Предмет управления инновациями и его место в системе менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет управления инновациями и его место в системе менеджмента



Лекция 1.

Предмет управления инновациями и его место в системе менеджмента

(4 часа)

Основные понятия:

новшество; нововведение; инновация; инновационный процесс; инновационная деятельность; инновационный цикл; инновационный менеджмент; инновационный менеджер; специалист по инновациям; субъект и объект системы управления инновациями; открытие; изобретение; инноватика; операционная инноватика; стратегическая инноватика.

Сущность и содержание понятий «инновации», «инновационный процесс», «инновационная деятельность»

Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций [2.19]. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса.

Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы.

Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением ( инновацией) (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство, «инвестицию в новацию», «введение новшества») [2.20].

Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение – это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера). Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.

4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.

Термин и понятие «инновации», как новой экономической категории, ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A.Schumpeter, 1883–1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) [3.21] он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И.Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Сам термин «инновация» И.Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Согласно И.Шумпетеру [3.21], инновация является главным источником прибыли: «...прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «...без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

В Белоруссии под инновацией понимается термин, используемый в Законе «Об основах государственной научно-технической политики в Республике Беларусь» [1.6]: инновациисоздаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок.

Инновационный процесс – непрерывный процесс развития предприятия, который обеспечивает его выживание в рыночных условиях.

Инновационный цикл – выполнение комплекса работ по одной инновации.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Классификация инновационных процессов и продуктов

Существуют различные системы классификации инноваций [2.2, 2.3, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10 и др.], однако, единой классификации нет, поэтому автором были проанализированы названные выше и предлагается нижеследующая (таблица 1).

Таблица 1

Требования к инновационному менеджеру (специалисту по инновациям)

Произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют особого внимания в кадровом обеспечении инновационного процесса.

Это связано с тем, что сегодня основная масса руководителей всех уровней управления в государственных органах управления, субъектов хозяйствования совершенно не понимают сути терминов «инновация», «менеджмент», «стратегия», путая их зачастую с планами внутреннего развития организаций (например, заменой устаревшего парка оборудования и технологических процессов). Это означает, что они не достигли еще состояния т.н. «инновационной восприимчивости», т.е. понимания значения инноваций в жизни общества в целом и для субъектов хозяйствования в частности.

В условиях инновационной деятельности резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация и профессиональные умения фактически определяют судьбу организации.

Поэтому необходимо сформировать новый тип руководителя, специалиста – инновационный.

Специалист по инновациям ( далее инновационный менеджер) – это специалист, соответствующий следующимтребованиям:

· он должен уметь выполнять нерутинные задачи, так как среда его деятельности не является традиционной, особенно в динамически растущих отраслях (скорость, комплексность, масштабность и увеличивающееся количество изменений; усиление конкуренции; сокращение длительности жизненного цикла спроса, товара, технологии; изменение ценностей у потребителей и работников; интернационализация рынков; повышение роли информации, информационных технологий и средств телекоммуникаций);

· он должен быть способным к изобретательству и к инициативе;

· он не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер: его деятельность направлена на передачу знаний, обучение подчиненных, реализацию управленческих решений, формирование механизмов стимулирования и т.д.;

· он должен выступать как бы катализатором совместной деятельности, быть способен формировать, развивать и направлять деятельность эффективных рабочих групп и самоуправляющихся команд;

· он должен вести к поиску новых целей, приводить в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями;

· он достигает целей путем развития внутренних противоречий, преодоления сопротивления сотрудников и умения эффективного решения проблем организации;

· он должен быть готов к риску и оперативности в нахождении и принятии решений;

· его стратегия – в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации, постановке высоких, честолюбивых целей, более быстрому социально–техническому развитию рыночной экономики, ориентации на рынок и потребности клиентов;

· его тактика – быстрая адаптация к изменяющимся условиям, смена находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующей системы, в отборе, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует прорыв к новому состоянию организации;

· он должен уметь управлять собой: знать и применять способы и методы научной организации труда своего и подчиненных, поддержания собственного физического здоровья, управления конфликтами и стрессами, стремиться к личностному росу и развитию.

Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер–предприниматель, и организация для него – все.

 


Лекция 2.

Развитие теории инноватики

(6 часов)

Основные понятия:

инновационная спираль; деловой цикл; технологический уклад; инновационные процессы; концепция кластеров; технологическая пропасть; длинные волны; фазы технологического уклада.

Технологические уклады

В теории, приведенные Шумпетером деловые циклы, принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.

Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-нибудь.

В соответствии с концепцией «технологических укладов» реальное экономическое развитие осуществляется следующим образом [2.18]:

· идет становление новых технологических целей и развитие соответствующих новых технологических укладов, которые представляют большие группы технологических структур, связанных друг с другом однотипными технологическими целями;

· осуществляется замкнутый макроэкономический цикл по достижению этих целей, включающий добычу первичных производственных ресурсов, все стадии их переработки и выпуск набора конечных продуктов, удовлетворяющих соответствующему типу общественного потребления.

Инновационный потенциал государства является основой структурных сдвигов, перехода к новому технологическому укладу. Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет:

· Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада;

· Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет;

· Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.

В табл. 2 приводится краткое содержание технологических укладов.

Таблица 2

Краткое содержание технологических укладов (составлено по материалам 2.3, 2.21)

№ технологического уклада        
Период доминирования 1830-1880 г 1880-1930 г. 1930-1980 г. 1980-2030 г.
Ключевой фактор технологического уклада Паровой двигатель. Механические инструменты. Железо и сталь Электроэнергия. Электродвигатель. Сталь Двигатель внутреннего сгорания Микроэлектронные элементы. Керамика. Информационный сервис. Оптоволокно. Цифровые сети, спутники
Основные компоненты доминирования технологического уклада Железные дороги, железнодорожное оборудование, судоходство Электротехническое и тяжелое машиностроение, производство стали, ЛЭП, неорганическая химия, международная стандартизация, радиосвязь, телеграф Авто - и тракторостроение, цветная металлургия, синтетические материалы, органическая химия, товары длительного потребления Электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, Роботостроение, телекоммуникации
Формирующийся новый уклад   Электроэнергия и электроснабжение Автомобилестроение, органическая химия, цветная металлургия Радары, строительство трубопроводов, авиапромышленность, космическая техника Биотехнология, тонкая химия, термоядерный синтез
Преимущества данного технологического уклада   Увеличение доходов из-за использования парового двигателя и новых транспортных систем Повышение гибкости производства на основе электродвигателя, стандартизация производства Массовое и серийное производство   Индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости производства, новые формы собственности
Организация фирм и формы кооперации Высокая конкурентоспособность небольших фирм, рост крупных фирм, расширение рынков и акционерных компаний, новые модели инвестирования, принятие рисков и собственности Появление гигантских компаний, картелей, трестов, монополии и олигополии. Концентрация банков и финансовых компаний. Появление среднего менеджмента в крупных фирмах Олигополистическая конкуренция. ТНК, базирующиеся на прямых иностранных инвестициях. Вертикальная интеграция, техноструктуры в крупных компаниях, иерархический контроль. Сети больших и малых фирм, основанные на компьютерных сетях и тесной кооперации в области технологий, подготовки кадров. Планирование производства и инвестиций. Рынки долгосрочного ссудного капитала.
Страны – лидеры уклада Британия, Бельгия, Германия, Франция, США Британия, Бельгия, Германия, Франция, США, Нидерланды, Швейцария США, страны ЕС, Япония, Швеция, Канада, Австралия Япония, США, Германия, страны ЕС, Швеция, Тайвань, Корея, Канада, Австралия

Концепция кластеров

В условиях ограниченности ресурсов высокого качества, необходимых для научно-технологического и инновационного развития можно исходить из концепции кластеров конкурентоспособных отраслей, которая объясняет формирование преимуществ национальной экономики следующим образом [2.18].

Одна конкурентоспособная отрасль (по М.Портеру) помогает созданию другой в процессе взаимоукрепляющихся отношений, поскольку такая отрасль является самым требовательным покупателем товаров и услуг, от которых она зависит. Кластер становится средством для преодоления замкнутости на внутренних проблемах, инертности, негибкости. И в целом способствует созданию новых фирм и привлечению крупных инвестиций, имеет тенденцию разрастаться, что определяет уровень конкурентоспособности национальной экономики.

Этот вывод особенно важен для стран переходного периода.

Лекция 3.

Жизненный цикл инноваций

Инновационный процесс воспроизводим, поскольку он базируется на жизненном цикле изделия (ЖЦИ), включающем последовательность одних и тех же повторяемых стадий: НИОКР, производство, реализация, потребление. Стадии ЖЦИ могут иметь последовательный (дискретный, либо непрерывный) и параллельный характер.

