Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационный аспект управления инновационной деятельностьюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На работе люди становятся своими, если каждый из них занимается своим делом. Александр Борин Организационные структуры сферы управления инновациями – это организации, занятые инновационной деятельностью, различными исследованиями и разработками. Научной организацией принято называть организацию (учреждение, предприятие, фирму), для которой НИОКР являются основным видом деятельности. НИОКР могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организаций (инженерные, инновационные центры предприятий). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности. В соответствии с «Руководством Фраскати» в России действует классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 6). Среди организационных структур в сфере управления инновациями особая роль принадлежит малым фирмам, ведь небольшие коллективы более мобильны и лучше генерируют новые идеи. История инноватики убедительно доказывает на фактах, что многие инновационные продукты вышли (и продолжают выходить) не из стен крупных корпораций, а из «пропахших бензином гаражей» и «темных подвалов». Таблица 6 Секторы науки по «Руководству Фраскати»
По оценкам специалистов, практически половина всех исключительно революционных товаров ХХ века (товаров, изменивших традиционный образ жизни людей и в значительной мере сформировавших облик современного общества) появились исключительно благодаря изобретателям-одиночкам – одиноким «ковбоям»[23]. Многочисленные исследования доказывают, что независимые изобретатели и малые инновационные фирмы выдают удивительно высокий процент важнейших инноваций нашего времени. В результате изучения наиболее важных изобретений, сделанных за период 1946–1955 гг., профессор Д. Хамберг (Мэрилендский университет) сделал вывод, что более 2/3 из них сделаны независимыми изобретателями и малыми фирмами. Им же изучено 13 важнейших инноваций в американской сталелитейной промышленности. Четыре из них сделаны на основе изобретений европейских компаний, семь – независимыми изобретателями и ни одного – американскими сталелитейными компаниями (!). Профессором М. Пеком (Гарвардский университет) изучено 149 изобретений, касающихся производства, обработки и сварки алюминия. Анализ показал: на долю крупных компаний приходится лишь 1 из 7 изобретений. В Массачусетском технологическом институте профессор Дж. Энос скрупулезно исследовал семь важнейших изобретений в сфере нефтепереработки. Все они сделаны независимыми изобретателями. Есть данные экспертной оценки, что более 90% средств новой технологии создавалось в США мелкими компаниями или независимыми изобретателями. Малый исследовательский бизнес сформировался примерно в 60-х гг. ушедшего века. Эти фирмы зачастую создавались вблизи университетских центров. Так, вокруг Стэнфордского университета находится более 3000 мелких электронных компаний с числом занятых 190–200 тыс. человек. Каждая ориентируется на разработку 1–2 видов новой продукции, а в целом они покрывают 20% (!) мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов («Силиконовая долина»). На заводе «Гудьир», например, организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек. В японской перерабатывающей промышленности 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек, а 10% – предприятия с численностью работающих от 10–20 человек. Наименьшими предприятиями в Японии считаются имеющие основные фонды в размере, равном среднему уровню годовой заработной платы одного работающего, т.е. практически каждая семья может открыть свой бизнес. Американская практика организации поисковых исследований породила рисковый (венчурный) бизнес. Он представлен небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках и производстве новой продукции. Виды венчурных предприятий: 1) собственно рисковый бизнес; 2) внутренние рисковые проекты крупных корпораций («внутренний венчур»). Промежуточная форма между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами – организация совместных предприятий нового типа, представляющих объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая компания ведет разработку нового изделия, а крупная оказывает финансовую поддержку, предоставляя оборудование, обеспечивая каналы сбыта, организуя сервис и послепродажное обслуживание клиентов. Ключевой стимул для венчурных вложений – высокая доходность в случае удачи. Так, средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет порядка 20% в год, что в 3 раза выше, чем в целом по экономике США. Есть специальные имена стадий развития венчурной компании:зарождение, когда существует лишь проект (бизнес-план) создания компании (seed); стадия недавно образовавшейся компании (start up)[24]. Первая и вторая стадии развития: начальная стадия – начало коммерческой реализации продукции (early stage) и расширение, когда требуются дополнительные инвестиции для финансирования (expansion). Третья стадия и зрелость (mezzanine). Средние величины ожидаемого возврата на инвестированный венчурный капитал по стадиям: seed и start up – 40% и более; early stage и expansion – 30%–50%; mezzanine – 20%–30%. Венчурное предпринимательство привлекательно для российской экономики. Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили крупные промышленные предприятия ВПК России пойти на внутренние рисковые проекты или «внутренние венчуры». Они представляют небольшие подразделения, организуемые для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемые значительной автономией в рамках крупных корпораций. Внутренний рисковый проект служит изысканию новых рынков. При успехе проекта подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же компании, продано другой или передано иным подразделениям. Венчурные фирмы могут быть дочерними у крупных фирм. Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска. В США, как стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится почти 40% венчурных инвестиций. Собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов: 1) независимые малые инновационные фирмы; 2) финансовые учреждения, предоставляющие капитал малым инновационным фирмам. Специфика рискового предпринимательства в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходят в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок. Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. Так, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства – взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего. Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и ещё сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий. Эти фирмы, как правило, неприбыльны, ведь они не занимаются организацией производства продукции, а передают разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам, виолентам, коммутантам. Эксплеренты – фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Их дело – продвижение новшеств. Фирмы-эксплеренты называют «пионерскими», они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции. Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, часто невелики по размерам. Перед фирмой-эксплерентом возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка создана. Для этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой, ведь промедление с тиражированием грозит появлением аналогов. Союз эксплерента с мощной фирмой (даже при условии поглощения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранить известную автономию. Фирмы-патиенты. Они работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у них связаны с проблемами завоевания рынков. У патиентов часто возникает необходимость принятия решения о проведении или прекращении разработок, целесообразности продажи и покупки лицензий. Эти фирмы достаточно прибыльны. Фирмы-виоленты действуют в сфере крупного стандартного бизнеса. Это компании «силовой» стратегии, с крупным капиталом и высоким уровнем освоения технологии. Они занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования. Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Фирмы-коммутанты занимаются средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей. Действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Что же касается малого научно-технического предпринимательства в России, то на территории РФ сегодня имеется около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство создано и работает при содействии бывшего Госкомвуза (позднее Министерства образования РФ). Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки. Их цель – стимулирование инновационного предпринимательства. Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любых, сулящих прибыль проектов. Их обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал (рис. 5).
Рис. 5. Элементы национальной инновационной системы РФ
На ближайшие годы в России ставятся серьезные задачи по поддержке инновационного предпринимательства. Согласно документу Минпромнауки РФ «Концепция развития венчурной индустрии в России», созданному ещё в 2002 г., поставлен вопрос о создании агентств по трансферу технологий (АТТ) при государственных научных заведениях страны. По оценкам Минпромнауки России, АТТ должны были позволить к 2007 году создавать на базе государственных научных организаций в год от 3 до 5 тысяч небольших компаний численностью 30–50 человек с общим числом занятых до 150–200 тысяч человек[25]. Но это не реализовано. К сожалению, уровень развертывания инновационной деятельности в России, продолжающей по-прежнему эксплуатировать «нефтегазовую трубу», оставляет желать лучшего.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение научной организации. 2. Дайте классификацию научных организаций по секторам науки согласно «Руководству Фраскати». 3. Поясните, почему большинство базовых изобретений в мире создается мелкими фирмами и независимыми изобретателями. 4. Что такое венчурный бизнес? Как он появился, как организуется и функционирует? 5. Назовите основные формы венчурного бизнеса. Что такое «внутренний венчур»? 6. Назовите основные стадии развития венчурной компании. 7. Дайте определения понятиям «эксплерент», «патиент», «виолент», «коммутант» и опишите деятельность этих субъектов рынка инноваций. 8. Каковы основные элементы национальной инновационной системы России? 9. Охарактеризуйте уровень развития малого научно-технического предпринимательства в нашей стране. Какие задачи ставит Правительство России по развитию инновационного предпринимательства?
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
Прошлое и настоящее – наши средства, только будущее – наша цель. Блез Паскаль
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта (ЖЦП), рыночная позиция организации и проводимая ею научно-техническая политика. В качестве модели, как правило, принимаются следующие типы инвестиционной стратегии: 1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным организациям. 2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение «затраты–результат» в инновационном процессе. Данный тип стратегии требует интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). 3. Имитационная – используется организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Суть модели в том, что при производстве копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организациями-лидерами. Определяющим в формировании конкурентоспособной политики организации служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочных позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование инновационной деятельности требует прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда – расширение, а когда наступит спад производства. Размышления о рациональной научно-технической стратегии для нашей страны, имеющей в ряде отраслей технологическое отставание, наводит на мысль об острой необходимости опережения Россией других стран в создании технических новшеств, особенно по критическим технологиям. Достаточно высокий интеллектуальный потенциал для этих целей у нас ещё имеется. Рассмотрим это на схеме, где даны расходящиеся кривые роста человеческих потребностей и возможностей их удовлетворения некой технической системой, что находит свое отражение в соответствии параметров (рис. 6). На рисунке можно видеть, что потребность удовлетворяется лишь на момент создания новой системы. В любой другой момент времени τ > τ1 между потребностью и возможностью системы удовлетворить спрос появляется неудовлетворенный спрос (a на момент времени τ2). Рисунок показывает, что необходимо создавать технические решения (изобретения) таких систем, возможности которых на момент создания (например, τ1) значительно превышали бы потребность (точка В). Тогда появляется временной лаг (τ3 – τ1), в течение которого (даже при существующих низких темпах технологического развития, что отражается на рис. 6 переносом кривой 2 до пунктирной линии, проходящей через точку В) есть возможность удовлетворения потребности вплоть до момента времени τ3. За это время можно (а главное, нужно!) решить многие важные для организации вопросы. Так, получив охранные документы (патенты-аналоги), а тем самым исключительные права в тех странах, где возможна реализация этих технических решений, можно продать лицензии и/или организовать совместное производство, внося в их уставный капитал свои нематериальные активы (НМА), формируемые на базе необходимых процедур оценки объектов интеллектуальной собственности. Все это соответствует путям развития, на которые вступили все промышленно развитые высокотехнологичные страны.
