миров». Над существованием организма у человека надстраивается новый уровень - духовное существование.

Человек же - это одновременно и животное, и нечто противоположное животному. Иначе говоря, человек - это и материальное, и духовное существо, что и выражено принципом «человек как гражданин двух миров».

Согласно М. Шелеру, ключевое понятие для описания человека как единства двух планов существования - организменного («витального») и духовного - это воля; он понимает волю как способность тормозить или растормаживать импульсы влечений. Наличие воли свидетельствует о существовании как бы внешнего, противоположного по отношению к витальным процессам, не зависящего от них (но тем не менее, конечно, принадлежащего человеку) центра регуляции (этот духовный центр регуляции и был назван личностью). Отсюда и берет начало противоположность организменного и духовного, животного и человеческого.

существенной характеристикой духовного отношения к миру, определяет противостояние человека и мира как субъективной реальности и объективной реальности. Субъективная реальность - это многообразие духовных проявлений человеческого Я, составляющего центр активности человека. Одновременно можно определить сознание как способность к духовной деятельности, к духовному акту.

Важно, что объективная реальность для человека - это не просто внешние предметы, но прежде всего мир как некая целостность. Характеризуя сознание как предметное отношение, необходимо отметить, что человек способен предметно отнестись не только к миру, но и к самому себе, сделав предметом свои внутренние процессы и переживания, свои идеи и образы; это фундаментальным образом отличает его от животного, которое «и слышит и видит - не зная, что оно слышит и видит»

Человек же способен «дистанцироваться» даже от своих собственных физиологических и психических состояний, от своего собственного сознания, то есть ему присуще самосознание. Сознание, таким образом, отличает от себя нечто, с чем оно в то же время соотносится; определенная сторона этого отношения - знание. Его характеризуют как одну из форм духовного присвоения, которое принципиально отличается от присвоения материального. М. Шелер называет знание бытийным отношением, суть которого в том, что субъект включает бытие объекта в свое бытие, не нарушая при этом собственного бытия объекта. Этот процесс называют также распредмечиванием; нетрудно предположить, что существует и обратный процесс - опредмечивание, когда элементы субъективной реальности - идеи, образы - воплощаются в объекты, например, в произведения искусства.

Для человека существенно не то, что он обладает знанием, как говорил уже Лейбниц, но то, что он обладает сущностью a priori или способен обрести ее». Эта способность называется идеацией: «Идеация означает постижение сущностных форм построения мира на одном примере соответствующей сущностной сферы, независимо от числа совершаемых нами наблюдений и от индуктивных заключений. Знание, которое мы получаем таким образом, имеет силу для бесконечной всеобщности всех возможных вещей, имеющих эту сущность... Знания, которые мы получаем таким образом, имеют силу за пределами нашего чувственного опыта. На школьном языке мы называем их “a priori”

Мир дан сознанию не только в форме понятия. Говоря о мышлении, противопоставляют дискурсию и интуицию - понятийное и образное мышление. Под интуицией, в отличие от аналитического понятийного мышления, понимают непосредственное целостное, «синтетическое» усмотрение действительности. Этот феномен духа называют также образным, или художественным, мышлением, которое проявляется в целостном «схватывании» объекта, предшествующем логическому анализу.

Различие дискурсивного и интуитивного мышления - это различие познавательного и эстетического отношения как форм духовного освоения (присвоения) действительности.

Третьим видом духовного отношения к миру, наряду с познавательным и эстетическим, является нравственное, в основе которого лежит способность человека отличать должное от недолжного.

Три основные характеристики сознания суть предметность, самосознание и идеация; причем понятия сознания, духа, Я и личности весьма близки по смыслу. Именно в этом плане М. Шелер и определяет личность: «Личность есть монархически упорядоченная структура духовных актов, которая представляет собой уникальную индивидуальную самоконцентрацию единого бесконечного духа, в котором коренится сущностная структура объективного мира». При этом нелишне заметить, что сознание, духовное, Я, личность соотносятся с телесным в целом, а вовсе не только с мозгом. Это ясно показано, в частности, в учении о бессознательном.

