Оценка эффективности инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности инноваций



И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ощущался лишь недостаток достатка,

все остальное было в избытке.

Владимир Шойхер

 

Эффективность использования инноваций. В зависимости от учитываемых результатов и затрат специалисты различают следующие виды эффекта (табл. 18). Исходя из временного периода учета результатов и затрат можно выделить показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит от факторов продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации, а также требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Это отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, при этом показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации.

В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость оценки и правильного выбора варианта в компаниях, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

Таблица 18

Виды эффекта при реализации инноваций

 

Вид эффекта Что отражают показатели
1. Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный В этом случае показатели отражают влияние инновации на объем производства и потреблениятого или иного вида ресурса
5. Социальный   Показатели учитывают при этом социальные результаты реализации инноваций
6. Экологический Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. В их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п.

Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться следующая система показателей (табл. 19).

Следует отметить, что метод дисконтирования как метод соизмерения разновременных затрат и доходов помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Он полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.

Формула индекса рентабельности отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе – величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Другими словами, в ней сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Норма рентабельности характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств. За рубежом расчет нормы рентабельности применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых не ниже 15–20%.

 

Таблица 19

Показатели экономической эффективности инноваций

 

Показатель Сущность показателя
1. Интегральный эффект(Эинт)   Он представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект
2. Индекс рентабельности (Jr) Он представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности Jr > 1, и наоборот. При Jr > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффективен. В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпочтение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности
3. Норма рентабельности (Ер) Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций
4. Период окупаемости (То) Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости

 

Норма рентабельности определяется аналитически как некоторое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины. Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае финансирования проекта из других источников нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая величина платы за пользование этим капиталом.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции. Более того, ориентация на показатель «период окупаемости» целесообразна в тех случаях, когда нет уверенности в том, что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Патентно-лицензионная деятельность организации. В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, усовершенствованные продукты, новые (усовершенствованные) техпроцессы, а также появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и её структурами.

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, причем последняя может иметь как конкретную вещественную, так и неовеществленную форму (например, ноу-хау). Создатели новшеств приобретают на свои достижения авторские и смежные права.

В связи с этим инновационным менеджерам важно хорошо ориентироваться в правовом поле интеллектуальной собственности. Данное юридическое понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), созданную в 1967 году.

Вообще возникновение правового регулирования интеллектуальной собственности (ИС) на международном уровне связано с Парижской конвенцией (1883 г.) по охране промышленной собственности (ПС), регулированию использования патентов, товарных названий и др., в том числе мерам по наказанию за их незаконное использование. Право на ИС определено в III Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. СССР с целью обеспечения защиты отечественного приоритета на изобретения присоединился к Парижской конвенции с 1 июля 1965 г. Существующее законодательство РФ отражает содержание и направленность большинства международных правовых актов в этой области.

В России законодательная охрана ИС гарантирована статьей 44 Конституции Российской Федерации. Кроме того, на её страже стоит пакет нормативно-правовых актов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, включающий в себя Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации, Законы РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" и "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также Федеральный Закон об информации. Помимо этого, в Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны (статья 139).

Важнейшим документом сферы регулирования отношений в сфере ИС, вступившим в действие с начала 2008 г., стала часть IV ГК России, посвященная целиком правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) могут использоваться предприятиями и организациями и приносить существенный доход. Они включаются в состав нематериальных активов (НМА) предприятий.

Оформление прав на изобретение осуществляется путем получения патента – документа, удостоверяющего авторство и предоставляющего его владельцу исключительное право. Под этим подразумевается, что никто не может использовать изобретение (полезную модель) без согласия владельца патента. Согласие на использование изобретения (полезной модели) выражается путем выдачи (продажи) лицензии на частичное использование технического решения или полную передачу патентных прав.

В РФ вопросы патентной защиты регулируются Российским патентным ведомством (Роспатентом), которое в соответствии с Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г.[50] осуществляет единую политику в области охраны объектов промышленной собственности, принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, осуществляет государственную регистрацию, выдает патенты, публикует официальные сведения, издает патентные правила и т.д.

Патентный закон определяет сроки действия патентов, которые зависят от вида представляемой на государственную регистрацию промышленной собственности. Согласно законодательству РФ, патент на изобретение действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент, а на полезную модель – в течение 10 лет (по ходатайству патентообладателя оно может быть продлено Роспатентом до 3 лет). Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет и может быть продлен еще до 5 лет.

Патентный закон РФ определяет совокупность критериев патентоспособности объектов промышленной собственности. Под ними понимаются условия, которым должен удовлетворять данный объект для получения его создателем охранного патента.

Полезным моделям (ПМ) охрана предоставляется, если они являются новыми и промышленно применимыми в отраслях народного хозяйства.

