Духовная жизнь личности: философский, социологический и психологический уровни анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная жизнь личности: философский, социологический и психологический уровни анализа



Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

Духовный мир человека и его духовная жизнь – это прежде всего его миропонимания, осознания смысла и цели своей жизни, его ответы на коренные вопросы человеческого бытия. Система духовных ценностей человеческой личности и общества в основном едины (при этом не следует понятие «единств» толковать как одинаковость, нет, единства это тождество и различие. Оно одинаково в тех моментах, которые выражают социальное в человеке, его социальную родовую сущность). Они объединяются на разных уровнях и в разных формах и те ответы на кардинальные вопросы человеческого духа, которые обретает для себя личность, и тот определенный резервуар человеческого опыта, из которых черпает свое внутреннее, духовное богатство.

К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др.

В религии под душой понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его «двойник», активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет («одушевляет»)его, а покидая приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа.

А в истории философии термин душа употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека, отождествляемый с собой нематериальные субстанцией. Понятие душа восходит к анимистическим верованиям. Платон отождествляет душу с вечной идеей, развивая учение о мировой душе как одном из универсальных принципов бытия; Аристотель понимает под душой активное целесообразное начало живого тела, неотъемлемое от него.

Душа – это особая форма бытия сущего. Без души вообще не существовало бы никакого организованного живого тела: когда организм лишается души, он оказывается не живым, а мертвым. Следовательно, душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие нашего бытия, самый неотъемлемый принцип нашей жизни.

Душа приобретает форму индивидуального субъекта. Но эта субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или тупости, смекалки, воли, словом, духовной физиономии человека. Индивидуальные души отличаются друг от друга.

Душа совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Каждый обладает такой душой, которая свойственна именно данному конкретному человеку, являя собой нечто совершенно уникальное. Это связанно и с природной данностью, и с воспитанием, которое получает человек на стадии детства в семье, школе и в обществе, в жизни среди своего народа.

Итак, душа каждого человека – сугубо индивидуальный феномен, она составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности.

Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «вкеличност-ным», составляющим «мир человека».

Духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

духовные потребности;

духовную деятельность и производство;

духовные ценности;

духовное потребление;

духовные отношения;

проявления межличностного духовного общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.004 с.)