Проблема власти в обществе. Власть и закон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема власти в обществе. Власть и закон.



Если общество - это такое единство, в котором индивидуальная воля подчиняется всеобщей воле, то неизбежно возникает вопрос о власти в обществе, поскольку власть - это не что иное, как навязывание воли. Заметим, что любое объединение людей требует воздействия одной воли на другую, то есть того или иного проявления власти, а любая организация - это «создание коллективного единства через внешнее подчинение единой направляющей воле». В обществе в качестве всеобщей воли действуют официальная власть и право: действия власти проявляются от случая к случаю, права - всегда. Поэтому люди им подчиняются.

Власть - это навязывание воли. Любое совместное действие хотя бы из 2 людей требует навязывание воли, т.е. власти.

Власть в обществе необходима.

Обратимся к понятию авторитетности.

В самом деле, для любого человека авторитетом является тот, кто превосходит его по тому или иному им ценимому качеству; очевидно, что человек добровольно подчиняется власти авторитета и что в основе этого подчинения лежит уважение.

Т.о., авторитет- это когда человек превосходит качествами, чем другие.

Основные виды авторитета в обществе( М. Вебер приводит три вида внутренних оправданий для господства авторитета (соответственно и для подчинения авторитету).)

1- авторитет личного дара (харизмы), то есть доверие и преданность, вызываемые наличием качеств вождя (в том числе и духовного), - например, авторитет пророка или избранного военачальника.

Харизма- особый дар свыше от Бога.

2- это авторитет традиции (старообрядцы) «вечно вчерашнего», «исконно значимых нравов» - «традиционное» господство патриарха либо князя старого типа.

Если предки не авторитетны, значит традиции не соблюдают.(церковь при И.В.Грозный, который матом на ней писал, т.к. был зол на нее.

3- Авторитет легального или официального установления; это господство носителей государственной власти, основанное на вере в обязательность установленных правил, в силу легального установления - например, господство современных «государственных служащих»

(Харизма, должность, власть)

Этап становления личности не проходит без авторитета.

(разум-подобен логосу)

Власть авторитета упирается на:

1) Уважение

2) На страх и физическое насилие (насильственная власть –бандит, террорист) (государство)

Единственным законным видом власти упирающимся на физии. насилие явл. власть государства.

Государство -аппарат насилия(суд, армия, прокуратура и т.д) силовые структуры.

Почему возникло государство ….Когда первобытная формация(авторитет личного дара) перешла к рабовладельческому.

Рабов нужно было перемешать, чтобы у них не было общих традиций, морали, чтобы они не понимали друг друга. Т.о., ими легче будет управлять. Если ты не уважаешь себя, то и др. уважать тебя не будут.(так же и рабы) Раб-живое орудие труда. У раба есть сознание, а у коровы нет. На раба можно только силой. Проблема отчуждения, современный человек выбирает положения раба, то его уважать не будут и он сам себя не уважает. Если раб не выполняет что-то то его наказывают дубинкой, а современного человека наказывает Закон.

Проблема закона в обществе:

1- Различают законы объективный и нормативные.

Объективные законы открывают, а нормативные придумывают.

Объективный закон нарушить нельзя и отменить тоже.

Нормативный закон можно нарушить, можно отменить.

Естественный закон- делать то, что захочется.

Нравственные законы –условны, в разное время сдвигается по разному.

Объективные законы ограничивают свободу человека.

Общество не подчиняется объективным законам; Натурфилософы говорят, что общество подчиняется объективным законам; К.Маркс Общество- как целое эволюц. сообразно экономич. подчинен. Объективным законам.

Общество двойственное существо: -материальное; - духовное. Материальная сторона подчинена объективным законам.

 

Культура (наука, искусство, мораль, Религия)

Политика+ право

Общество Экономика

 

эконом. подчинен. Объективным законам.

Политика- искусство управление (зависит от харизмы)

Право- нормативный закон.

Все что входит в культуру не подчиняется объективным законам.

Общество не подчиняется объективным законам!

Нормативные законы:

1) Нравственные

2) Правовые 2.различие только в наказаниях

1. Закон обязательно принимать.2. Нет разницы 3. За нарушение закона-наказание. 4. Наказание нравственного закона: - осуждение общества, - совесть 5. Нарушение правого закона: - уголовное.

Наказание наступает с возникновения государства.

Одни наказания материальные др. духовные. Сначала были нравственные законы, а потом правовые.

Власть и закон

В. и з. нуждаются в друг друге.

Власть- нравственна, власть государства- правовые.

Закон занимает власть в промежутках между ее непосредственными осуществлениями.

Власть наказывает:

1) Нравственное наказывает – общ. мнение

2) Правовое наказывает – государство

Теократия -власть Бога. Ватикан Папа Римский(католическая церковь) Религиозные законы.

Мусульманская теократия- не одела паранджу.

Анархия - отсутствие власти. Представители анархизма отрицали власть государства или конкретно чего-либо.

Стабильность в обществе- власть и закон. Правовые и нравственные законы существуют для поддержания стабильности в обществе.

 

Идея прогресса. Общественный прогресс и научно-технический прогресс.

Идея прогресса непосредственно связана со стремлением осмыслить историю как единый целесообразный процесс.

Прогресс -улучшение. Регресс -деградация, ухудшение.

Прогресс означает… повышение в ценности культурных благ, и поэтому всякое утверждение относительно прогресса или регресса включает в себя положительную или отрицательную оценку. Если ряд изменений называют прогрессом, то этим уже говорят, что всякая следующая стадия в большей степени реализует ценность, чем предыдущая. Прогресс, понимаемый как движение человечества к высшему состоянию, ставит под вопрос ценность целых поколений, поскольку их жизнь сводится этой идеей к служебной функции подготовки лучшего будущего. Прогресс оказывается... вечным истреблением прошлого будущим, предшествующего поколения последующим <…> обоготворением будущего за счет настоящего и прошлого

Т.о., прогресс- одиночное понятие. Требуются критерии оценок, которые должны быть объективными.

