Поведение человека, как синтез его физиологических особенностей и социального опыта. Сознательное и бессознательное в поведении людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение человека, как синтез его физиологических особенностей и социального опыта. Сознательное и бессознательное в поведении людей



Индивидуальность поведения каждого человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта, от опыта общения с людьми и окружающим миром, и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития), от наследственности.

Формирование этого социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3 – 5 годам. Это обстоятельство очень важно учитывать молодым родителям, Увлечение безаппеляционными запретами, воспитание окриками и угрозами на всю жизнь может привить со значительной вероятностью психологию раба, подличающего и пресмыкающегося перед тем, кто сильнее, и обращающегося в беспощадного и жестокого деспота по отношению к тем, кто слабее. Постоянные запреты в раннем возрасте могут сделать человека на всю жизнь пассивным и безразличным.

Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье, закладываются в детстве.

Поведение человека зависит от работы мозга как в сфере сознания, так и в сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.

Зона сознания – это та сфера, где мы ощущаем себя людьми, где мы анализируем факты и принимаем решения. Мы отождествляем деятельность мозга с нашей зоной сознания. И в то же время мы не ощущаем, не оцениваем огромное число мыслительных процессов, протекающих вне нашего сознания.

Зона бессознательного – условно может быть разбита на зону подсознания и зону первичной обработки информации. В зоне подсознания концентрируются все сложные системы нервных связей, фиксирующих всю информацию, которую в течение жизни получал человек – то, что называют памятью. Под гипнозом из памяти можно извлечь все, что видел, слышал, читал человек в течение жизни. Мы запоминаем все, но от излишней нервной перегрузки нас избавляет выборочность извлечения сведений из памяти. Здесь же расположены многообразные, очень сложные, формирующиеся в течение жизни системы нервных связей, определяющих отношение к жизни, к людям, к труду и многому другому.

Эти три зоны резко различаются скоростью протекания в них нервных процессов. Если их скорость в зоне сознания принять за единицу, то для зоны подсознания она составляет 10 5 – 10 6 и 10 12 – 10 14 для зоны первичной обработки информации.

Это легко подтвердить простыми примерами.

Таким образом, основная информация, поступающая в мозг, обрабатывается в зоне бессознательного, В зону сознания – этот Генеральный Штаб нашего мозга поступает лишь самая важная, самая ответственная информация, требующая наиболее сложных и трудных решений. Но и эта информация подвергается предварительному анализу и оценке в подсознании. Поэтому наше сознание никогда не воспринимает внешнюю информацию с точностью объектива фотоаппарата. Она получает ее первично обработанную в подсознании в соответствии с тем, что зафиксировано в уже упомянутых системах нервных связей. Именно поэтому одна и те же вещи могут быть восприняты различными людьми совершенно по-разному.

Что же заложено в нашем подсознании? Как возникают и от чего зависят системы нервных связей, существующие в нашем подсознании?

Потребности. Их условно можно разделить на первичные (то, без чего невозможно жить) и вторичные, определяющие условия, в которых люди хотели бы жить и работать, т.е. на физиологические и духовные и эстетические.

Ряд психологов (А.Маслоу) полагают, что полноценное развитие духовных и эстетических потребностей оказывается возможным только при удовлетворении физиологических потребностей. В неблагоприятных условиях большинство людей останавливаются на уровне низших потребностей, поисков защищенности, хорошего отношения, поглощающих у них все их энергию.

Если существуют потребности, то, естественно, должна существовать и определенная иерархия (к чему надо стремиться в первую очередь и чего необходимо избегать). Эти характеристики значимости тех или иных потребностей называются ценности, а их сочетание – ценностные ориентации.

Как потребности, так и ценности формируются у людей в основном при их многократных контактах с другими людьми, при неоднократном столкновении с различными ситуациями. В то же время формирование определенных ценностей и жизненных позиций может происходить достаточно быстро при неожиданных эмоциональных воздействиях.