Промышленному образцу (ПО), под которым понимается художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым в отраслях народного хозяйства.

В Патентном законе РФ также дается перечень объектов интеллектуальной собственности, которые не признаются патентоспособными. Так, в качестве изобретений и полезных моделей не охраняются: научные теории и математические методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленных на удовлетворение эстетических потребностей; топологии интегральных микросхем; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали; решения, обусловленные исключительно тактической функцией изделия; объекты архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; печатная продукция как таковая; объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.

Патентование удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Патентная защита изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю техдокументацией и новейшими технологиями.

Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском или Евразийском патентных ведомствах). Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции[51].

Для современного российского менеджера, создающего условия для осуществления «прорывной» инновационной деятельности на предприятии, важно обладать знанием об уровне изобретений[52]. Ведь опережение зарубежных высокотехнологичных компаний есть один из важнейших путей вхождения России в международное разделение труда и возможно лишь на базе систем принципиальных технико-технологических достижений. Другими словами, в основе этих достижений должны лежать изобретения высокого уровня (пионерские изобретения), созданные на базе открытых физических, химических или иных эффектов. Безусловно, в процессах создания новой техники и технологий важны изобретения разных уровней, в т.ч. средние и мелкие. Это вполне естественно для системного мира.

В природе нет большого без малого. Там не найти организма, состоящего лишь из скелета и хрящей (такая система неработоспособна). Образно говоря, «мясо» также крайне необходимо для гармоничного построения организма. Также невозможно создать новые объекты техники только на базе принципиальных (пионерских) изобретений. Иллюстрацией этих процессов, отражающих диалектические закономерности перехода количественных изменений в качественные, служат графики, приведенные ранее на рис. 4.

Следует отметить, что мелкие изобретения эквивалентны по своей роли строительным материалам, формирующим ограждающие конструкции зданий. Они «скрадывают» несущий каркас. Что касается новизны, то она у мелких изобретений зачастую неочевидна и устанавливается лишь в ходе экспертизы по существу в патентных ведомствах. Однако большим достоинством мелких изобретений является их более легкая внедряемость, кроме того, они часто обеспечивают высокую экономическую отдачу.

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе (его законном представителе), описание объекта, объеме и сроках охраны.

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском Кодексе РФ установлено средство индивидуализации продукции – товарный знак (ТЗ).

В Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, способные отличать соответственно товары и слуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п. Товарный знак выполняет задачи: ориентировки покупателя при выборе товара; указывает на наличие у товара соответствующего качества; выделяет товар из однородных товаров других производителей; показывает источник происхождения товара (информация о владельцах ТЗ внесена в реестр товарных знаков Патентного ведомства); рекламирует товар, обеспечивая производителю известность (а это стимулирует и сохраняет спрос на товары); позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

Право на использование ТЗ получают посредством их регистрации. Во всем мире ТЗ применяются и защищаются, т.к. играют важную роль как для производителей и продавцов, так и покупателей новшеств. Они являются указателем на то, кто несет ответственность за определенный товар, ведь однородная продукция может выпускаться разными производителями и распространяться разными продавцами. Причем, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно ТЗ служит ориентиром при выборе товара. Если покупатель удовлетворен приобретенным товаром, далее он будет руководствоваться товарным знаком.

Товарный знак, будучи составной частью интеллектуальной собственности, входит в состав НМА и является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

Результатом инновационной деятельности являются также ноу-хау (с англ. know how – «знаю как»). Это полностью или частично конфиденциальные знания, опыт и навыки (секреты производства), включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ, а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в статье 139 ГК Российской Федерации. Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями.

Следствием инновационной деятельности являются также новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы. Последние, отражая единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

Достаточно полная классификация объектов интеллектуальной собственности приведена на рис. 16.

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются с помощью лицензией. Последние различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам (табл. 16).

Лицензия представляет собой разрешение отдельным лицам (или организациям) использовать изобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические и конструкторские секреты производства, товарный знак и т.д. Предоставление лицензии составляет коммерческую операцию и является объектом договора о продаже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.

 

 
 
Интеллектуальная собственность

 


Рис. 16. Классификация объектов интеллектуальной собственности

 

Лицензирование (табл. 20) осуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионного соглашения – договора, в соответствии с которым собственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производства выдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности. В соглашении определяются производственная сфера и территориальные границы использования предмета лицензии.

Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологических новшеств предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.

На использование технологии, как известно, влияют: 1) темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной; 2) скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата. Все это влияет на формирование цен на лицензии, "ноу-хау".

