Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И количества изобретений; д – изменения экономического эффектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На базе современных научных исследований можно говорить об эволюции технологических укладов. Сегодня выделяют пять укладов (волн). Первая волна (1785–1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности и использовании энергии воды. Вторая волна (1830–1890 гг.) была связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя («эпоха пара»). Третья волна (1889–1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электрической энергии («эпоха электричества»), развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобиль, самолет, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластические массы. На экономическом «поле» появились крупные фирмы, картели, тресты. Характерной чертой рынка стало господство монополии и олигополии, началась концентрация банковского и финансового капитала. Четвертая волна (1930–1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружений, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты, радары. Атом стал использоваться сначала в военных, а затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной технологии. Появились ТНК, осуществляющие прямые инвестиции на рынках различных стран. Пятая волна (1985–2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства и спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных сетью на основе Интернет, осуществляется тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок продукции по принципу «точно в срок». Уже сегодня инновационная деятельность в странах-лидерах базируется на горизонтальной интеграции НИОКР, проектирования и обучения, создании вычислительных сетей, проведении совместных исследований, государственной поддержке новых технологий.Развитие науки становится уже не целью, а средством социально-экономического развития стран, причем будущее человечества, по оценке ученых, связывается не с технотронным, а гуманистическим обществом, ориентированном на достоинство, знания и свободу личности. В экономике России в связи с большими возможностями для экстенсивного развития (огромная территория, дешевые природные ресурсы и рабочая сила), участием в многочисленных войнах, низким уровнем интеграции с развитыми странами, получением из стран бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) сложного оборудования и ТНП к концу 80-х гг. прослеживалось наличие одновременно 3-, 4- и 5-го технологических укладов, с преобладанием 3-го и 4-го укладов[19]. С точки зрения уровня развития стран, международной кооперации и интеграции, И.В. Липсиц и А.А. Нещадин делят мировое сообщество на следующие группы стран: 1) технологическое ядро: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция; 2) страны 1-го технологического круга: Италия, Канада, Швеция, Голландия, Австралия, Южная Корея и др.; 3) страны 2-го технологического круга: наиболее продвинувшиеся развивающиеся страны; 4) постсоциалистические страны Восточной Европы; 5) страны СНГ и ближнего зарубежья; 6) наименее развитые из развивающихся стран. С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов и Г.Г. Фетисов включают в группу стран технологического ядра пятого технологического уклада Швецию, страны ЕС, Канаду, Южную Корею, Австралию[20]. Основой пятого уклада, по мнению упомянутых исследователей, являются: электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, авиационная промышленность, телекоммуникации, оптические волокна, роботостроение, информационные услуги, производство и потребление газа. Исходя из положений теории инноваций, важно оценить характер и особенности инновационной динамики первой половины наступившего века, ведь этот период можно оценить как настоящую эпоху инноваций. Ученые полагают, что наиболее масштабными инновациями этого периода будет смена техногенной мировой цивилизации цивилизацией нового типа – постиндустриальной, интегральной, гуманистически-ноосферной. Вершина трансформаций будет достигнута во второй половине XXI и первой половине XXII века (безусловно, если будет реализован оптимистический сценарий будущего человечества). Кластер эпохальных инноваций этого периода будет включать также становление постиндустриальных (интегральных) технологического, экономического и экологического способов производства на фоне глобализации, интегрального государственно-политического и социокультурного строя, осуществления демографического перехода. Эти нововведения будут реализованы в больших волнах базисных инноваций, связанных со становлением шестого кондратьевского цикла в 10–20-е годы и седьмого кондратьевского цикла в 50–60-е годы XXI века, а также в средних волнах инноваций, повторяющихся каждое десятилетие и реализующихся в новых поколениях техники (технологий) и соответствующих трансформациях в других сферах деятельности. Что же касается улучшающих инноваций, то их большие по масштабам, но меньшие по глубине волны будут более равномерно распределены во времени. Отечественными учеными[21] высказаны соображения об эпицентрах и лидирующих отраслях в инновационном обновлении мира. Они полагают, что ошибочно считать, что постиндустриальное общество утвердилось лишь в Северной Америке и Западной Европе; что остальные страны и цивилизации обречены оставаться на индустриальной стадии развития либо стать объектами неоколониальной экспансии. Конечно, с точки зрения технологических и экономических предпосылок у этих цивилизаций (а также у Японии и Австралии) имеются наилучшие условия для формирования постиндустриальных технологического и экономического способов производства. Но у этой мощи есть и оборотная сторона: большая масса инерционна, она труднее трансформируется. Смена эпох обычно характеризуется перемещением эпицентров эпохальных инноваций. В большей мере это относится к сфере социальных инноваций. А. Тойнби и П. Сорокин предсказывали перемещение центра творческого лидерства с Запада на Восток. Они утверждали, что творческий центр истории человечества, который был локализован в течение