Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 22. Инновационная программа менеджера

Поиск

22.1 Понятие и сущность
инновационной программы менеджера

Успешное функционирование организации в конкурентной рыночной среде невозможно без перехода на инновационный путь развития. Поэтому необходимо вести планомерную работу по превращению научных идей в готовый инновационный продукт, привлекательный как для инвестора, производителя, так и для конечного потребителя. В этих целях могут разрабатываться инновационные программы менеджера.

Инновационная программа менеджераэто комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям организационно-технических, научных, производственных, экономических и других мероприятий, проводимых с целью реализации задач по приоритетным направлениям развития организации, охватывающих все стадии производственного процесса от НИОКР до реализации готовой продукции, взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам и объединенных единым руководством. К инновационной программе менеджера также относится способ управления инновационным процессом, то есть научно-техническими, технологическими, и организационными изменениями, происходящими в процессе реализации инноваций в организации.

А.А.Радугин выделяет три основных типа изменений, которые могут иметь место в организации: структурные; технологические; социальные.[144]

Структурные изменения включают в себя изменения общего рисунка производственного процесса, уровней централизации, системы взаимоотношений, распределения власти внутри организации. Структурные изменения могут также означать преобразования в системе распределения обязанностей, изменения структуры управления, календарного графика производства и т.п.

Технологические изменения характеризуют преобразования в таких факторах, как инструменты, оборудование, системы машин, технологические процессы, деятельность, материалы и здания, с помощью которых создаются товары и услуги. Технологические нововведения также имеют место, когда изменяются процессы производства.

Социальные изменения затрагивают особенности поведения, привычек, навыков, отношений всех людей, занятых в процессе производства. Они направлены на улучшение работы коллектива.

Инновационная программа разрабатывается как на полный инновационный цикл (период создания, распространения и эффективного использования инновации), так и на отдельную его часть. В инновационном цикле существуют следующие последовательные элементы: фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные научно-технические исследования, опытно-конструкторские работы, промышленное освоение, производство, реализация.[145]

Выделяются следующие цели формирования инновационных программ[146]:

· реконструкция или расширение производственных подразделений;

· замена в крупных масштабах технологического оборудования на принципиально новое;

· переход на использование новых материалов;

· разработка и внедрение (или только внедрение) комплексов технологических инноваций при освоении новой продукции.

Основными признаками инновационных программ являются, во-первых, инновационный характер поставленных задач, во-вторых, особенности и масштабы взаимодействия подразделений, задействованных в процессе выполнения программы, в третьих, важность цели программы и ее влияние на состояние и результаты деятельности организации и др.

К инновационным программам как разновидности управленческого решения можно предъявлять следующие требования: научная обоснованность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность, реальность.[147]

Научная обоснованность инновационной программы обеспечивается следующими основными факторами: наличием необходимой подготовки у разработчика или разработчиков программы; необходимыми и достаточными знаниями о закономерностях и тенденция развития объекта управления; наличием научно подготовленной, достоверной и полной информации; учетом объективных экономических законов.

Непротиворечивость инновационной программы обеспечивается единством управления в организации, которое достигается наличием специализированного аппарата управления. Исходя из того, что организация действует во внешней среде, фактор непротиворечивости можно разделить на внешний и внутренний. Внутренняя непротиворечивость – это соответствие целей и средств программы, а также соответствие сложности решаемой программой задачи и методов. Непротиворечивость внешняя – это соответствие инновационной программы тактики, стратегии и целям организации, предыдущим решениям и т.п. Таким образом, сочетание этих условий обеспечивает непротиворечивость и согласованность программы.

Своевременность. Качество и эффективность программы во многом определяется ее своевременностью. Поэтому даже идеально разработанная программа, принятая и реализуемая в неустановленное время, часто не приводит к ожидаемому результату. Более того, может привести к определенному ущербу.

Адаптивность всегда связана с фактором времени, который существенно влияет на экономический эффект от реализации программы. Следовательно, программа всегда носит временный характер, и срок ее эффективного действия, как правило, принимается равным периоду существования проблемной ситуации. Поэтому с изменением ситуации должна существовать возможность внесения изменений в мероприятия программы. Таким образом, программа не может носить излишне жесткий характер.

Реальность. Ресурсы организации (материальные, финансовые, человеческие и др.) должны быть достаточны для эффективной реализации программы, также ее разработку необходимо строить с учетом объективных возможностей организации и ее сотрудников.

Инновационная программа может считаться качественной и эффективной, если она отвечает всем перечисленным требованиям. В этом случае речь идет о системе факторов, т.к. при игнорировании хотя бы одного из них приводит к потере эффективности или невозможности получения запланированного результата.

Инновационная программа разработки и внедрения какого-либо продукта в производство, как правило, предусматривает разработку технического задания, разработку технической и нормативно-технической документации, создание и утверждение пакета нормативно-правовой и организационно-распорядительной документации, изготовление и испытание опытных образцов продукции, оценку и приемку результатов разработки, подготовку производства и освоение продукта в производстве.

Некоторые из этапов могут быть совмещены, изменены, дополнены или пропущены в зависимости от внешних и внутренних условий, специфики производства и другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.006 с.)