Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры. Многообразие человеческой деятельности и форм культуры.

Поиск

Этимологически латинское cultura означает возделывание, воспитание, образование, развитие, что отражает лишь некоторые стороны столь сложной системы, как культура. О ее сложности свидетельствует и почти необозримое (по-видимому, более трехсот) количество определений культуры в литературе.

Культура- мировоззренческое понятие

Культуру противопоставляют природе: природа - это то, что возникло само собой и предоставлено собственному росту, тогда как к культуре относят то, что создано человеком, либо то, что взлелеяно им ради определенной ценности.

Для всех явлений культуры характерна связь с ценностями. В объектах культуры, следовательно, заложены ценности.

НО! Направлено на защиту жизни человека, на развитие человека. Однако можно возразить! Кинжал в музее нужно воспринимать не как что-то разрушительное, а как что-то необычное сделанное.

Словосочетания, связанные с понятием культура:

-исторические типы культуры (первобытная, античная);

- культура личности и общества;

- национальные культуры;

- Западная (Европа, Сев. Америка), восточная культура (Китай, Япония, Индия, Африка)

Бердяев Россия как «Восток-Запад» (Россия впитает самое лучшее из запада и отнесет на восток, и наоборот,-но этого не нужно не тем не другим)

Т.о., Рассматривая культуру, с самого начала связывают ее с человеком, с его деятельностью. Соответственно единство и многообразие культуры «вырастают» из единства и многообразия человеческой деятельности.

Выделяют 3 составные сферы:

-наука,

-мораль,

-искусство

Основные сферы культуры:

3 способности души 3 стороны личности Сферы духовной деятельности 3 сферы культуры Главные ценности
Разум (позноват. способность) открытие наука истина
Воля (способность желания) Регламентация (открытие, закон) мораль благо
Эстетическое чувство изобретение искусство красота

К религии тоже относится 3 составные сферы:

-наука,

-мораль,

-искусство.

=трансцендентное.

Взаимосвязь культуры и человека.

Каждый из нас познающий субъект, когда мы изуч. науку, моральное -норма, искусство- эстетич.

Структура сознания воспроизвод. в структуре культуры и наоборот.

Культура- как сам процесс деятельности.

Культ труда, мышления, поведения.

Все связывается правило! Правило -это основы культуры, создают порядок, а где их нет, то там варварство…хаос.

 

 

Культура вытекает из культа---это не верно!

Духовное всегда связанно с материальным. Идея трактора, статуи –духовное

Любой объект воплощение, материализация духа.

Культура- воплощение материального в духовное. Нет разграничений на материальное и духовное. Культура (статуя) ---неутилитарна (не предназначена для практического применения). Цивилизация (трактор) --- утилитарна ( предназначено для практического предназначения) Культура возводит храмы и дворцы, а цивилизация строит отели и вокзалы. (неутилит.↔утилит) Человек двойственное существо: материальное, духовное. Во время Платона 1место занимала –неутилит., а 2 место-утилит., в настоящее время наоборот, вот что приводит к гибели культуры.

Культура = процесс, правила предписаны, которые ограничивают свободу. Правила- это хорошо, они создают порядок. Иначе был бы хаос.

 

Культура и цивилизация”: постановка проблемы. Массовая культура и цивилизация.

Духовное всегда связанно с материальным. Идея трактора, статуи –духовное

Любой объект воплощение, материализация духа.

Культура- воплощение материального в духовное. Нет разграничений на материальное и духовное. Культура (статуя) ---неутилитарна (не предназначена для практического применения). Цивилизация (трактор) --- утилитарна ( предназначено для практического предназначения) Культура возводит храмы и дворцы, а цивилизация строит отели и вокзалы. (неутилит.↔утилит) Человек двойственное существо: материальное, духовное. Во время Платона 1место занимала –неутилит., а 2 место-утилит., в настоящее время наоборот, вот что приводит к гибели культуры.