Эти предложения «прорыва» там, где это возможно и целесообразно, вовсе не исключают торговлю России энергоресурсами, на которые есть возрастающий спрос в мире. Вместе с тем следует отметить, что совершить такие «прорывы» в создании принципиальных новшеств можно только на очень сильной методолого-технологической базе. Эффективными инструментами создания таких новшенств в нашей стране являются технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и функционально-стоимостной анализ (ФСА) систем (о них речь пойдет ниже). Для успешного решения задачи выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники сотрудникам организаций, вставших на путь инновационного развития, необходимо уметь работать с современной информацией, анализировать её мощные потоки. Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов, в конечном счете, можно свести к следующим пяти основным методам: 1. Метод структурно-морфологического анализа. Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию научно-технического прогресса (НТП) на уровне технологических цепочек. 2. Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТП на отраслевом уровне. 3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод выявления патентов-аналогов. Его сущность исходит из того, что организации патентуют за рубежом в основном только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала. 4. Метод терминологического и лексического анализа. Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний идет смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами[26]. Метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы). 5. Метод показателей базируется на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру НТП совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях. Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики организации состоит из нескольких блоков. Первый – разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления. Второй блок – разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной патентной классификации (МПК) изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки – информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения (ЛПР). Проведенные исследования и полученные благодаря им результаты позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с целью оптимизации научно-технической политики. Все это служит основой для выработки рекомендаций по инвестиционной политике. Направления рационального выбора той или иной инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователя в отраслевой конкурентной борьбе) наглядно показаны в табл. 7. Таблица 7 Направления выбора инновационной стратегии
Принимая ту или иную стратегию, руководство организации должно учитывать четыре фактора: 1. Фактор риска. Он предполагает знание уровня риска, который организация считает приемлемым для каждого из принимаемых решений. 2. Фактор знания прошлых стратегий и результатов их применения. Его учет позволит организации более успешно разрабатывать новые. 3. Фактор времени. К сожалению, нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент. 4. Фактор реакции на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами организации, но часто акционеры могут оказывать силовое давление на его изменение. Менеджменту надо иметь это в виду. Разработка инновационной стратегии может осуществляться тремя путями: 1) сверху вниз; 2) снизу вверх; 3) с привлечением консалтинговой организации. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством организации и как приказ доводится на все уровни управления. При разработке «снизу вверх» каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, корпоративный инновационный центр (КИЦ) и др.) разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в объеме своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству организации, которое обобщает их и принимает окончательное решение. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии. В третьем случае организация может воспользоваться услугами консультантов для исследования организации и выработки инновационной стратегии.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте типы инновационной стратегии. 2. Назовите этапы жизненного цикла продукта (ЖЦП). 3. Поясните, на какой интеллектуальной базе можно опережать высокотехнологичные компании мира в создании технических новшеств? 4. Какие есть методы выявления тенденций развития науки и техники? 5. Как выбирается инновационная стратегия организации с учетом её рыночной и технологической позиций? 6. Какие следует учитывать риски при выборе инновационных стратегий? 7. Каковы способы разработки инновационных стратегий?
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Распределение труда: одни кукарекуют, другие обеспечивают рассвет. Юрий Рыбников
Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии инновации. Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т.е. процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных НИОКР в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и различные разработки. Инновационный процесс включает целенаправленную цепь действий в следующих важнейших направлениях: 1) инициации инновации; 2) маркетинга инновации; 3) выпуска (производству) инновации; 4) реализации инновации; 5) продвижения инновации; 6) оценки экономической эффективности инновации; 7) диффузии инновации. Инициация является начальным этапом инновационного процесса. Формирование любой идеи начинается с построения гипотезы, которая означает научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее ее технического обоснования и проверки на опыте. С ней связано предвидение (прогнозирование) нового. Есть формы предвидения по аналогии, а также прогноза, основанного на познании объективных законов. Творческий процесс сегодня поддерживается у новаторов большим количеством различных методов поиска новых идей (табл. 8).
Таблица 8 Перечень методов поиска новых решений
Окончание табл. 8
Ниже в табл. 9 дана краткая характеристика наиболее распространенных неалгоритмических (слабоалгоритмизированных) методов активизации мышления при поиске новых решений. Таблица 9 Характеристика ряда методов поиска активизации мышления
|