Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Методологические основы менеджмента

Поиск

2.1 Понятие методологии.
Соотношение методологии и науки

Изучение публикаций по проблемам методологии показывает огромное многообразие мнений по определению её сущности: почти каждый автор понимает методологию по-своему. Вместе с тем большой энциклопедический словарь определяет методологию как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.[29] Подобное определение содержит философский энциклопедический словарь: «Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».[30]

Если выделить и резюмировать общее в приведенных выше энциклопедических определениях методологии, то можно получить простое определение: методологияэто учение об организации деятельности. Приведённое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.

Таким образом, методология и организация – это две взаимосвязанных категории. При этом философский энциклопедический словарь даёт несколько трактовок понятию «организация». Во-первых, организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением. Во-вторых, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. В-третьих, объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.[31] Как отмечают А.М. Новиков и Д.А. Новиков, при рассмотрении сущности методологии понятие «организация», в основном, используется в первом и во втором значении, то есть и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение). Третье значение также используется (но в меньшей степени) при описании коллективной научной деятельности, управления проектами в организациях и т.д.[32] При таком определении методологии её можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности, в том числе научной, любой практической профессиональной деятельности, индивидуальной и коллективной деятельности.

Методология – это логическая схема действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей. Организация – это упорядочение действий в соответствии с их особенностями, составом и структурой. Поскольку методология и организация теснейшим образом связаны, то иногда методологию определяют как логическую организацию деятельности, а организацию – как способ упорядочения этой деятельности. Организовать деятельность означает упорядочить её в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом её осуществления – временнόй структурой.

Логическая структура методологии, по мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова, включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы. Временнáя структура деятельности содержит фазы, стадии и этапы деятельности. Методология научной и практической деятельности в сфере управления, в том числе менеджмента, имеет определённые различия (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Характеристика основных элементов структуры методологии
социального управления и менеджмента

Компоненты методологии менеджмента Управление как наука Управление как практическая управленческая деятельность
Основной субъект деятельности Исследователь Менеджер
Объект деятельности Реально существующая хозяйственная практика во всем многообразии отношений и взаимосвязей Реально существующая хозяйственная практика во всем многообразии отношений и взаимосвязей
Предмет деятельности Отношения управления Информация
Процесс деятельности Процесс исследования: подготовительный этап (разработка программы исследования); основной этап (проведение исследования); завершающий этап (обработка и анализ данных, формулирование выводов) Процесс управления (планирование, организация, мотивация, контроль)
Формы деятельности Исследования, конференции, семинары, научные доклады и т.д. Распорядительная, организационная, инновационная, инвестиционная и т.д.
Методы деятельности Методы исследования: общефилософские, общенаучные и частные Методы управления: экономические, административные, социально-психологические. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений
Результат деятельности Теория Управленческое решение

Поскольку методология относится и к научной деятельности, представляется необходимым разграничить понятия философии, науки и методологии. Традиционно принято методологию относить к философии. Так, в библиотечных классификаторах соответствующий раздел именуется «философия и методология». Действительно, философия является основанием методологии. Более того, методология долгое время рассматривалась дословно как учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение). В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности.

Рациональные принципы методологии предшествующих эпох были обобщены и переработаны на основе достижений науки и практики. Это позволило адекватно понять характер отношений между теорией и методом, а также роль практики в познании. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения и построения этой теории. Так, например, методологический принцип детерминистского объяснения мира является организующим началом соответствующих теорий управления. В свою очередь, будучи проверены общественной практикой, эти теории выполняют методологическую функцию и служат направляющим началом в человеческой деятельности.

Результаты методологических разработок существенно отличаются от результатов научных разработок. Результаты методологических разработок говорят не об устройстве мира, а о способах нашей организации и самоорганизации. Поэтому они часто имеют особую форму схем, предназначенных для организации нашего мышления и деятельности.

Важнейшее отличие методологии от науки видится в том, что наука дает свои прогнозы и рекомендации для повторяющихся явлений, в то время как методология стремится рассматривать любую ситуацию как уникальную и неповторимую.