На формирование потребностей и ценностей в силу этого очень большое влияние оказывают ценности, традиции, нормы поведения семьи и того социального слоя, в котором живет и воспитывается человек, традиции и обычаи общества, ближайшего окружения человека.

Сочетание всех этих воздействий может быть крайне разнообразным, и этим определяются различия, индивидуальность людей. В тоже время окружение человека и его ценности и традиции определяют вероятность тех или иных ценностных ориентаций.

Ценности определяют поведение людей, особенно в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье, на логический анализ ситуации. Важно и то, что каждый человек воспринимает заложенные в его подсознание потребности и ценности, как определенные предпочтительные общечеловеческие нормы поведения. И люди совершенно искренне не могут понять поступков других людей, ведущих себя иначе, чем в этих условиях себя повели бы они сами.

Мотивации, мотивы поведения людей – это побуждение к деятельности, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивы у каждого человека могут быть различными и достаточно многообразными, и они определяются ценностями и потребностями человека.

Установки – представляют собой программы поведения людей в определенных ситуациях, преимущественную заранее наработанную последовательность действий. Установки позволяют выполнять эти действия в определенном полуавтоматическом режиме. Работа по установкам упрощает нашу жизнь.

Стереотипы – представляют своеобразные «трафареты», заложенные в подсознании, позволяющие быстро оценит качество людей или ситуаций, с которыми приходится сталкиваться. Это относительно устойчивые, хотя и упрощенные образы, возникающие при нехватке информации (и необходимости быстрого принятия решения) в результате обобщения личного опыта и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе (социальной группе). Стереотипизация упрощает и облегчает принятие решений, оправдывает привычные действия в сложных ситуациях.

Существование у каждого сложных систем потребностей, ценностей, мотивов, установок и стереотипов делает каждого индивидуальным, непохожим на других, в огромной мере упрощает нашу жизнь, так как, в итог, в нашем подсознании обобщен и наш личный опыт и опыт предыдущих поколений, реализовавшийся в традициях семьи, социального слоя, общества.

Мышление людей, наши стереотипы, установки, ценности и потребности отличаются значительной инерционностью и это является главным препятствием при разрешении сложнейших проблем, стоящих перед каждым человеком. Возможно изменение потребностей, установок и стереотипов, образа мышления, но это требует от каждого человека немалого расхода времени и нервной энергии.

Эмоции (франц. émotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей: - имеющие ярко выраженную субъективную окраску; и - охватывающие все виды чувственности и переживаний. субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).

Отрицательные эмоции - эмоции, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей организма.

Положительные эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма.

Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. З. человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния З. или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано:

Здоровье человека - состояние человеческого организма как живой системы, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью.

Здоровье человека - по определению Всемирной организации здравоохранения - объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.

Работоспособность - состояние физиологических и психических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с заданной эффективностью, требуемым качеством и в течение требуемого времени.

Экологическая проблема с точки зрения ее генезиса воспро­изводит ступени развития противоречия между природой и обществом как развития любого противоречия: от единства и равно­весия к дисгармонии и конфронтации. Исходя из характера взаимоотношений общества с природой и специфики формирующейся при этом социокультурной сферы, а также на основе анализа факторов ее функционирования и развитая, выделяют три периода в генезисе экологической проблемы.

I период — биогенный (адаптационный, собирательский, присваивающий).

II период — техногенный (частично преобразовательный):

1 этап — аграрный,

2 этап — индустриальный;

III период — ноосферный.

В экологическом отношении мы живем в условиях перехода от II этапа к III, некоторые авторы именуют нынешнее состояние взаимоотношении природы и общества "второй научно-технической" или "экологической" революцией. Остановимся подробнее на истории формирования идеи "ноосферы", сущностных характе­ристиках третьего периода.

Человечество, люди являются частью биосферы. Благодаря постоянно увеличивающемуся производственному воздействию на окружающую среду они вносят существенные возмущения в биосферу. Биосфера постепенно эволюционирует в ноосферу.

Понятие ноосферы было введено французскими философами Эдуардом Леруа (1870—1954) и Тейаром де Шарденом (1881-1955).

