Вдумчивость как черта критического подхода



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вдумчивость как черта критического подхода



Если ваш босс, вызывая вас к себе, говорит, что собирается критиковать вашу работу, вероятно, вам сразу приходит в голову мысль, что вы что-то сделали не так. Между тем «критиковать» означает выявлять достоинства и недостатки и в соответствии с ними судить о чьей-либо работе. В идеале описанная ситуация подразумевает, что ваш руководитель хочет поговорить с вами о ваших сильных и слабых сторонах. Быть критичным означает осознанно судить обо всем плохом и хорошем, что вы видите, слышите и читаете. Иногда это делается неосознанно. Например, вас пригласили в гости новые друзья. С того момента, как вы вошли в дверь, запускается и начинает работать ваше критическое мышление. Вы неосознанно оцениваете все: от звука дверного звонка до вкуса еды, которой вас угощают, и чистоты ванной. Весь ваш опыт пребывания в гостях сложится в оценку, которую вы осознанно дадите в конце вечера.

Когда вы читаете, ваш разум функционирует по той же бессознательной схеме. Если сможете, научитесь формировать критические суждения сознательно и вдумчиво. Параллельно с этим вы пополните свой багаж знаний и улучшите понимание. Как вам это удастся? Вам следует читать, высматривая в тексте все, что совпадает и не совпадает с вашей собственной точкой зрения, проверять факты, задавать вопросы и формировать собственное мнение о том, что вы читаете. Развитие этого навыка отличает прекрасных читателей от средних.

Ресторанные критики пробуют еду и пишут, что им понравилось, а что нет и почему. Кинокритики смотрят фильмы и используют те же критерии. И те и другие делятся своим мнением с читателями, основываясь на имеющихся у них знаниях. Можно ли сказать, что их критика справедлива? Нет, в действительности не существует справедливой критики, так же, как нет уверенности в том, что вы правы в своей оценке слов автора. Только вы сами решаете, верно ли ваше суждение. Вы исходите из имеющихся знаний точно так же, как это делают ресторанные и кинокритики. Читая нехудожественную литературу, вы в конечном счете хотите:

• убедиться в верности того, что вы уже знаете.

• узнать что-то новое;

• отличить факты от вымысла;

• изменить свое мнение, если вас убедят в том, что вы неправы;

• понять, как автор пришел к тому или иному выводу.

Таким образом, критическое чтение основывается на вашем предыдущем понимании обсуждаемого предмета и нынешнем понимании материала, который вы читаете.

Есть несколько способов установить сознательные, вдумчивые взаимоотношения с автором, когда вы читаете. Они включают постановку вопросов автору, рассмотрение фактов и формулировку выводов для себя.

Задавайте вопросы автору

Бывают ситуации в процессе чтения, когда вас удивляет или смущает то, что говорит автор. Может, он не привел достаточно веский аргумент или его обоснования своей позиции слабы. Это как раз тот случай, когда пора начать критически и вдумчиво задавать вопросы. Возможно, вы уже их задавали, но когда вы начинаете делать это осмысленно, то становитесь более активным и вовлеченным читателем.

Умение ставить критические вопросы подразумевает, что вы обладаете здоровым скептицизмом по поводу мотивов автора и содержания текста. Полезно бывает решить для самого себя, согласны ли вы с точкой зрения автора, а если нет, то на чем основана ваша критика. Приведенные ниже вопросы, разбитые на три основные категории, могут быть полезны, когда вы вступаете с автором в диалог.

Вопросы об авторе

• Каким опытом обладает автор?

• Автор – мужчина или женщина? Влияет ли пол автора на его точку зрения?

• Как знания и опыт автора влияют на его интерпретацию темы?

• Каковы мотивы автора?

• Объективен ли автор, не подвержен ли влиянию эмоций и личных предубеждений? Или он субъективен?

Вопросы о содержании

Давайте рассмотрим, что можно спросить о содержании.

• Какова предполагаемая целевая аудитория, которой адресован текст?

• Что автор буквально говорит в своем произведении?

• Что в действительности хотел сказать или что подразумевал автор? Что он имел в виду?

• Понятна ли его идея?

• Детали в тексте – факты или результаты авторских наблюдений?

• Аргументы и выводы автора последовательны и логичны?

Вопросы про себя самого

А теперь подумайте о себе и о своем багаже знаний.

• Знакома ли мне тема, которую автор освещает в данной работе? Если да, то как имеющийся у меня опыт может повлиять на мое восприятие текста?

• Чему я верю в этом тексте?

• Соответствует ли информация в этом материале тому, что я знаю по этой теме? Если нет, то в чем разница?

• Как прочитанный материал помог мне узнать то, что мне было нужно, или как я могу применить почерпнутые из текста знания?

В конечном итоге все авторы претендуют на то, чтобы тем или иным образом повлиять на ваши мысли. Если они во что-то верят, то хотят, чтобы и вы в это поверили. Автор даже самого объективного научного доклада старается представить все необходимые сведения таким образом, чтобы вы могли судить о точности утверждения или гипотезы исследователя. И автор надеется, что вы согласитесь с его выводами, обоснованными приведенными в работе данными.

Используйте эту книгу

Например, если вы взяли в руки эту книгу и начали вести со мной мысленный диалог, то моей целью будет сделать так, чтобы вы поняли, что я хочу до вас донести исходя из содержания книги и того, как организована в ней информация, и пришли к тем же выводам, которые делаю я. Взгляните, как я отвечаю на вопросы, сформулированные выше.

Ответы автора о себе

Не забывайте, что мои ответы – это моя личная точка зрения.

• О моем опыте вы можете узнать на страничке «Об авторе», а также на основе некоторых примеров из моей личной жизни, приведенных в книге.

• Я – женщина, хотя не думаю, что мой пол сильно влияет на мое отношение к изложенной в книге теме.

• Мои знания и опыт в области обучения скорочтению и его преподавания позволяют мне быть уверенной в достоверности и полезности приведенной мной информации.

• Когда я писала эту книгу, мне хотелось рассказать, что легко и просто научиться чувствовать себя более уверенным и знающим во время чтения.

• На меня определенно повлиял мой личный опыт читателя и преподавателя. Я надеюсь превратить многих людей, далеких от чтения, в увлеченных читателей.

Ответы автора о содержании

Посмотрите, согласны ли вы с моими ответами о содержании этой книги.

• Предполагаемая аудитория этой книги – все, кто хочет почувствовать себя лучшим читателем, чем сейчас, и научиться читать более эффективно.

• Буквально я говорю о том, что если вы, во-первых, задумались, какой вы читатель, а во-вторых, узнали множество способов, позволяющих усовершенствовать свои навыки чтения, то сможете читать быстрее и при этом лучше понимать текст.

• В действительности я хочу сказать, что нет одного верного способа научиться читать быстрее, а есть множество различных способов.

• Единственный способ узнать, какие методы в наибольшей степени подходят именно вам, – это попробовать каждый, а потом решить.

• Детали в основном построены на наблюдениях с вкраплением подходящих фактов.

• Я старалась излагать основные положения последовательно, ясно и содержательно.

Ваши ответы

Теперь добавьте информацию о себе и своих знаниях.

• Чему вы хотите верить?

• Информация в тексте соответствует тому, что вы уже знаете, и вашему опыту? В чем разница, если она есть?

• Вы получаете то, что хотели знать?

• Как вы можете применить полученные знания?

Помните, что цель постановки этих вопросов и ответов на них – внутренний диалог с собой, который поможет вам стать активным, вдумчивым и эффективным читателем.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.007 с.)