Структура и динамика развития конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и динамика развития конфликта



Конфликт - это динамично развивающийся процесс, включенный в сложную систему человеческих взаимосвязей. В каждом конфликте принято выделять несколько составляющих его элементов: предмет конфликта, объект конфликта, его участников, условия протекания, мотивы сторон, цели и позиции сторон конфликта.

Объект конфликта – это основное противоречие, это та самая проблема, из-за которой возник конфликт.

Кроме объективной причины, у каждого из оппонентов есть своя внутренняя причина, толкающая их на конфликт. Она называется предметом конфликта. Предмет является важной составляющей конфликта. Конфликтное взаимодействие между оппонентами может оказаться безразличным к объекту и держаться только на предмете конфликта. Например, наличие личной неприязни при объективных причинах силового взаимодействия. Даже в случае разрешения конфликта личная неприязнь может оставаться и являться потенциальным источником возникновения конфликта. Предметом конфликта может быть и стремление одного из оппонентов занять должность другого при наличии оснований, для критики.

Участники конфликта – это все лица, имеющие отношение к конфликту, его развитию и разрешению. Среди них выделяются основные участники (оппоненты) – главные противостоящие стороны, активно выступающие друг против друга. В каждом конфликте особая роль принадлежит группам поддержки, то есть лицам, которые поддерживают и нередко стимулируют конфликтное поведение оппонентов. Группы поддержки оказывают существенное воздействие на глубину, продолжительность и широту конфликта, а также его итоги. В конфликте присутствуют и лоббисты в лице отдельных людей, группировок, структур, которые имеют свои интересы в возникновении и разрешении конфликта. Прочие участники – это лица, оказывающие периодическое влияние на ход конфликта. Это влияние может быть как конструктивным, так и деструктивным.

Условия протекания конфликта – это среда, в которой формируется и развивается конфликт. Важнейшую роль в конфликте играет социальное окружение его участников.

Мотивы сторон – побудительные причины, поводы к вступлению в конфликт. Далеко не все озвученные мотивы являются действительными. Именно поэтому мотивы делят на две категории: явные и скрытые.

Цели сторон – это то, чего хотят добиться конфликтующие стороны.

Позиции участников конфликта – это отношение к своим оппонентам, которое выражается в определенном поведении и поступках.

Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт, (1)

где:

- конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, которые содержат настоящую причину конфликта, и наличие оппонентов конфликта;

- инцидент - это поводдля конфликта;

- конфликт - это явное, открытое противостояние, являющееся следствием полярных интересов и позиций.

Настоящая формула свидетельствует, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть они обладают собственной субъектностью, выполняют свои особые роли. Разрешение конфликта – это устранение конфликтной ситуации и исчерпание инцидента. Однако очень часто устранить конфликтную ситуацию невозможно в силу объективных причин. Из формулы конфликта следует: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность, не создавать инцидента. На практике же решение конфликта в большинстве случаев ограничивается исчерпанием инцидента.

Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация +... = Конфликт (2)

Сумма нескольких конфликтных ситуаций приводит к конфликту. При этом конфликтные ситуации являются независимыми одна от другой. Данная формула дополняет первую. Каждая из конфликтных ситуаций исполняет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт в подобной ситуации означает устранение каждую из конфликтных ситуаций. Важно помнить, что конфликтная ситуация – это база конфликта.

Для того чтобы устранить конфликтную ситуацию, необходимо выполнять следующие правила.

1. Всегда помнить, что конфликтная ситуация - это то, что нужно устранить.

2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.

3. Формулировка должна подсказывать, что делать.

4. Необходимо задаваться вопросом «почему?» до той стадии, пока не прояснится первопричина конфликта.

5. Требуется формулирование конфликтной ситуации своими словами, стараться не повторять слов из описания конфликта.

6. В формулировке нужно обойтись минимальным количеством слов.

Все конфликты, несмотря на их многообразие и особенности, имеют общие этапы протекания. Целесообразно выделять три основных периода развития конфликта: предконфликтный; противодействие и послеконфликтный.

Предконфликтный период включает следующие элементы: возникновение острого противоречия, осознание проблемы субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны и т. д.), возникновение предконфликтной ситуации.

Противодействие (собственно конфликт) – это не что иное, как конфликтное взаимодействие. Оно начинается с инцидента, то есть первого столкновения сторон. Если у одного из оппонентов достаточно сил, чтобы решить вопрос в свою пользу, то конфликт может закончиться, и инцидент считается исчерпанным. Однако чаще всего первый инцидент сменяется вторым, третьим, то есть происходит разрастание конфликта.

Последовательность развития конфликта часто такова. Сначала происходит постепенное усиление сторон конфликта за счет введения все более активных сил и накопления опыта борьбы. Неизбежно увеличивается количество проблемных ситуаций, повышающих конфликтную активность участников, что ужесточает характер конфликта. В конфликт вовлекаются новые силы, нарастает эмоциональная напряженность конфликтного взаимодействия. Затем оппоненты переходят от аргументов к претензиям, снижая реалистичное восприятие оппонента, которое заменяется образом врага. Происходит полная поляризация мнений и интересов с возможным применением насильственных и агрессивных действий. О первопричине конфликта все забывают, поэтому конфликт становится независимым от вызвавших его обстоятельств и т.д.

После кульминации конфликта происходит ослабление борьбы. Постепенно меняется отношение и к самой проблемной ситуации, и к конфликту в целом. Действующие лица начинают осознавать, что задействованные средства не дают результата. Начинается новый этап конфликта - сбалансированное противодействие,которое в итоге приводит к прекращению конфликта. Конфликт может завершиться следующим образом: разрешением, урегулированием, затуханием, устранением или перерастанием в другой конфликт.

Послеконфликтный период - это частичная или полная нормализация отношений оппонентов, преодоление негативного эмоционального фона, налаживание необходимого сотрудничества и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.005 с.)