Массовая культура- это не то, что создает масса. А где адресатом явл. масса, т.е. создано для массы. (зрелище)

Смысл МК:

1. Это самый эффективный способ манипулирования массой.

2. Немыслима без средств массовой коммуникации.

МК возникла в 20 веке.

Главный механизм культуры- МОДА. МК немыслима без моды, а мода не мыслима без рекламы. Хорошая реклама должна подсказывать потребность. Мода делает людей одинаковыми.

 

Человек, культура и образование: проблема становления личности (социализация).

- формирование личности

- становление личности

Зиммель выделяет 3 вида знания:

1. Знание ради господства (над природой естествознание)

2. Знание ради спасения (религия)

3. Образовательное знание (образов. Кот. направлено на образования личности)

Главные хар-ки образовательного знания:

1- Такое знание, которое не остается у человека, не переваренным. Это такое знание, источник которого уже невозможно установить (переварилось)

2- Образовательное знание – это сущностное знание противоположно интрументальному (как?)или технологическому. Сущность(чтойность?)- философия только

3- Образовательное знание вносится в культурное, сообщества вносится отдельными личностями. (сверхчеловек) А затем более или менее медленно усваивается всеми.

 

 

Проблема познаваемости мира. Скептицизм и агностицизм.

Понятие истины. Критерии истины.

Проблема познаваемости мира

Вопр. В состоянии ли человек в своем сознании верно воспроизвести, стороны и свойства мира.

«Вещи для нас», т.е. как субъективно мир мне дан, «Вещи сами по себе» объективно. Мир-ВСЕ.

Истина - это знание, соответствующее действительности. Для проверки соответствия требуется критерии, которые должны быть объективными (либо в смысле эмпирического объекта, либо объективно как всеобщности).

Истина относительна, а не абсолютна!!!

Критерии истины:

1) В естествознании- практика(эмпирический критерий)

2) В математике (логический критерий истины)

3) В религии догмат-абсолют истина (утверждение голосования на сборе (съезд епископов) ересь- отклонение от догмы.

4) Конвенционализм (согласие)

5) Мистич.истина (М.- непосредственное восприятие трансцендентного)- у каждого истина

Все они об истине договориться не могут. Мистика - усмотрение сверхъестественного

Агностицизм:

1- Человек, отрицающий возможность познания мира.

2- Человек, индифферентный по отношению к религии (ему все равно)

Всякий объект- совокупность моих ощущений.(Беркли)

Скептицизм:

Скептик=сомнение

Скептицизм – школа философии, которая возникла в 4в. До.н.э.

Общая позиция скептика – это относительность знаний,(неточность, неполнота) сомнение.

На сколько прочны те основания на кот. строиться теоретические знание.

Скептицизм- и мире мы можем знать что-либо, но эти знания не точны, их границы могут расширяться, уточняться. Мы всегда имеем относительное знание.

 

Рационализм, эмпиризм, иррационализм.

Иррационализм исходит из трансцендентного.

Различие эмпиризма и рационализма было ясно уже Ф. Бэкону: «Те, кто занимался науками, были или эмпириками, или догматиками. Логическим развитием ситуации оказывается то, что математизация естествознания предстает как получение и применение формул. Формулы же, в свою очередь, предстают мощным орудием познания природы и – далее – мира. Внимание Ф. Бэкона в большой мере было занято обоснованием принципа эмпирической объективности – этот принцип естествознания («естественной истории») является одновременно и основным принципом «естественной» философии.

В нарутфилософии выделяет 2 направления:

1) Эмпиризм- присущ только натурфилософии

Опыт- чувственно-предметное взаимодействие. (материальное)

А) основатель Бэкон.

Б) индукция (единое→общее)

2) Рационализм- вышел за пределы натурфилософии (идеализм)

Теоретич.- устанавливает законы, логически сформулированы.

А) основатель Декарт

Б) дедукция (общее→единое)

 


[1] См.: Джемс В. Многообразие религиозного опыта. С. 319–333.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.009 с.)