Объективные, в смысле, эмпирической объективности, либо в смысле, объективности как всеобщности. Критерия общ. прогресса:

Экономика-критер. придум.

Политика и право

Мораль

Религия нету критерия

Философ

Наука

 

Общества в целом прогресса не найден. Критерии общества: материальные и духовные. Оценить можно матер.

Переход от первобытного к рабовладенческим. Производительные силы выросли →больше людей перестало быть людьми стало быть рабами.

Идея прогресса- рабство человека у будущего (отчуждение многообразно).

Прогресс превращ. каждое нынешнее поколение в средства.

НТП→Общ.Прогресс

НТП

Палка-копалка-это техника. Техника появилась, когда человек начал создавать оруд. труда.

Наука влияет на развит техники. Н↔(взаимод) Т

В современную научно-технич эпоху наука и техника превратились в фактор истории.

Наука и техника влияют на экономику.

Фактор истории - т.е. влияет на все стороны развитие человека(общ-ва).

Концепция осевого времени, характеризуя ключевой момент в духовном развитии человечества, используется К. Ясперсом и для характеристики современной эпохи, которую он называет научно-технической. Общий смысл этой характеристики - превращение науки и техники в новый фактор человеческой истории. В ХХ веке вопрос о технике превратился в вопрос о перспективах человека и судьбе культуры. Разумеется, техника сама по себе нейтральна. Однако вера в бесконечную мощь и возможности техники преобразует многие стороны человеческого отношения к миру и к себе. Н. А. Бердяев выделяет «три стадии в истории человечества - природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную. Появление техники означает появление новой действительности, которая не является ни неорганической, ни органической. Это продукт изобретательской, конструктивной деятельности человека.

Личности тяжело.

 

Субъекты истории.

Если верно то, что все существующее в истории существует только по отношению к личности, то тем более верно то, что понять историю можно только как историю человеческих деяний. В. С. Соловьев рассматривает активных лиц, к коим он относит лучших людей, героев, двигателей истории, и пассивных - толпы, большинства.

 

Субъект истории

 

Индивидуальный коллективный

(Великая личность, историческая личность) (этнические группы,религиозная, политическая)

Масса как субъект истории.

Масса. Массовый человек.

2 причины восстания масс:

1- Демография, т.е. народа стало много

2- демократия

Массы с такой скоростью извергаются на поверхность истории, что не успевают проникать к традиционной культуре. Все хотят управлять. Следовательно, культурный дух падает, а душевно человек здоровее.

Масса - качественное понятие, т.е. речь идет об определенном типе личности, т.е. об определенном типе сознания и самосознания. Масса существовала всегда.

Гуманиз -человек главная ценность. Либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм

Черты сознания

«герметизм сознания» (закупорка сознания) Человек обзавелся кругом понятием, он считает их достаточными, что приводит к закупорку сознания.

«баловень истории» - массовый человек. Сравнивает его с избалованным человеком. Личность ослабляется, когда у него все есть и стремиться уже не к чему.

Элита -лучшее, отборное.

Массовый человек - ничем не выделяется и доволен своей невыделенностью.(человек ощущает себя чем-то целым, в кот. он представл. частично)

Г.Лебон пишет, что в массе происходит формирование некоторой коллективной души, люди устремляются в одном направлении.

Свойства массовой души:

1) некритичность и повышенная внушаемость; психическая заражаемость

(например мальчик потерялся и все думали что нашли его труп, а на самом он не умер)

2) Анонимность (все ушли и я ушел) Человек в массе проецирует всю мощь массы по себе.

- преобладание эмоциональной регуляции поведения над рациональной, причем эмоция вырастает до крайней степени выражения. И стремится к непосредственному воплощению к действиям.

Пример: команда выиграла он разрывает команду или же обнимает.

- преобладание бессознательной регуляции поведения над сознательной.

Такой человек устрашает

Т.о, массовый человек спускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации.

Первобытное сознание = Массовое сознание, т.е. современный человек становится дикарем.

Массовый человек нуждается в вожде. Он живет внушенными идеями. Он хочет быть ведомым.

З.Ф. Структура личности Оно Я Сверх-Я

В массе сверх-Я разных людей отождествляются и проецируют во вне на фигуру вождя. Вождь должен пообщаться с народом, узнать, что они хотят хлеба и зрелеща. Нужно обращаться к эмоциям массы, т.е. должен быть лозунг.

Вождь должен быть отцом для народа.

Ясперс «Народ следует отличать от массы» Личность - уникально, Народ - уникальна, творит свою культуру.

Ясперс «Масса- обезличена, лишена культурной почвы». Народ- отличается, а масса-нет. Масса способна – разрушать.

Критерии Великой личности:

1) Отношение к общекультурным ценностям (либо тот, кто создает, либо разрушает) Историч. Значим. + ↔ценности –

2) Наиболее общее представление о роли ВЛ в истории и культуре восходит к принципу героизма. Герой-выразитель целого (умеет уследить какие-то изменения раньше всех)

3) ВЛ в своей деятельности реализует всеобщие идеи. К ним и относится сверхчеловек. Духовно одаренные находят все счастье там, где другие нашли бы свою погибель.

4) Быть великим значит давать направление. Человек велик в зависимости от того, сколько притоков за ним последует.

 

Средний класс = среднеарифметическая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.034 с.)