 

 

??????Противоположная точка зрения - признание духовного главной характеристикой исторической действительности - имеет значительно больше сторонников. Так, например, Гегель, говоря о развитии, противопоставляет человеческую историю природным процессам в том плане, что лишь духовное имеет признак историзма: «Прежде всего мы должны обратить внимание на то обстоятельство, что интересующий нас предмет - всемирная история, - совершается в духовной сфере. Мир обнимает собою физическую и психическую природу; физическая природа также играет некоторую роль во всемирной истории...???????????

 

Толкование сновидений

Оно Символическое сновидение

Сам символ –универсальные, т.к. выражают простейшее выражение к миру.

Не все сновидения имеют символический характер.

Сновидения должен истолковывать психоаналитик, а мы не можем.

Юнг в структуре личности выделяет:

сознание
бессознательное
личное
коллективное бессознательное архетипы (первобытное мифологическое начало)

 


Архетипы кол. бессознат.- это первобытные мифологические структуры. Юнг наз. их – кристаллическими осями сознания. С помощью архетипа сложилась культура.

Архетип – это не сам образ, а некая структура, кот. задает возможность образа.

? Какую роль бессознат. играет в творческих процессах?

Бессознат. творчество: Пушкин, Толстой, они слышат.

Коллективное бессознательное,пример, классика, когда многие поколениям нравится одно и тоже.

Кристаллические оси – увидеть нельзя, объективно существует -форма.

Кристалл зависит от осей. Форма зависит от углов осей. Для того чтобы образовался кристалл нужно: а) материал б) условия.

У людей архетипы образ.: а) материал – сознание; б) условия – это то что может происходить с человеком(праздники,эмоции).

Один архетип может проявляться и в музыке, и в науке, искусстве. Архетипы (два человека соединены)

Выделяют архетипы:

-архетип анима (женщина) потом меняются после 40 лет

-архетип анимус (мужчина)

Закон сохранения энергии(открыл врач)- один и тот же архетип, т.к. он рассматривал

Религия и бессознательное пришло из мифа!

Религиозно мифологич. и бессознат. символич. одно и тоже!

Трансцендентное за пределами сознания, т.е. бессознательное.

Суть психоанализа

Человек вытесняет то, что явл. для него краснейшими ситуациями. (страшная тайна).

То что мне не дано, то значит это не существует, если это дано в сознании.Наприм. кто-то видет приведение, а кто-то нет.

Каждый человек живет без знания бессознательного.

3 вида духовного отношения к миру:

-познавательное

-эстетическое

- нравственное (сверх-я)

Совесть


Самоконтроль неосознанно

Совесть- частично бессознательно и сознательно. Я

 

Идеал манера поведения (с кем поведешься от того и наберешься)

З. Фрейд

З. Фрейд, исследуя роль сознания и бессознательного в регулировании поведения человека, исходит из идеи целостности личности, связывая с этой целостностью представление о «Я».

Понятие бессознательного соотносится с понятием сознания: обширная и важная область души обычно скрыта от знания, то есть не осознается человеком. Этим и определяется противоположность сознания и бессознательного: если то, что называется сознанием, дано человеку в качестве объекта знания (я не просто знаю нечто, но я также знаю, что я знаю это), то бессознательное таким способом не дано (я ничего не знаю о моем бессознательном).

идеей динамического отношения сознания и бессознательного; между ними все время происходят взаимные переходы: содержания сознания могут становиться бессознательным («вытеснение»), содержания бессознательного могут осознаваться.

Определяя личность как динамическое единство сознания и бессознательного, З. Фрейд описывает ее как единство Я, Сверх-Я и Оно: Оно бессознательно, некоторые части Я и Сверх-Я также могут быть бессознательными.

