Глава 1. Условия и факторы возникновения и развития управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Условия и факторы возникновения и развития управления



1.1 Потребность и необходимость управления
в деятельности человека

Большой энциклопедический словарь определяет деятельность как специфическую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей, условие существования общества.[2] Наиболее активно социальная деятельность изучалась в 1970-1980-х гг. Знакомство с публикациями, в которых исследуется подобная деятельность, позволяет сделать вывод, что специфика социальной (общественной) деятельности проявляется в следующем.

Во-первых, общественная деятельность является атрибутом не отдельных людей, а целостных человеческих общностей. В качестве таковых в организации могут выступать определенным образом объединенные группы людей: руководители, специалисты отделов и служб, работники бригад и другие.

Во-вторых, социальная деятельность, будучи деятельностью какой-либо группы людей, всегда сосредоточена на выполнении общих функций, возникающих в процессе развития этой группы. У каждого человека есть множество потребностей, к удовлетворению которых он стремится, но он выступает как общественное существо лишь тогда, когда участвует в реализации этих общих функций. Именно общие функции делают ту или иную группу людей общностью, а ее деятельность общественной.[3]

В-третьих, социальная деятельность, поскольку она осуществляется людьми, непременно включает в свой состав сознание. Имеется в виду, что «история общества в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели».[4]

В-четвертых, важнейшей особенностью общественной деятельности является то, что она осуществляется искусственно созданными средствами.

О строении деятельности в научной литературе высказано множество мнений. В.Д. Граждан для классификации выбрал такой критерий, как удовлетворение основных социальных потребностей.[5] В соответствии с ним в составе общественной деятельности он выделяет четыре основные формы: труд, отдых, быт и учебу. Они взаимно обусловливают и взаимно дополняют друг друга. Главным и определяющим здесь является труд.

Понятие «труд» обычно используется в двух смыслах. В широком – для обозначения процесса, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В этом смысле труд есть вечное естественное условие человеческой жизни и потому присущ всем ее общественным формам. Таким образом, труд в широком смысле понимается как целесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Очевидно, что такая общая характеристика применима лишь по отношению к трудовой деятельности человека вообще или человечества в целом.

В узком смысле понятие «труд» используется в условиях товарного производства для обозначения любой оплачиваемой человеческой деятельности. На получаемую за свой труд заработную плату люди приобретают необходимые материальные и духовные блага, обеспечивающие их существование. В данном смысле труд есть элемент общественно необходимой деятельности людей в условиях рынка. Продавая труд в качестве товара, они стремятся получить за него такое материальное вознаграждение, за счёт которого можно было бы прожить. Труд как оплачиваемая деятельность людей характеризуется теми же особенностями, что и социальная деятельность. Он также имеет общественный характер, направлен на выполнение общих для какой-либо социальной группы функций, включает сознание (идеальное) и осуществляется искусственно созданными средствами.

Возникновение и развитие человека неразрывно связано с возникновением и развитием труда. Как утверждал К. Маркс, «...труд есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, то есть не была бы возможна сама человеческая жизнь».[6]

Сущность труда как всякого социального явления выражается в его функциях. Важнейшая из них – создание материальных и духовных благ, общественного богатства. Только в результате труда как процесса взаимодействия человека и природы создаются блага, возможности для удовлетворения человеческих потребностей. В этом процессе человек выступает как субъект целесообразной деятельности, направленной на преобразование объекта – предмета труда, для того чтобы он мог удовлетворить потребности человека. Таким образом, эта функция труда характеризует его общую природу, которая как вечное естественное условие жизни не зависит от форм её социальной организации.

Вместе с тем труд имеет двойственную природу, которая заключается в том, что конкретная трудовая деятельность есть одновременно и деятельность, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд, таким образом, приобретает общественную форму. Он становится основой формирования многообразных отношений, как непосредственно связанных с производством благ, так и опосредованных, удаленных от него. Основными из них являются отношения собственности, связанные со средствами и результатами трудовой деятельности, и организационно-экономические отношения, связанные с разделением и кооперацией труда – как по горизонтали (участие в процессе труда), так и по вертикали (управление, отношения между управляющим и управляемым). В этой связи труд является условием существования общества, основой общественного устройства. В этом заключается вторая основная функция труда.

