Система объективного идеализма Гегеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система объективного идеализма Гегеля



Философия Гегеля – объективный идеализм, который также называют панлогизмом, поскольку субстанция (первоначало), по Гегелю, – это абстрактная идея; обосновывая задачу философии, он исходит из синонимичности разума и идеи. «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно. Задача философии – постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум» Называя философию наукой, Гегель вовсе не предполагает построить философское знание на эмпирическом основании. Научность знания для него – это системность. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного. Для построения системы надо определить метод. Для Гегеля таким методом является диалектика. Диалектическое «является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания». Таким образом, поскольку метод философии – это «осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания», а предметом философии является мышление, понятое в самом широком смысле, то система философии Гегеля – логика, философия природы и философия духа – оказывается теоретическим воспроизведением ступеней диалектического развития духа. Структура «тезис – антитезис – синтез» проявляется в движении от абстрактной идеи как первоначала к духу, где дух – это уже не голая абстракция, а сознание и самосознание человека и общества. Это и определяет три части системы философии, которые воспроизводят три ступени развития идеи. На первой ступени идея диалектически развивается в себе, накапливая внутреннее многообразие. На второй ступени она отчуждает «свое иное» – природу. На третьей ступени она возвращается к себе самой в форме самосознания.

наука распадается на три части:

I. Логика – наука об идее в себе и для себя.

II. Философия природы как наука об идее в ее инобытии.

III. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия».

 

13. Понятие сознания и его структура; мышление, эмоции, воля. Личность.

Сознание - это духовное отношение к миру.

Оно формируется благодаря тому, что мы черпаем знания из культуры. Сознание человеку не врожденно, оно возникает в течении жизни. Для того, чтобы оно возникло, необходимо 1) понятийное общение (оперирование понятиями) 2) человек должен жить среди людей с 0 лет.

Разум - лишь одна сторона сознания

Мышление –связь понятий

Воля -способность управлять влечениями организма.

Личность - динамическое единство сознательного и бессознательного.

Эмоции – (+ и -) связаны с оценкой,небезразлично относится к чему-либо.

З. Фрейд Сознание свое знаю, а бессознательное нет.

3 степени организации мира: 1) не живая природа (активные, только под действием внешних сил) 2) живая природа (активные) 3) человек

Животные руководствуются принципом самосохранением (благодаря инстинкту).у животного нет сознания.

Инстинкты управляют животными. А у человек есть воля.

Я Личность Духовное(сознание): 1) познавательное отношение(истина) не материальна 2) нравственное (благо) 3) эстетическое (красота) не материальна  


 

Религиозное = трансцендентное

Отличии человека от животкного:

Поскольку человек - это живое существо, наделенное сознанием (духом), постольку для понимания природы сознания целесообразно сопоставлять в разных аспектах духовное и материальное: духовное и природное (биологическое, «жизненное»), человека и животного, сознание и мир.

 

Сознание и материальные носители

Сознание (духовное) всегда связано с каким-либо носителем(материальным), но при этом относительно-самостоятельно, т.е. носитель может меняться, а мысль сохраняться.

Сознание- субъективная реальность.

Основные свойства сознания:

1) Идеация – способность к усмотрению сущностей за единичными ситуациями. Например: Платон мир идей и вещей за вещами стоит реальный мир вещей, а это подлинный. Вещи -«чтойность»- сущность,т.е. сущность вещей.

Идеация –способы к усмотрению сущностей за единичными ситуациями. (обезьяна и кружка) Есть понятия и мы всегда подгоняем все под понятия. Картина мира поддает понятия.

2) Предметность

А) восприятие человека в отличии от восприятия животных обусловлено не потребностями организма, а свойствами самого объекта.

Б) сознание всегда на что-то направлено на влияние объекты или на себя самого (самосознание)

3) Самосознание- необходимая сторона сознания. Наше сознание как бы 2-х уровневое: оно построено по принципу «Я не только знаю нечто, но я знаю что я знаю» Др. словами: мое сознание мне дано,т.е. я знаю свое сознание.

 

Нестандартная ситуация- присуще только человеку, а компьютер так не сможет.

Человек создает уникальное, а компьютер, то что заложено по правилам.

Виртуальная реальность- действует на сознание.

Мышление: левое полушарие правое полушарие

Ученый художник

Понятийное интуитивные

Аналитические синтетическое

Функциональная ассиметрия мозга.

Левое полушарие создает науку. Сциентификация (дает пользу) (наука).

 

 

Духовное и материальное.

Материальное относится опыт, материальные ценности, которые составляют искусственную среду обитания человека.

Духовное относят все формы и уровни общественного сознания: позноватепльное,наука, религия, искусство, мораль,, нравственное,эстетическое. политика, право

3 вида духовного отношения к миру:

-познавательное

-эстетическое

- нравственное (сверх-я)

 

Культура- это материализация духовного.