В каждой стадии ЖЦИ есть много общего по форме и структуре компонентов, а также структуре инновационного процесса:

I) новшество, созданное новатором на предыдущей стадии, поступает через рынок или плановый механизм на рассматриваемую нами стадию;

2) принятая для реализации новация (новшество) становится инновацией (нововведением). Организация осуществляет инновационную деятельность, и на данный период времени она предстает перед нами в качестве инноватора;

3) в результате инновационного процесса организацией создано следующее новшество. И фирма, теперь уже в качестве новатора, предлагает (передает) потребителю через рынок или через плановый механизм это новшество, как инновацию следующему по циклу инноватору.

Лекция 4.

Функция организации

Функция организации – это установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями и отдельными исполнителями, определение порядка их функционирования, а также совокупность мер, связанная с регламентацией действий управленческого персонала по своевременному и качественному материально-техническому обеспечению, мобилизации имеющихся ресурсов, а также их перераспределения.

Ее главные задачи:

· проектирование процессов управления инновациями;

· обеспечение квалифицированным персоналом, совместно реализующим инновационную деятельность;

· создание инновационных организационных структур управления для разработки и внедрения инноваций, временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем (от идеи до производства и реализации продукции) с целью их наибольшего соответствия инновационному характеру деятельности;

· установление оптимальных взаимосвязей между научными, производственными, маркетинговыми и другими подразделениями предприятия, принимающими участие в инновационной деятельности;

· делегирование полномочий, распределение ответственности и рисков путем разработки методических указаний, инструкций и т.п.;

· разработка мер по унификации, типизации и стандартизации процедур, методов, приемов в управлении инновациями.

Стратегия развития инновационного предприятия должна обеспечить четкое взаимодействие всех элементов системы управления инновациями. Это означает, что повышение уровня НИОКР, наукоемкости производства только тогда обеспечат высокие конкурентные преимущества и экономическую эффективность принимаемых инновационных решений, когда в инновационной деятельности будут применяться такие принципы рациональной организации, как приоритетность решаемых задач, непрерывность, ритмичность, пропорциональность, прямоточность, параллельность, гибкость, адаптивность. Высокие затраты на разработку и внедрение новшеств не снизят фондоотдачу и рентабельность производства даже на начальном этапе обновления, если управленческие решения будут направлены на одновременное обновление организационных структур, повышение технологической интенсивности и увеличение производительности труда [2.10].

Функция мотивации

Функция мотивации выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

Основным интегральным фактором, положительным образом влияющим на трудовую деятельность лица, осуществляющего инновационную деятельность, можно назвать привлекательность для работника выполняемой им работ ы.

Компонентами его являются:

1. Факторы приемлемости – внешние (необходимые, но недостаточные для роста инновационной активности работников):

· политика фирмы и администрации;

· условия рабочего окружения;

· заработная плата (увеличение ее вызывает увеличение производительности труда только до определенных пределов, а затем рост прекращается, так как мотив зарплаты становится недостаточным);

· межличностные отношения (в т.ч. с вышестоящим руководителем);

· степень непосредственного контроля за работой (уровень регламентации, работа либо по принципу достижения целей, либо по принципу выполнения работы и пр.);

2. Мотивационные факторы (внутренние), достаточные для повышения инновационной активности работников:

· достижение признанного личного успеха;

· продвижение по служебной лестнице;

· признание результатов работы;

· высокая степень ответственности (начальник не должен брать на себя ответственность, т.к. человеку нравится ее нести);

· возможность творческого роста.

Функция контроля

Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

Он имеет целями:

1. выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления инновационной деятельностью, своевременное их исправление и недопущение повторения;

2. выявление отклонений от установленных плановых заданий, рассогласований в работе различных подразделений и служб предприятия.

Главные функции контроля:

· Ограничительная (блокировка действий, наносящих ущерб организации). Она может быть реализована процедурой экспертной оценки ключевых решений, обязательной проверкой правильности оформления документации, проверкой правомочности полномочий и т.д.

· Информационная (дополнительный канал получения внутренней и внешней информации), включает контроль за выполнением планов, периодическое исследование покупателей (опрос клиентов, прекративших закупки), поставщиков (реальный уровень цен на продукцию и услуги), конкурентов (цены, сервис, объемы продаж), оценку внутренней обстановки (уровень мотивации, проблемы);

· Мотивационная (мобилизующая).

Другой важный аспект контроля – поддержание успеха – определение наиболее эффективных направлений деятельности, выявление сильных сторон и резервов.

Реализация функции контроля инновационной деятельности предполагает соблюдение ряда условий:

· наличие организационных структур контроля;

· специальную подготовку кадров;

· разработку методов и форм контроля;

· формирование и расширение нормативной, информационной и методологической базы.