Таким образом, труд и управление тесно связаны между собой. Труд как целесообразная деятельность человека[7] включает в себя цель, средства, результат и сам процесс труда.[8] Однако возможно ли достижение результата, если труд не организован? Очевидно, что нет. А для того чтобы организовать труд, необходимо предвидеть этот результат, следует оценивать деятельность по этому результату, то есть контролировать её, быть просто заинтересованным в достижении этого результата, видеть и понимать свой интерес и верить в реальность успеха. Совокупность описанных для организации труда действий в обобщённом виде и представляют собой управление. Вышеизложенное свидетельствует, что управление объективно сопровождает любую деятельность человека. И любая деятельность человека нуждается в управлении. Именно благодаря управлению и становится возможной социальная деятельность в целом.

В наиболее общем виде управление – это процесс воздействия на объект для поддержания его в определённом состоянии или для перевода в новое состояние в соответствии с присущими ему объективными законами и деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Управление является элементом организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических). Соответственно этим системам выделяются три основных вида управления: в живой природе, в неживой природе, в обществе (социальное управление). Каждый из этих видов имеет несколько разновидностей. Наиболее сложным видом управления является социальное управление. Оно подразделяется на три вида: организационно-экономическое (в организациях, менеджмент); социально-политическое (общественными организациями (партиями), государством и т.п.); управление духовной жизнью общества.

Представьте себе, что автомобиль, в котором вы едете, сломался в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте. Конечно, возможно, расстроенные путешественники смогут его починить. Однако случается, что в подобных случаях дело обстоит значительно сложнее. Водитель и пассажиры могут быть неспособны чисто физически выполнить какую-либо операцию. Или, обладая физической возможностью, не имеют знаний и навыков ремонта. Или, располагая возможностью, знаниями и навыком, не имеют желания. Наконец, при наличии всех этих условий, просто отсутствует необходимый инструмент.… Тогда не обойтись без помощи других людей. И оказывается, совсем не обязательно обладать физической возможностью для ремонта, иметь знания, опыт и инструменты, а можно поручить кому-то другому его выполнить.

Следует отметить, что человек, решивший возложить реализацию своих целей на другого человека, должен обладать иными знаниями, навыками и средствами, нежели тот, кто всё делает сам. Действительно, а заинтересован ли другой человек сделать ремонт? Как его заинтересовать? Правильно ли он понял, что мы от него хотим? Как это проверить? Не будет ли он халтурить? Поэтому требуется умение убеждать, призывать к действию, координировать усилия, контролировать правильность выполнения, обладать необходимой суммой наличных денег. Другими словами, требуется умение управлять. «Делать что-то руками других людей» – таково простейшее определение управления, данное американскими специалистами. Содержание управления как вида деятельности состоит в планировании, организации работы, координации деятельности во времени и пространстве, контроле и учёте участия людей в трудовом процессе.

Таблица 1.1

Различия в характере труда людей

Показатели Люди, занятые непосредственно в процессе производства материальных благ Люди, занятые управлением
1. Предмет труда Сырьё и материалы Информация
2. Объект труда Средства труда То, на что направлены субъективные интересы людей, занятых в управлении
3. Направление воздействия Инструменты, механизмы, машины в соответствии с полученными заданиями Деятельность людей
4. Результаты труда Продукция и услуги Управленческие решения

Управление появилось вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый – руководителем, а между ними возникают отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает её потребность. Имеется в виду, что управление – это объективная потребность любой деятельности. Как утверждает Э.М. Коротков, сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. [9] В этой связи вывод К. Маркса о том, что «всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов; отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере»[10], до настоящего времени не утратил своей актуальности и достаточно точно отражает взаимосвязь развития труда и появление функции управления. Как указывает Г.И. Будылкин[11], из этого высказывания следуют два важных методологических положения. Во-первых, управление выделяется и становится самостоятельным элементом, объективно необходимой функцией любого общественного или совместного труда людей. Во-вторых, труд по управлению выделяется в самостоятельную область деятельности при определённых размерах кооперирующейся ячейки, когда получаемый прибавочный продукт достаточен для его функционирования. Возникнув как необходимый элемент общественного производства, управление развивается и изменяется вместе с ним.

Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид деятельности призвано определять цели функционирования какого-либо объекта в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) объекта, обеспечивать планомерное его развитие, координацию действий некого числа участников во времени и пространстве посредством реализации управляющих воздействий. То есть добиваться поставленных целей путём согласования действий всех участников и соответствующей организации имеющихся ресурсов. Эффективность общественного или совместного труда людей обеспечивается наличием управления как обязательного составного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в процессе труда. При этом от реализации управления во многом зависит эффективность и результативность совместных действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.01 с.)