характеристики Оно:

· темная часть личности,

· хаос,

· не имеет организации и воли,

· аморально,

не подчинено логике (закону противоречия)

Три основные функции присущи Сверх-Я: самоконтроль, совесть, идеал.

Описывая личность как единство Я, Оно и Сверх-Я, З. Фрейд характеризует «бедное Я» как «слугу трех тиранов»: Я движимо энергией Оно, Я стеснено строгим Сверх-Я, Я отталкиваемо реальностью. Причем если Оно - это страсти, то Я - воплощение здравого смысла, которое служит посредником между Оно и реальностью.

К. Г. Юнг

Юнг «позитивно» относится к религии, ибо в содержании религиозных учений усматривает те фигуры, с которыми он сталкивается в сновидениях и фантазиях своих пациентов. неразрывную связь религиозного и бессознательного. Он различает в человеческой душе сознание, индивидуальное (личностное) бессознательное и коллективное бессознательное.

«бессознательное содержит как бы два слоя, а именно - личностный и коллективный. Личностный слой оканчивается самыми ранними детскими воспоминаниями; коллективное бессознательное, напротив, охватывает период, предшествующий детству, т.е. то, что осталось от жизни предков. В то время как образы воспоминаний личного бессознательного являются как бы заполненными, ибо пережитыми, образами, архетипы коллективного бессознательного представляют собой формы незаполненные, ибо они не пережиты индивидуумом лично. Коллективное бессознательное описывается К. Г. Юнгом с помощью понятия архетипа.

 

Абсурд

Разлад между человеком и его жизнью выступает как чувство абсурдности, когда человек внезапно обнаруживает себя посторонним в жизни.

Абсурд - когда чел. внезапно обнаружил себя посторонним в жизни. Чувство абсурдности возникает случайно, внезапно. Понедельник, вторник….скука.

Сама проблема смысла возникает лишь поскольку, постольку человек наделен разумом.(«Будь я деревом или животным, проблема смысла исчезла бы вовсе»)

Абсурд - это отношение человека и мира, это столкновение между иррациональностью мира и чел. желанием ясности этого мира. Очевидно, что для уничтожения отношения достаточно уничтожить один их членов этого отношения, поэтому самоубийство оказывается логически элементарным выходом из абсурда.

 

19. “Обладание” и “бытие” в человеческом существовании.

Проблема “Обладания” и “бытия”тесно связана с проблемой свободы. Различие «между тем, что мы имеем, и тем, что мы есть» оказывается в непосредственной связи с мерой свободы и несвободы человеческих поступков.

Например: раб и господин, они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Гегель сказал, что господство есть обратная сторона рабства.

Вся история человечества связана с борьбой за свободу, но не знают, что с ней делать. Рабство- это пассивность, победа над рабством-это творческая активность. Как только появляется творчество- в любой степени- мы находимся в сфере бытия. Быть – значит создавать культ ценности.

Современное общество формирует человека с отчужденным характером (рыночным). Человек превратился в вещь, в объект. Многие люди испытывают депрессию. В современном обществе деньги, слава, власть служат главными ценностями. Такой соц. характер связан с установкой на обладание.

«Делать», «иметь» и «быть» (Делать зачеркнули, для того чтобы иметь или быть)

Человек свободен, когда он сам себя определяет и реализует, то есть когда он определен своим Я. В противном случае, когда существование человека определено извне, когда он не является «автором» своих поступков, он оказывается в рабском положении. Свобода, таким образом, - это отрицание внешнего, чужого произвола и утверждение своего Я в мире.

Мы желаем обладать таким-то объектом, или сделать такую-то вещь, или быть кем-то. Три большие категории конкретного человеческого существования выступают перед нами в их первоначальном отношении: делать, иметь, быть»

«”делать” редуцируется в средство, чтобы иметь», а «желание действовать редуцируется к определенному желанию бытия... Таким образом, три категории - «бытие», «действие», «обладание» - сводятся… к двум, так как «действие» является чисто переходной категорией. Желание может быть по своей сущности только желанием «быть» или желанием иметь (обладать)».