Ближе всех к пониманию ноосферы пришли русские ученые В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский (1857-1935) и А.Л. Чижевский (1897-1964).

Существуют узкое и широкое понятия ноосферы:

- В узком понимании единственным ноосферным объектом, определяющим фактором ее развития, выступает человек. При этом ноосфера понимается как высший этап развития биосферы, когда естественная и искусственная среда управляются под влиянием и воздействием со стороны разумных преобразований человека.

- Если принять, что разумная жизнь во Вселенной отнюдь не ограничивается только ее проявлением на Земле, то мы приходим к широкому понятию ноосферы, когда разумная деятельность выходит за рамки только лишь человеческой деятельности. В этом подходе разумная и сознательная деятельность распространяется на всю Вселенную (Космический Разум), а ноосфера выступает как разумная сторона Вселенной.

В 20-е годы XX в. в Париже на семинаре А.Бергсона русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) заинтересовался идеей Тейяра де Шардена, французского палеонтолога и философа, рассматривавшего феномен человечества с точки зрения глобальной эволюционной перспективы. Тейяр полагал, что эволюция, начавшись с появления элементарных частиц, привела к формированию молекул, клеток, многоклеточных организмов и, наконец, социальных групп; следующей эволюционно-критической точкой станет появление коллективного человеческого сознания, которое станет контролировать направление будущей эволюции биосферы. Он называл эту новую эволюционную фазу ноосферой. Переход к ноо­сфере был последовательным движением от биологической к психологической и духовной эволюции.

В И Вернадский принял такое понятие, помогающее объяс­нить следствия растущего вторжения человека в планетарные геохимические циклы. Для Вернадского процесс преобразования биосферы путем вмешательства человека был процессом ноогенезиса. Интенсивное и сбалансированное сосуществование в рамках ноосферы обеспечивает управление биогеохимическими циклами. Он был убежден, что переход к ноосфере происходит под влиянием научных достижений, и ждал, когда человечество, наконец, осознает это. Требование перехода к ноосфере означает для чсловечества реконструкцию биосферы в интересах свободно мыслящего челове­чества как единого целого.

Тейяр и Вернадский дают две возможные интерпретации ноосферы.

В первом случае ноосфера представляет собой тотальный образец мыслящих организмов и их активности.

Во втором случае это образец специфической жизненной среды, состоящий из систем организованной мысли и материальной культуры, среди ко­торых живет человек. В предисловии к книге Т. де Шардена Дж. Хаксли называет первую ноосферой, а вторую ― ноосистемой. Для Тейяра ноосфера была планетарным слоем сознания и духовности, который возникает из биосферных масс, обладающей жизнью суб­станции. Для Вернадского ноосфера была прежде всего средой, в которой человечество может самореализовываться.

Основоположники учения о ноосфере верили, что человечес­кий разум, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Как результат сознательного, планомерного преобразования биосферы, ее перехода в качествен­но новое состояние возникнет ноосфера. Вернадский и Шарден связывали этот процесс с социалистической ориентацией, расши­ряя задачи преодоления стихийности природы до преодоления сти­хийности в жизни общества. В некоторых контекстах ноосфера рас­сматривалась как полное устранение зла, как всеобщее благо (осо­бенно в космических вариантах, например, у К.Э. Циолковского) и в обществе сформировалось сугубо восторженное отношение к ноосфере. «По мысли Вернадского, ноосфера — это гармоническое соединение приро­ды и общества, торжество разума и гуманизма. Это слитая воедино наука, общественное развитие и государственная политика на благо человека. Это - мир без оружия, войн и экологических проблем, это — мечта, цель, стоящая перед людьми доброй воли, это вера в великую миссию науки и человечества, вооруженного наукой». Проанализируйте эту концепцию, пытаясь выделить в ней наряду с реалистическим содержанием эле­менты научной утопии.