Таблица 20

Классификация лицензий

 

Признак Виды лицензий
Объем прав, передаваемых лицензиату Неисключительные, исключительные, полные, сублицензии
Наличие правовой охраны Патентные, беспатентные
Степень освоения объекта На достижения, освоенные в производстве, исследовательские
Категория объектов лицензирования На научно-технические знания, на промышленные образцы, на торговые знаки, услуги различного рода

 

Особенности формирования цен на лицензии типа «ноу-хау» состоят в следующем:

1) цена не определяется затратами труда на создание технологии;

2) предельным значением цены лицензии на «ноу-хау» является сумма дополнительной прибыли, полученной лицензиатом (покупателем лицензии) за период потребления технологии;

3) действительная цена лицензии «ноу-хау» составляет часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами;

4) цена лицензии «ноу-хау» является монопольной ценой;

5) цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода действия соглашения, то есть из роялти[53].

Информация о фактической прибыли лицензиата в связи с использованием данной лицензии или "ноу-хау" составляет коммерческую тайну.

Наиболее распространен расчет роялти в процентах от стоимости продажи лицензионной продукции, а именно:

 

Rs = R / S, (3)

 

где Rs – роялти в % от стоимости чистых продаж; R – годовая сумма роялти;

S – стоимость чистых продаж.

На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют факторы производственного и коммерческого риска и конкуренции со стороны альтернативных технологий. Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или "ноу-хау". Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.

Коммерческий риск при приобретении лицензии "ноу-хау" возникает в силу того, что у лицензиата может быть не реализована произведенная продукция, а в результате не образоваться расчетной суммы дополнительной прибыли.

Базой международной торговли лицензиями и "ноу-хау" является патентная деятельность стран-экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам.

Сегодня первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, на втором месте – США.

В Российской Федерации, прошедшей через «горнило» конца 80-х – начала 90-х годов, положение с патентованием, увы, пока весьма неважное [54], хотя постепенно (год от года) улучшается (табл. 21).

Упрямая статистика свидетельствует о том, что до распада СССР активность отечественных изобретателей была стабильна, в то время как активность иностранных заявителей падала. Но уже с начала 90-х гг. число российских патентов, выдаваемых зарубежным заявителям, существенно увеличилось, а количество заявок российских изобретателей сократилось.

К концу 90-х гг. поток заявок на получение российских патентов (на изобретения) стабилизировался на уровне 22–27 тыс. в год, из них на долю иностранных заявителей приходилось около 20–25%. Принципиально важно, что качество патентов, выданных на имя фирм-нерезидентов, существенно выше, чем патентов, предназначенных для отечественных заявителей. Стала складываться весьма нехорошая тенденция к вытеснению российских производителей наукоемкой продукции даже на внутреннем рынке, в том числе в тех отраслях, где Россия исторически была конкурентоспособной: транспорт, энергетика, авиастроение.

Хотя за последнее десятилетие общее число заявок на объекты промышленной собственности (см. табл. 21) выросло в 2 раза, в структуре заявок в 2006 г. (по отношению к 1996 г.) число изобретений снизилось почти на 12% (до 35,98% против 47,75%). Вместе с тем возросло с нуля в 1996 г. до 9,26% число в 2006 г. заявок на полезные модели. Все это является свидетельством снижения уровня новизны патентуемых технических решений (как известно, требования достижения изобретательского уровня к полезным моделям не предъявляется).

Рост заявок на охранные документы (патенты) по промышленным образцам в структуре заявок на объекты промышленной собственности за истекшее десятилетие вырос незначительно – с 2,6% до 4,18%, что является ярким подтверждением слабого обновления промышленностью России устаревших художественно-конструкторских решений технических объектов.

Сохранение существенной (1/2) доли товарных знаков и знаков обслуживания (49,64% от общего числа заявок на объекты промышленной собственности в 1996 году) к 2006 году (50,58%) является свидетельством влияния на динамику патентования рыночных отношений, где субъекты рынка стремятся выделиться, отстроиться от конкурентов, сформировать «свое лицо», свой бренд.

 

Таблица 21

Динамика подачи заявок на объекты промышленной собственности

 

Вид объекта Подано в Роспатент заявок по годам
               
Изобретение (И) 24 659 28 688 29 650 29 225 30 651 30 192 32 254 37 691
Полезная модель (ПМ) 3 444 4 631 5 874 6 696 7 622 8 948 9 473 9 699
Промышленный образец (ПО) 1 585 2 290 2 544 2 344 3 104 3 453 3 917 4 385
Регистрация товарных знаков (ТЗ) и знаков обслуживания (ЗО) 28 995 42 809 49 892 43 258 34 954 40 877 47 087 52 984
Итого 58 683 78 418 87 960 81 523 76 331 83 470 92 731 104 759

Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий. Одним из важных показателей качества научно-технических разработок является их экспортная конкурентоспособность, которая определяется следующим образом:

 

Эк = Nпз/ Nзв, (4)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.054 с.)