Отношение владения (обладания) неизбежно порождает зависимость человека от собственности, тем самым лишая его свободы, превращая в раба.

В противоположном же случае, «когда человек предпочитает быть, а не иметь, он не испытывает тревоги и неуверенности, порождаемых страхом потерять то, что имеешь. Если я - это то, что я есть, а не то, что я имею, никто не в силах угрожать моей безопасности и лишить меня чувства идентичности.

Обе установки - иметь и быть - коренятся в природе человека.

Тенденция иметь - обладать - в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению; вторая тенденция - быть, а значит, отдавать, жертвовать собой - обретает свою силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими.

2 типа мировоззренческих установок:

1)Иметь (потребности материальные) ребенок тащит в рот-присвоил

Быть

Человек может относится ко всему.

Примеры:

1-Европеец срывает цветок(иметь), японец любуется цветком(быть).

2- Красная книжка (иметь), кто любуется книжкой и читает ее (быть).

Заучивать книгу (иметь), наслаждаться (быть).

3-Одни студенты постоянно пишут (иметь), др. студенты не пишут, а понимают (быть).

Можем относиться к человеку как иметь (мой ребенок, моя жена)

В Случае иметь от свободы ничего не остается.

Трансцендирование - выход за собственные пределы (медитация - обращение к своему я).

Самотрансцендирование- как вы относитесь пол принципу иметь.

 

Власть и закон

В. и з. нуждаются в друг друге.

Власть- нравственна, власть государства- правовые.

Закон занимает власть в промежутках между ее непосредственными осуществлениями.

Власть наказывает:

1) Нравственное наказывает – общ. мнение

2) Правовое наказывает – государство

Теократия -власть Бога. Ватикан Папа Римский(католическая церковь) Религиозные законы.

Мусульманская теократия- не одела паранджу.

Анархия - отсутствие власти. Представители анархизма отрицали власть государства или конкретно чего-либо.

Стабильность в обществе- власть и закон. Правовые и нравственные законы существуют для поддержания стабильности в обществе.

 

НТП

Палка-копалка-это техника. Техника появилась, когда человек начал создавать оруд. труда.

Наука влияет на развит техники. Н↔(взаимод) Т

В современную научно-технич эпоху наука и техника превратились в фактор истории.

Наука и техника влияют на экономику.

Фактор истории - т.е. влияет на все стороны развитие человека(общ-ва).

Концепция осевого времени, характеризуя ключевой момент в духовном развитии человечества, используется К. Ясперсом и для характеристики современной эпохи, которую он называет научно-технической. Общий смысл этой характеристики - превращение науки и техники в новый фактор человеческой истории. В ХХ веке вопрос о технике превратился в вопрос о перспективах человека и судьбе культуры. Разумеется, техника сама по себе нейтральна. Однако вера в бесконечную мощь и возможности техники преобразует многие стороны человеческого отношения к миру и к себе. Н. А. Бердяев выделяет «три стадии в истории человечества - природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную. Появление техники означает появление новой действительности, которая не является ни неорганической, ни органической. Это продукт изобретательской, конструктивной деятельности человека.

Личности тяжело.

 

Субъекты истории.

Если верно то, что все существующее в истории существует только по отношению к личности, то тем более верно то, что понять историю можно только как историю человеческих деяний. В. С. Соловьев рассматривает активных лиц, к коим он относит лучших людей, героев, двигателей истории, и пассивных - толпы, большинства.

 

Субъект истории

 

Индивидуальный коллективный

(Великая личность, историческая личность) (этнические группы,религиозная, политическая)

Масса как субъект истории.

Масса. Массовый человек.