Функция координации

Функция координации означает обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов в инновационном процессе при реализации инновационной политики и планов инновационной деятельности, а также сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними. Она осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий подразделений предприятия.

Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в инновационном процессе, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.

Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, многовариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой.

Поэтому координация начинается с формулировки требований, предъявляемых к объекту управления [2.10].

Координация инновационной деятельности имеет противоречивые требования: с одной стороны, субъектам управления необходимо оставлять свободу выбора, а с другой стороны необходимо выработать управляющие воздействия, которые позволяют изменить первоначальное состояние системы до требуемого результата.

Координация характеризуется различными критериями оптимальности, что необходимо учитывать при реализации предшествующих ей функций анализа, планирования и прогнозирования. Поэтому она может проводиться для подразделений одного уровня иерархии по горизонтали и между уровнями управления по вертикали методом восхождения от простого к сложному и иметь соответствующие ограничивающие условия. Например, при координации деятельности подразделений НИОКР нельзя ставить цели достижения максимальной производительности труда, высокой прибыльности новшества. Критерием оптимального взаимодействия научных подразделений может выступать здесь создание новшества с комплексом высоких потребительских свойств.

При координации взаимодействий в процессах проектирования, освоения новшеств и технологической подготовки производства ограничивающим условием является соотношение «затраты – качество».

На заключительном этапе инновационного процесса выполняются мероприятия по достижению главных целей организации (активное освоение рынка, максимизация прибыли, интенсивный рост организации и др.) посредством установления оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией, формальными и неформальными организациями, выбора методов управления и т.д.

Функция регулирования

Функция регулирования завершающая функция управления инновациями, в результате которой осуществляются наблюдение за ходом разработки и внедрения инноваций, разработка и реализация решений по предупреждению отклонений и сбоев в ходе инновационного процесса, а в случае их возникновения по их незамедлительному устранению, то есть воздействие на объект управления. Этим достигается состояние устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае отклонений их от установленных параметров. Предупреждение или устранение отклонений и сбоев возможны, благодаря использованию резервов, имеющихся в наличии:

· материальных (оборудование, материалы);

· трудовых (персонал);

· временных (организация сверхурочных работ, дополнительных смен и т.д.);

· организационных (перераспределение ресурсов между подразделениями).

Процесс регулирования включает:

· информационную подготовку для принятия решения (выяснение причин отклонения от запланированных значений, о приоритетах выпуска, состоянии ресурсов и пр.);

· разработку и принятие решений (определение состава дополнительных работ и заданий для их выполнения, установление, согласование и утверждение сроков их выполнения, исполнителей, выделение ресурсов для реализации решения);

· определение состава резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ;

· реализацию решений и контроль его исполнения.

Регулирование хода инновационного процесса должно отвечать следующим требованиям:

· опираться на четкую организацию планирования инновационной деятельности;

· предполагать непрерывность контроля и наблюдения за ходом инновационного процесса;

· осуществлять обязательное быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;

· базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства инновациями.

Качество управляющих воздействий и их эффективность зависят от своевременности и полноты информации, характеризующей состояние объекта управления. Опоздания в процессе обработки оперативной информации лишают ее практической ценности из-за быстрой смены ситуаций и превращают в аналитический материал, который может быть использован только для оценки хода инновационного процесса, а не для регулирования им.

В процессе реализации функции регулирования воздействие на коллектив людей, занятых в инновационном процессе, осуществляется посредством принятия оперативных мер по предотвращению и, если это не удается, то по устранению выявленных отклонений и перебоев.

Лекция 5.

Виртуальные предприятия

В последнее время для обозначения как сетей небольших предприятий, так и сетей, возглавляемых одним крупным предприятием, все чаще используется термин «виртуальное предприятие ».

Сеть небольших предприятий состоит из группы (или кластера) автономных предприятий, которые все вместе совместно и скоординированно действуют как одно крупное. Расположены они, как правило, в одном месте, каждое из низ специализируется на одной фазе производства одного сектора (предприятия Силиконовой долины США специализируются в информатике и электронике, предприятия готовой одежды в Карп, Италия и др.).

Крупные предприятия концентрируют внутренние исследования на своих базовых способностях и взаимодействуют с другими в форме альянсов для проведения совместных исследований, для поиска дополнительных возможностей.

Лекция 6.

Инжиниринг инноваций

Инжиниринг (англ. engineering – изобретательность, знание) означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринг инновацийэто комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации.

Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности: он воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект может иметь материальный носитель в виде документации, чертежей, планов, графиков и т.д. или не иметь такого носителя, например, обучение персонала, консультации и т.п.

На практике оказание инжиниринговых услуг зачастую сочетается с продажей ноу-хау. Это ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологиями». В действительности, инжиниринговые услугиэто способ передачи новых технологических и других знаний, а сами услуги представляют собой товар, отличный от технологии.

Реинжиниринг

Реинжиниринг затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение, диффузию.

Американский ученый М.Хаммер, вводя в научный оборот термин «реинжииниринг», дал ему такое определение: «Реинжинирингэто фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы».

В управлении инновацией реинжиниринг связан с определенной целью, стоящей перед инновацией: с текущей или со стратегической потребностью в нововведениях.

Исходя из этого, различают:

1) кризисный реинжиниринг;

2) реинжиниринг развития.

Кризисный реинжиниринг вызывается резким падением объема продажи продукта в связи со снижением спроса на него или в связи с падением имиджа продавца инновации, что является свидетельством тенденции к снижению конкурентоспособности товара на рынке, а, возможно, и к банкротству продавца. Поэтому возникает потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося кризиса.

Реинжиниринг развития вызывается снижением объема продажи продукта (операции) в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного предела, выше которого продажа инновации невозможна. Реинжиниринг развития рассчитан на внедрение инновации для перспективной перестройки бизнес–процесса. Он предполагает переход от бизнес–процесса к бизнес–процесс–реинжинирингу. Бизнеспроцессреинжиниринг – оптимизация и управление хозяйственным процессом. Он организован на следующих принципах:

· ориентация на весь процесс;

· ориентация на качественный скачок;

· ликвидация закомплексованности в бизнесе;

· использование эффективных технологий в бизнесе.

Бенчмаркинг

Новейшей практикой западных исследований сравнительной конкурентоспособности является бенчмаркинг (англ. bench – место, marking – отметить, benchmark – ориентир) – способ изучения лучшей практики и условий деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего, своих конкурентов, при которых обеспечивается успешный трансфер передового опыта с целью использования его в своей работе. Он включает в себя комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все положительные достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе. Он направлен на изучение бизнеса, а применительно к инновациям, означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций. При бенчмаркинге важное значение имеет преодоление психологической закомплексованности руководителей и специалистов:

· самоуспокоенности руководителя организации достигнутыми результатами;

· нежеланием рисковать денежными средствами на покупку информации, оплачивать консультации аналитиков и экспертов, экономию всех видов ресурсов на маркетинговых исследованиях и т.п.;

· страхом, что сделать лучше, чем конкурент, очень трудно или невозможно из-за больших затрат всех ресурсов, в том числе денег.

Бенчмаркинг бывает двух видов:

1) общий;

2) функциональный.

Общий бенчмаркинг – сравнение показателей производства и продажи своих продуктов с показателями бизнеса достаточно большого количества продуцентов или продавцов аналогичного продукта. Такое сравнение позволяет наметить четкие направления инвестиционной деятельности. Параметры, используемые для сравнения характеристик продукта, зависят от конкретного вида продукта.

Функциональный бенчмаркинг означает сравнение параметров работы отдельных функций (например, операций, процессов, приемов работ и т.п.) продавца с аналогичными параметрами наиболее успешных предприятий, работающих в похожих условиях.

Для осуществления бенчмаркинга обычно создается специальная рабочая группа.

Преимущества бенчмаркинга [2.3]:

· изменения мотивируются, так как имеются цели, достигнутые другими;

· сопротивление изменениям становятся меньше, если идеи изменений приходят из других сфер и областей деятельности;

· инновации из других отраслей знания могут быть легче идентифицированы и применены;

· процесс расширения информации и осведомленности о передовом опыте увеличивает знания.

Брэнд–стратегия инновации

В широком понимании брэнд–стратегиякомплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке. В основе брэнд–стратегии лежит разработка и движение брэнда.

Брэнд (англ. brand – клеймо, фабричная марка) – совокупность материальных (вещественных) и нематериальных (неосязаемых) характеристик товара (услуги), которые, соединенные воедино, формируют сознание потребителя и определяют место хозяйствующего субъекта на рынке. Иначе, брэнд – это целостный маркетинговый комплекс по созданию дополнительных конкурентных преимуществ у данного предпринимателя на рынке.

Брэнд-стратегия инновацийэто управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвиж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.102 с.)