Существенным различием науки и методологии является также то, что наука организована предметно, а одна и та же методология может использоваться различными науками. Особое влияние на развитие науки в настоящее время оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные представления и решения в условиях принципиальной неполноты и неопределенности информации о комплексном объекте. Эти задачи обусловили разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук.

Таким образом, если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная область знания.От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и, прежде всего, его содержательного основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения знания. От социологии-науки и науковедения методология отлична своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.

Методология как самостоятельная наука занимает определённое место в системе научных знаний. А.М. Новиков и Д.А. Новиков, исходя из классификации наук, предложенной В.С. Ледневым[33], относят методологию к практическим наукам. Она тесно связана с технологическими науками, системным анализом, организацией труда и производства, с управлением проектами и т.д. (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Структура научного знания по В.С. Ледневу

2.2. Понятие, сущность, цели, задачи и основные
функции менеджмента

Технический прогресс во второй половине XIX в. стал во многом возможным благодаря развитию науки. Научные разработки получили стремительное распространение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в управлении и благодаря управлению. Феноменом промышленной революции является и менеджмент – мотивационный тип управления в организации, базирующийся на научной методологии и осуществляющийся на профессиональной основе.

Слово «менеджмент» произошло от глагола «to manaqe», что в переводе с английского языка означает «управлять». В свою очередь, данный глагол произошел от латинского «manus» - рука. Первоначально в США под менеджментом понималось умение объезжать лошадей. Позднее менеджментом стали называть руководство и процесс управления организацией, а менеджерами – работников управления организации. Как отметил на праздновании столетнего юбилея менеджмента П. Дракер, нельзя всерьёз думать, что истории управления только сто лет, ведь все народы мира в течение тысячелетий осуществляли управление. Однако речь идёт о существовании многовековой истории управления как искусства и вида деятельности. То, что мы сегодня называем менеджментом – это не только деятельность и искусство, но и, прежде всего, наука.

Наука «менеджмент» возникла из потребностей хозяйственной практики. Её целью является изучение закономерностей развития всей совокупности управленческих отношений в организации, формирование теории и практических рекомендаций. Теория отражает общие свойства явлений, закономерности, присущие многим сторонам управленческой практики, а не отдельным конкретным случаям, и в этом смысле обладает определённой самостоятельностью. Основные задачи менеджмента следующие: систематизация управленческих фактов и выявление существенных связей между ними; раскрытие закономерностей, принципов и методов эффективного функционирования управления в организации; исследование функций и структуры управления; формирование представлений о логике и технологии управления; исследование экономических, социальных, психологических и организационно-технических факторов управления; оценка экономической эффективности управления; обобщение отечественного и зарубежного опыта управления.

Объектом науки менеджмента является реально существующая хозяйственная практика во всем многообразии отношений и взаимосвязей. В объективной реальности эти отношения и взаимосвязи всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде управленческого воздействия, коммуникативных и интерактивных связей.

Предметом науки «менеджмент» являются отношения управления в организации. Отношения управления не являются изначальными отношениями между людьми, а базируются на экономических и (или) морально-этических отношениях.[34] Для формирования отношений управления в организациях наибольшее значение имеют отношения собственности между собственниками и пользователями средств производства и отношения найма (трудовые отношения), возникающие между работодателями и работниками и определяющие роль и выполняемые функции работников в процессе совместной трудовой деятельности в организации (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Отношения управления в организации

Собственность на средства производства даёт её обладателю возможность влиять на людей, использующих эту собственность для удовлетворения своих потребностей. В современных организациях возникающие вследствие этого властные отношения не сводятся к отношениям господства и подчинения, а выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек, включенный в сложнейшие структуры организационных, коммуникационных, технологических и межличностных связей, в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Иерархические отношения руководства и подчинения в организациях формализуются в имеющих юридическую силу организационных документах. Это позволяет деперсонифицировать личностные отношения и снять с них психологическую окраску.