2 причины восстания масс:

1- Демография, т.е. народа стало много

2- демократия

Массы с такой скоростью извергаются на поверхность истории, что не успевают проникать к традиционной культуре. Все хотят управлять. Следовательно, культурный дух падает, а душевно человек здоровее.

Масса - качественное понятие, т.е. речь идет об определенном типе личности, т.е. об определенном типе сознания и самосознания. Масса существовала всегда.

Гуманиз -человек главная ценность. Либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм

Черты сознания

«герметизм сознания» (закупорка сознания) Человек обзавелся кругом понятием, он считает их достаточными, что приводит к закупорку сознания.

«баловень истории» - массовый человек. Сравнивает его с избалованным человеком. Личность ослабляется, когда у него все есть и стремиться уже не к чему.

Элита -лучшее, отборное.

Массовый человек - ничем не выделяется и доволен своей невыделенностью.(человек ощущает себя чем-то целым, в кот. он представл. частично)

Г.Лебон пишет, что в массе происходит формирование некоторой коллективной души, люди устремляются в одном направлении.

Свойства массовой души:

1) некритичность и повышенная внушаемость; психическая заражаемость

(например мальчик потерялся и все думали что нашли его труп, а на самом он не умер)

2) Анонимность (все ушли и я ушел) Человек в массе проецирует всю мощь массы по себе.

- преобладание эмоциональной регуляции поведения над рациональной, причем эмоция вырастает до крайней степени выражения. И стремится к непосредственному воплощению к действиям.

Пример: команда выиграла он разрывает команду или же обнимает.

- преобладание бессознательной регуляции поведения над сознательной.

Такой человек устрашает

Т.о, массовый человек спускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации.

Первобытное сознание = Массовое сознание, т.е. современный человек становится дикарем.

Массовый человек нуждается в вожде. Он живет внушенными идеями. Он хочет быть ведомым.

З.Ф. Структура личности Оно Я Сверх-Я

В массе сверх-Я разных людей отождествляются и проецируют во вне на фигуру вождя. Вождь должен пообщаться с народом, узнать, что они хотят хлеба и зрелеща. Нужно обращаться к эмоциям массы, т.е. должен быть лозунг.

Вождь должен быть отцом для народа.

Ясперс «Народ следует отличать от массы» Личность - уникально, Народ - уникальна, творит свою культуру.

Ясперс «Масса- обезличена, лишена культурной почвы». Народ- отличается, а масса-нет. Масса способна – разрушать.

Критерии Великой личности:

1) Отношение к общекультурным ценностям (либо тот, кто создает, либо разрушает) Историч. Значим. + ↔ценности –

2) Наиболее общее представление о роли ВЛ в истории и культуре восходит к принципу героизма. Герой-выразитель целого (умеет уследить какие-то изменения раньше всех)

3) ВЛ в своей деятельности реализует всеобщие идеи. К ним и относится сверхчеловек. Духовно одаренные находят все счастье там, где другие нашли бы свою погибель.

4) Быть великим значит давать направление. Человек велик в зависимости от того, сколько притоков за ним последует.

 

Средний класс = среднеарифметическая

Специфика философии. Философия и другие области знания. Основные проблемы философии.

Философия (от греч.-любовь к мудрости). Философия возникла в 6в. До н. э. Она занимается проблемами, с кот. сталкивается люди. Жизненные проблемы называются «вечными». Ответ на них сразу дать нельзя и всегда приходиться отвечать на этот вопрос.

Философия – это теоретическое мировоззрение. Т.е. что я есть в этом мире и то что есть мир для меня. Шопенгауэр А. «”Мир есть мое представление”»

Обыденное ↔теоретическое

Теоретическое - строго построенное логическое знание, хорошо обоснованное.

Обыденное – у всякого человека может быть не разбериха.

Философия ум в порядок приводит.

Основные проблемы философии:

1. Проблема первоначала философии.

Первоначало – от куда все произошло, это то что из чего все происходит и туда куда все возвращается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.174 с.)