Современные тенденции развития, к сожалению, не свиде­тельствуют о приближении к ноосферному идеалу, они быстро ведут (в ряде случаев уже привели) к серьезным нарушениям (если не к полному уничтожению) природных экосистем. Наши нынешние отношения с окружающей средой весьма далеки от устойчивости. Воздействие общества на окружающую среду прямо пропор­ционально численности человечества и уровню его жизни и ослаб­ляется с повышением уровня экологического сознания населения. Все три фактора равнозначны.

Остановимся на одном компоненте — численности населения. С древнейших исторических эпох до начала XIX в. численность мирового народонаселения колебалась около нескольких сотен миллионов человек, то медленно возрастая, то сни­жаясь. Только приблизительно в 1800 г. она достигла 1 млрд. человек. Демографический взрыв был вызван снижением смертности детей, не достигших половой зрелости. Это явилось следствием разработки эф­фективных мер профилактики и лечения после открытия микробиоло­гической природы инфекционных заболеваний. В 1930 г. (всего через 100 лет после достижения миллиар­дного уровня) численность населения превысила 2 млрд., 30 лет спустя (1960 г.) достигла 3 млрд. и всего через 15 лет (1975 г.) — 4 млрд., затем еще через 12 лет (1987 г.) народонаселение Земли перевалило 5 млрд. и такой рост продолжается, составляя, приблизительно, 90 млн. — рож­дение минус смертность — человек в год. Даже при современной тенденции к снижению темпов прироста населения, такой характер увеличения популяции скорее всего сохранится и в XXI в.

Этот прогноз основан на простой экстраполяции графиков, построенных на накопленных данных. Но они не учитывают углубляющихся экологических проблем, ставящих под сомнение существование такого количества людей в биосфере.

К концу ХХ века на Земле сложился комплекс экологических проблем, основные из которых следующие:

  • началось потепление климата нашей планеты. В результате «парникового эффекта» температура поверхности Земли за последние 100 лет возросла на 0,5—0,6 оС. Источниками СО2, ответственными за большую часть парникового эф­фекта, являются процессы сжигания угля, нефти и газа и нарушение деятельности сообществ почвенных микроор­ганизмов тундры, потребляющих до 40% выбрасываемого в атмосферу СО2;
  • значительно ускорился процесс подъема уровня Мирового океана. За последние 100 лет уровень моря поднялся на 10—12 см и сейчас этот процесс десятикратно ускорился. Это грозит затоплением обширных территорий, лежащих ниже уровня моря (Голландия, область Венеции, Санкт-Петербург, Бангладеш и др.);
  • произошло истощение озонового слоя атмосферы Земли (озоносферы), задерживающего губительное для всего жи­вого ультрафиолетовое излучение. Считается, что главный вклад в разрушение озоносферы вносят хлор-фтор-углероды (фреоны). Они используются в качестве хладоагентов и в баллончиках с аэрозолями. В 1996 г. была принята международная декларация, запрещающая ис­пользование наиболее опасных хлор-фтор-углеродов. При соблюдении условий декларации для полного восстанов­ления озонового слоя потребуется не менее 100 лет и с на­чала XXI в. можно ожидать постепенный рост толщины «экрана» озоносферы;
  • происходит интенсивное опустынивание и обезлесение планеты Земля. В Азии и Африке процесс опустынивания идет со скоростью 6 млн. га в год. Главной причиной опус­тынивания является неоправданный рост поголовья скота, вытаптывающего растительный покров. В России это про­исходит в Калмыкии и Нижнем Поволжье. Интенсивно вырубаются леса в Бразилии и России. Сведение лесов приводит к снижению продукции кислорода, сопровож­дающей процесс фотосинтеза;
  • интенсивно загрязняется Мировой океан. Загрязнение сопровождает разработку морских месторождений нефти и является результатом промышленных и коммунальных стоков в океан. Мировой океан в результате фотосинтети­ческой деятельности одноклеточных зеленых водорослей дает 2/3 продукции кислорода, насыщающего атмосферу. Наибольшую опасность для жизни Океана как живого со­общества представляет нефтяное загрязнение. Сейчас в Океан ежегодно выливается 10 млн. т нефти, углеводороды которой разрушаются микроорганизмами, превращающи­ми нефть в углекислый газ и воду. Но защитные силы Океана не безграничны. Модельные расчеты показали, что одновременное попадание в Океан 25 млн. т нефти унич­тожит это уникальное живое сообщество, т. е. буквально перекроет кислород биосфере.