Природа отношений управления в организации обуславливает двойственность менеджмента. С одной стороны, менеджмент – это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Менеджмент предполагает выполнение общественно необходимых задач по планированию, регулированию, организации, мотивации и контролю социально-экономических процессов. С другой стороны, менеджмент – это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наёмным трудом как непосредственным производителем и работодателем как собственником средств производства. Эти стороны менеджмента характеризуют общечеловеческое и классовое в сущности менеджмента, его социальное назначение и историческую цель.

Определение предмета науки «менеджмент» связано с выделением всех проблем, которые входят в ее содержательную область. Условно, предмет науки «менеджмент» можно представить в виде трех взаимосвязанных между собой проблемных блоков.

Первый – социально-психологический блок, связанный с социально-психологическими проблемами менеджмента. Он включает в себя социально-психологические отношения, психологические характеристики самих партнеров (особенности их психической структуры, их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также особенности отношений управления, обусловленные этнокультурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью). Кроме того, блок включает в себя универсальные этические принципы менеджмента, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют в отношениях управления, а также способы социального и психологического воздействия.

Второй блок предметной области науки «менеджмент» – экономический. Управленческие отношения в организации являются частью производственных отношений. Однако между ними имеются и существенные различия. Они проявляются в том, что последние выделяются по объекту (производство, обмен, распределение) и характеризуют его. Управленческие отношения по своей сути – производственные отношения. Но они характеризуют участников, носителей этих отношений. Таким образом, производственные отношения и их отдельные стороны можно определить в качестве объекта управления. При этом исходным базовым социальным процессом реализации и развития производственных отношений является труд, обусловленный логикой трудового поведения работников. Кроме того, блок включает в себя способы экономического воздействия.

Третий блок — организационно-технический.Он включает в себя организационно-технические параметры отношений управления. К ним относятся пространственно-временные рамки менеджмента, а также действия, организационные структуры, процедуры, средства, приемы, различные техники и технологии, применяемые в менеджменте.

Отмеченные особенности предмета науки «менеджмент» определяют ее место среди других наук и сформированных на их основе научных учебных дисциплин (рис. 2.3).

 

Рис. 2.3. Связь курса «Менеджмент» с другими дисциплинами

Менеджмент базируется на основных положениях экономической теории. Однако он не является исключительно экономической наукой. Существенную роль в формировании менеджмента как науки сыграли гуманитарные (философия, психология, социология, педагогика, др.), естественнонаучные (математика, информатика, концепции современного естествознания, эконометрика, др.), а также общепрофессиональные (статистика, хозяйственное право, экономический анализ, др.) дисциплины. Сам менеджмент служит основой для ряда специальных дисциплин (финансового менеджмента, планирования, антикризисного управления, др.). Вместе с тем междисциплинарные связи характеризуются и обратным влиянием. Развитие любой науки в значительной мере определяется применяемыми управленческими технологиями их организации.

Основным средством построения менеджмента как науки являются его методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, управленческих воздействий. Методы менеджмента не только раскрывают сущность и особенности управленческих отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность управления в организациях. В силу сложности и многомерности самого предмета менеджмента при построении менеджмента применяют большой арсенал методов, которые могут быть подразделены на общефилософские, общенаучные и частные. К первой группе относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия и моделирование. Ко второй – методы наблюдения, описания, сравнения, измерения, эксперимента, формализации, аксиоматический, гипотетико-индуктивный, исторический. К третьей – многообразие методов конкретных наук, прежде всего, методы экономических, социальных и психологических исследований, которые находят своё применение в познании менеджмента. Методологическую основу всех исследований менеджмента составляют диалектический метод познания и системный подход.

Методологический фундамент и рамки предметной области науки «менеджмент» определяют её социальные функции. Важнейшая их них – гносеологическая функция. Она состоит в том, что наука «менеджмент» способствует познанию отношений управления в организации.

Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата.