Человек - это живое существо, наделенное сознанием (духом), постольку для понимания природы сознания целесообразно сопоставлять в разных аспектах духовное и материальное: духовное и природное (биологическое, «жизненное»), человека и животного, сознание и мир., человек - это и материальное, и духовное существо, что и выражено принципом «человек как гражданин двух миров». Над существованием организма у человека надстраивается новый уровень - духовное существование.

Человек же - это одновременно и животное, и нечто противоположное животному. Иначе говоря, человек - это и материальное, и духовное существо, что и выражено принципом «человек как гражданин двух миров».

Согласно М. Шелеру, ключевое понятие для описания человека как единства двух планов существования - организменного («витального») и духовного - это воля; он понимает волю как способность тормозить или растормаживать импульсы влечений. Наличие воли свидетельствует о существовании как бы внешнего, противоположного по отношению к витальным процессам, не зависящего от них (но тем не менее, конечно, принадлежащего человеку) центра регуляции (этот духовный центр регуляции и был назван личностью). Отсюда и берет начало противоположность организменного и духовного, животного и человеческого.

существенной характеристикой духовного отношения к миру, определяет противостояние человека и мира как субъективной реальности и объективной реальности. Субъективная реальность - это многообразие духовных проявлений человеческого Я, составляющего центр активности человека. Одновременно можно определить сознание как способность к духовной деятельности, к духовному акту.

Важно, что объективная реальность для человека - это не просто внешние предметы, но прежде всего мир как некая целостность. Характеризуя сознание как предметное отношение, необходимо отметить, что человек способен предметно отнестись не только к миру, но и к самому себе, сделав предметом свои внутренние процессы и переживания, свои идеи и образы; это фундаментальным образом отличает его от животного, которое «и слышит и видит - не зная, что оно слышит и видит»

Человек же способен «дистанцироваться» даже от своих собственных физиологических и психических состояний, от своего собственного сознания, то есть ему присуще самосознание. Сознание, таким образом, отличает от себя нечто, с чем оно в то же время соотносится; определенная сторона этого отношения - знание. Его характеризуют как одну из форм духовного присвоения, которое принципиально отличается от присвоения материального. М. Шелер называет знание бытийным отношением, суть которого в том, что субъект включает бытие объекта в свое бытие, не нарушая при этом собственного бытия объекта. Этот процесс называют также распредмечиванием; нетрудно предположить, что существует и обратный процесс - опредмечивание, когда элементы субъективной реальности - идеи, образы - воплощаются в объекты, например, в произведения искусства.

Для человека существенно не то, что он обладает знанием, как говорил уже Лейбниц, но то, что он обладает сущностью a priori или способен обрести ее». Эта способность называется идеацией: «Идеация означает постижение сущностных форм построения мира на одном примере соответствующей сущностной сферы, независимо от числа совершаемых нами наблюдений и от индуктивных заключений. Знание, которое мы получаем таким образом, имеет силу для бесконечной всеобщности всех возможных вещей, имеющих эту сущность... Знания, которые мы получаем таким образом, имеют силу за пределами нашего чувственного опыта. На школьном языке мы называем их “a priori”

Мир дан сознанию не только в форме понятия. Говоря о мышлении, противопоставляют дискурсию и интуицию - понятийное и образное мышление. Под интуицией, в отличие от аналитического понятийного мышления, понимают непосредственное целостное, «синтетическое» усмотрение действительности. Этот феномен духа называют также образным, или художественным, мышлением, которое проявляется в целостном «схватывании» объекта, предшествующем логическому анализу.

Различие дискурсивного и интуитивного мышления - это различие познавательного и эстетического отношения как форм духовного освоения (присвоения) действительности.

Третьим видом духовного отношения к миру, наряду с познавательным и эстетическим, является нравственное, в основе которого лежит способность человека отличать должное от недолжного.

Три основные характеристики сознания суть предметность, самосознание и идеация; причем понятия сознания, духа, Я и личности весьма близки по смыслу. Именно в этом плане М. Шелер и определяет личность: «Личность есть монархически упорядоченная структура духовных актов, которая представляет собой уникальную индивидуальную самоконцентрацию единого бесконечного духа, в котором коренится сущностная структура объективного мира». При этом нелишне заметить, что сознание, духовное, Я, личность соотносятся с телесным в целом, а вовсе не только с мозгом. Это ясно показано, в частности, в учении о бессознательном.

 

 

??????Противоположная точка зрения - признание духовного главной характеристикой исторической действительности - имеет значительно больше сторонников. Так, например, Гегель, говоря о развитии, противопоставляет человеческую историю природным процессам в том плане, что лишь духовное имеет признак историзма: «Прежде всего мы должны обратить внимание на то обстоятельство, что интересующий нас предмет - всемирная история, - совершается в духовной сфере. Мир обнимает собою физическую и психическую природу; физическая природа также играет некоторую роль во всемирной истории...???????????

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.016 с.)