Поступление кислорода в атмосферу Земли в результате фотосинтетической деятельности ежегодно составляет 240— 300 млрд. т. Организмы биосферы расходуют на дыхание 90% этого количества, оставшиеся 10% — 24—30 млрд. т расходуются промышленностью. Но к началу XXI в. промышленность при нынешних темпах ее развития может потреблять уже 57— 60 млрд. т кислорода. Если не ограничить и не изменить техно­логию сжигания горючих ископаемых, то через 100 лет содержа­ние кислорода в атмосфере снизится с 21 до 8%.

Химические и радиационные загрязнения природы, умень­шение толщины озонового слоя подавляют прежде всего иммун­ную систему живых организмов, в том числе и человека, вызывая иммуннодефицитное состояние организма. При заболевании СПИДом иммунная система человека поражается особым вирусом. В результате организм теряет защиту и может погибнуть от самого простого заболевания. В отличие от вируса СПИДа, обладаю­щего огромной разрушительной силой, загрязнения действуют медленно, но столь же губительно.

Осознание глобальной экологической опасности грозящей гибелью человечеству, заставило его искать пути выхода из создавшегося положения. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) было отмечено, что прогресс развивающихся стран по пути, который прошли развитые страны, невозможен. Жизненно важные ресурсы планеты уже не смогут выдержать возрастающего пресса цивилизации и многократного повторения одних и тех же экологических ошибок роста. На конференции была принята концепция устойчивого развития, наметившая приемлемые пути развития общества, и провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития.

Устойчивое развитие было выдвинуто как основная задача человечества на конец ХХ – начало ХХI века. Основные принципы устойчивого развития:

1) Снижение материало- и энергоемкости производства, максимальное сокращение отходов, снижение оборота токсичных веществ и расширение использования возобновляемых ресурсов, включая источники энергии.

2) Переход к ценообразованию, учитывающему экологические критерии (цену ущерба окружающей среде) и стимулирующему использованию новых, экономически безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий в сочетании с системой налогов и штрафов.

3) Содействие успешному ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов через повышение продуктивности сельскохозяйственных культур, улучшение питательных свойств растительной и животной продукции, использование комплексных методов борьбы с вредителями сельского хозяйства.

4) Передача индустриально развитыми странами передовых технологий развивающимся странам, в частности, новых технологий, созданных на основе генетических материалов, полученных из развивающихся стран.

5) Создание международных институтов, способных определить единую глобальную линию устойчивого развития, устанавливать единые для всех стран экологические стандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в интересах всего сообщества, контролировать соблюдение всеми государствами единых правил экологического поведения.


       
   
 

 
 

Функция высшей нервной деятельности Правое полушарие Левое полушарие
Восприятие материала - Целостное - Интонационная сторона речи - Визуальное - Дискретное (по частям) - Смысловая сторона речи - Аудиальное
Переработка информации Быстрая, мгновенная Медленная, последовательная
Интеллект Невербальный, интуитивный Вербальный, логический
Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории
Эмоции Экстравертированность Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость) Интравертированность Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)
Память Непроизвольная; наглядно-образная Произвольная; знаковая
Мышление Наглядно-образное, оперирование образами, спонтанное, интуитивное, трехмерное Абстрактно-логическое, оперирование цифрами, знаками, рациональное

 

 

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ
лучше узнаются стимулы
несловесные словесные
трудно различимые легко различимые
незнакомые знакомые
лучше выполняются задачи
на пространственные отношения на временные отношения
установление различий установление сходства
идентичность стимулов по физическим свойствам идентичность стимулов по названиям
особенности восприятия
целостное восприятие аналитическое восприятие
одновременное восприятие последовательное восприятие
конкретное узнавание обобщенное узнавание

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.042 с.)