Регулятивно-статическая функция проявляется в разработке механизма поддержания объекта управления в неизменном состоянии, различных организационных форм управления, порядка формирования и полномочий органов управления, основ различных функций и отраслей менеджмента. Кроме того, реализация данной функции направлена на сохранение и закрепление сложившихся экономических, политических, социально-культурных отношений в обществе путём рационализации умонастроений собственников, менеджеров и рабочих. Таким образом, менеджмент является одним из основных инструментов предотвращения социальных конфликтов в обществе.

Регулятивно-охранительная функция направлена на обеспечение нормального осуществления регулятивно-статической и регулятивно-динамической функций менеджмента. Соответственно ее содержанием охватывается предупреждение и пресечение несанкционированных действий в организации, защита и восстановление сложившихся отношений управления. Вместе с тем данная функция нацелена также на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с поставленными целями отношений.

Большое значение имеет инструментально-трансляционная функция науки «менеджмент», которая проявляется в разработке различных способов и приемов передачи, получения и интерпретации информации при осуществлении управленческого воздействия.

Воспитательная функция охватывает своим содержанием ту часть менеджмента, которая осуществляется не специально управленческими, а общесоциальными, присущими всем надстрочным элементам приемами и средствами (воспитание, социализация, культура, общие нравственные принципы и т.п.). Эта функция обращена на формирование организационной культуры, воспитание персонала в духе уважения друг к другу, к труду, закону. Тем самым воспитательная функция активно способствует повышению авторитета управления, служит средством объединения персонала, способствует усвоению навыков делового взаимодействия, реализации управленческих воздействий.

В менеджменте важно не только понимать состояние управленческой ситуации, но и прогнозировать возможные её изменения. Поэтому науке «менеджмент» присуща и прогностическая функция, которая проявляется в прогнозировании динамики субъекта и объекта, предсказании эффективности использования различных приёмов и способов управленческого воздействия, эффективности и результативности направлений развития организации. Прогностическая функция проявляется в разработке практических рекомендаций.

Аксиологическая функция науки «менеджмент» связана с утверждением в управленческих отношениях универсальных этических принципов, ценностных ориентаций и установок, профессионально ориентированного делового этикета.

Все рассмотренные функции взаимосвязаны и проявляются в различных сочетаниях и комбинациях.

Содержание науки «менеджмент» раскрывается в ее основных понятиях и категориях. К ним можно отнести такие понятия, как менеджмент, отношения управления, функции управления, организационная структура управления, организационная культура, персонал, среда менеджмента, методы управления, процесс управления. Содержательный смысл этих понятий и категорий уточнялся и развивался по мере развития как самой науки «менеджмент», так и практики управления.

Базовым понятием в системе всех категорий науки «менеджмент» служит понятие «менеджмент». Поскольку, как указывалось выше, менеджмент является одним из видов социального управления, то понятие «менеджмент» можно дать, конкретизируя понятие социального управления (рис. 1.2), в частности его субъекты. Основными субъектами простого отношения управления в организации являются руководитель и подчинённый. Отсюда менеджмент – это вид подчинительной связи, при которой состояние объекта приводится руководством организации в соответствие с поставленной целью путем воздействия на деятельность подчинённых. Поскольку речь идёт о научном управлении в условиях рыночных отношений, то такое воздействие должно осуществляться с учётом объективных экономических законов и интересов субъектов отношений управления.

2.3 Методологические подходы
построения и исследования менеджмента

Методологический подход применительно к менеджменту предполагает использование определённых приёмов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления. Наибольшее признание и распространение получили три четко различимых по своим методологическим основам концептуальных подхода: процессный, системный, ситуационный.

В процессном подходе менеджмент рассматривается как совокупность последовательно сменяющих друг друга управленческих действий, представляющих собой непрерывный процесс. Эти действия называют функциями управления.