столетий в Европе и европеизированной Америке, перестал быть заключенным внутри этих границ. Поэтому история человечества все более будет представлена на сцене азиатско-африкано-евро-американского театра, причем в «спектаклях» истории будет не просто одна евро-американская «звезда», но несколько звезд Индии, Китая, России, Бразилии, Индонезии, ряда арабских стран. Ученые предполагают изменение состава лидирующих отраслей. Если в ушедшем веке технологическими лидерами были военная индустрия, электротехника, химия, то во второй половине века – электроника, информационная техника, биотехнология и сфера услуг. Гуманизация и ноосферизация воспроизводства означают, что на передний план выдвигаются отрасли, обеспечивающие жизнедеятельность и здоровье человека, сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды. Прогнозируется, что к середине XXI века лидерство военной техники уйдет в прошлое, а информационный сектор в большей мере гуманизируется. В подобных направлениях будут осуществляться базисные инновации и в других сферах деятельности. Одной из важнейших задач общества гуманизма является производство знаний. Высшей целью такого общества выступает формирование и развитие личности. Пониманием этого проникнуты действия правительственных и неправительственных организаций ведущих стран мира. Так, в промышленно развитых странах накопление человеческого капитала к концу ушедшего века в 3–4 раза превысило накопление капитала в материально-вещественной форме, значительно выросли расходы на строительство музеев, библиотек, театров и спортивных сооружений. В США музеи посещает в год более 500 млн. человек, а в Великобритании сфера культуры и искусства приносит больше дохода, нежели автомобильная промышленность. Причем, вложения британских корпораций в искусство подскочили с 1,08 млн. долларов США в 1976 году до 46,8 млн. долларов в 1987 году. В одной из динамично развивающихся стран Дальнего Востока – Южной Корее – численность населения в возрасте 20–24 лет, получившего высшее образование, сопоставима с Японией и Францией. На 1 млн. человек населения там в 1993 году приходилось 8706 научно-технических работников. В её столице Сеуле (где проживает 12 млн. чел.) половина населения посещает университеты либо закончило их, поэтому в Южной Корее самое высокое в мире число докторов наук на душу населения. Уровень образованности общества прямо сказывается на темпах социально-экономического развития страны. Темпы экономического роста Южной Кореи – около 10%, а заработной платы – 15% в год. Осмысление движущих сил глубокой трансформации мировой экономики показывает, что главная тяжесть преобразований ляжет на поколение 20-х гг. наступившего века, срок активной деятельности которого – 2010–2040 гг.Безусловно, оно получает от поколения 90-х гг. тяжелый груз нерешенных проблем. Ему предстоит нелегкая работа по преодолению опасной тенденции инерционного скольжения к пропасти и переходу к стратегии инновационного прорыва. Для выполнения этой миссии поколению 20-х годов потребуется большая мудрость в овладении постиндустриальной научной парадигмы, новый взгляд на закономерности и перспективы развития человечества, изрядная воля в выборе и реализации долгосрочной стратегии, умелая организация общественно-политических сил, способных увлечь за собой большинство населения и добиться перелома сложившейся траектории движения, а также готовность идти на риск базисных инноваций, преодолевая великую силу инерции и консерватизма. В литературе при классификации инноваций чаще всего, во-первых, встречается подразделение инноваций в зависимости от технологических параметров: продуктовые и процессные. Первые включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия. По типу новизны для рынка инновации подразделяют на группы: а) новые для отрасли в мире; б) новые для отрасли в стране; в) новые для данного предприятия (группы предприятий). По месту инноваций в системе (на предприятии) выделяют инновации: а) «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); б) «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); в) системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений, как уже отмечено выше, выделяют инновации: а) радикальные (базовые); б) улучшающие; в) модификационные (частные). Научно-исследовательским институтом системных исследований Российской Федерации (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно данному признаку все инновации подразделяются на: 1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) управленческие. Широко известна удачная классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, которая включает разделение инноваций по пяти группам на основе следующих критериев: 1. распространенности ( единичные и диффузные); 2. места в производственном цикле ( сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые); 3. преемственности ( замещающие, отменяющие, возвратные[22], открывающие и ретровведения); 4. охвата ожидаемой доли рынка ( локальные, системные, стратегические); 5. инновационного потенциала и степени новизны ( радикальные, комбинаторные и совершенствующие).
Вопросы для самопроверки 1. Назовите фамилии основоположников теории инноваций. 2. Как связаны между собой технологические, экономические, управленческие, социокультурные и другие инновации? 3. Что вы знаете об инновационных циклах? В чем сущность циклов Н.Д. Кондратьева? 4. Какова длительность малых, средних, больших и сверхбольших циклов? 5. Назовите технологические уклады и раскройте их содержание. 6. Каково место России в классификации технологических укладов? 7. Поясните, почему будущее человечества связано с гуманизацией общества и производством знаний. 8. Назовите известные классификации инноваций. 9. Чем отличаются продуктовые инновации от процессных? 10. Как распределяются инновации по типу новизны для рынка? 11. Какие направления классификации инноваций в большей мере отражают новизну и инновационные изменения? 12. Назовите инновации системной структуры предприятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.124 (0.01 с.) |