Функции управления имеют две основные общие характеристики. Во-первых, они требуют принятия решений. Во-вторых, для всех необходима информация и коммуникации. Вследствие того, что эти характеристики связывают все управленческие функции, обеспечиваяих взаимозависимость, управленческие решения и коммуникации в научной литературе по менеджменту их часто называют связующими процессами[35] (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4 Функции управления со связующими процессами

Управленческие решения являются результатом труда работников управления. Под управленческим решением понимается социально-экономический акт деятельности управляющего органа, содержащий выбор желаемой цели в данной конкретной сфере хозяйственной деятельности, определяющий программу выполнения работ, устанавливающий методы, способы и условия достижения поставленной цели перед управляемым объектом. Для того чтобы принять решение, руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий. Выбор одной из альтернативных возможностей в данное время и в данном месте – это решение. Следовательно, принятие решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, регулировать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием для принятия эффективного объективного решения является наличие адекватной и достаточной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация– это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являютсяих межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

Системный подход выступает в качестве методологии целостного познания системных объектов исследования, к которым можно отнести и менеджмент. В этом познании он опирается как на общефилософские, так и общенаучные и конкретные методы исследований и нацелен на получение связанных воедино, интегрированных знаний об объекте.

В системном подходе определяющим критерием оценки и выбора всех действий является понятие «система». Система – это отграниченный, сложноорганизованный объект, составленный из множества взаимосвязанных, разнопорядковых и разнокачественных элементов (подсистем), которые образуют в своём единстве целостность. В системном подходе существует изоморфизм (тождественность строения) законов физических, биологических и социальных объектов.

Управление относится к социальным открытым системам. Особенностью этих систем является то, что они создаются людьми. Социальным системам присущ ряд свойств, которые необходимо учитывать при формировании системы управления любой организации. Основными являются отграниченность, автономность, целостность, иерархичность. Отграниченность означает наличие установленных границ системы, её индивидуальность, оригинальность и неповторимость. Автономность проявляется в независимости системы, её способности к самовоспроизводству и саморазвитию. Целостность характеризует интегративность системы. Иерархичность – качество входить по мере движения от низшего к высшему в более сложное образование и превращаться в элемент этого образования и наоборот, чем обеспечивается единство развития и функционирования системы.

Объекты, из которых состоят системы, называются элементами. Элемент системы управления представляет собой структурообразующую, относительно автономную часть, выполняющую строго определённые, присущие только ей функции. Элемент обладает способностью интегрировать и взаимодействовать с другими элементами, имеет чёткие каналы связи с другими элементами и минимум связей с элементами вышестоящей системы. Совокупность ряда элементов системы, функционирующих в определённой мере самостоятельно и имеющих минимальное число связей с другими самостоятельно функционирующими частями системы, называется подсистемой. Система управления состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой (рис. 2.5).

 

 
 


- прямая связь - обратная связь

- возмущающие воздействия внешней среды

Рис. 2.5. Схема системы управления

Представленная на рисунке прямая связь представляет собой связь, обслуживающая процесс принятия решений и обеспечивающая воздействие на часть объекта (на деятельность). Обратная связь – это связь, которая несёт информацию о состоянии объекта и степени достижения заданного результата. Вход системы управления – совокупность различных ресурсов, преобразуемых в ходе производственного процесса. Выход системы управления – производственно-экономические, социальные и научно-технические результаты функционирования системы. Возмущающие воздействия среды – любые воздействия на систему, оказывающие влияние на результаты её деятельности, не зависящие от воздействия управляющей системы.

Системный подход обеспечил менеджмент основой для интеграции концепций различных авторов. Это стало возможным на основе достижений ситуационного подхода, который явился логическим продолжением системного, путём выделения и описания внутренних подсистем и основных факторов, влияющих на организацию.

В процессном и системном подходе комплекс теоретических знаний традиционно рассматривается как наука управления. Её применение на практике традиционно рассматривалось как искусство, как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств (переменных внутренней и внешней среды), которые сильно влияют на принятие решения в данное конкретное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления», то есть это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях, чем простой набор предписываемых руководств. В ситуационном подходе также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.[36]

1. Руководитель должен быть знакомсо средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроляи количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.011 с.)